Башкирское войско на защите Отечества
9 мая 2022 года на Советской площади Уфы состоялась торжественная церемония закладки гильз и капсул со священной землей, привезенных из всех 54 районов Республики Башкортостан, в основание строящегося памятника командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Герою России, генерал-майору Минигали Мингазовичу Шаймуратову.
Во время церемонии Глава Башкортостана Радий Хабиров подчеркнул, что памятник возводится от имени всех народов, проживающих в республике, как знак благодарности нашим предкам, воинам разных национальностей, защищавших во все времена нашу Отчизну.
Оглядываясь назад, в исторический промежуток времени, когда зарождались башкирские вооруженные отряды, мы видим различные этапы становления башкирских войск.
В первой половине X века (по другим сведениям, в первой половине IX века) предводитель башкирских племен Башгирд с двумя тысячами всадников служил в армии Хазарского каганата на границе с Кимакским каганатом. Снаряжение воинов-башкир состояло из пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами, кистеня, щитов различной формы. Некоторые воины надевали перед боем латы. Башкирское войско подразделялось на тысячи, сотни, пятидесятки и десятки, во главе которых стояли командиры. Военная тактика башкир отличалась главенствующей ролью конницы и постепенно развивалась в постоянных столкновениях с соседями-кочевниками.
С XIII века территория Башкирии входила в состав Монгольской империи. Весной 1229 года тридцатитысячное войско татаро-монголов двинулось на Запад и к осени было в степях Яика и Итиля, где встретило упорное сопротивление со стороны башкир и их союзников булгар. В 1232 году татаро-монголы планировали захватить столицу Волжской Булгарии – Биляр, где были остановлены на главных оборонительных рубежах по рекам Большой Черемшан и Кондурча. Но в последующих походах татаро-монгольским захватчикам все-таки удалось покорить башкир и булгар. По сообщению Рашид ад-Дина, осенью 1236 года монголы выступили «в поход против булгаров и башгирдов» и в короткое время захватили их. «Хотя страны Булгар и Башгирд были завоеваны, но их жители снова восстали». Впоследствии башкирские отряды пополнили монгольскую армию, в XIII-XVI веках – войска Золотой Орды, Казанского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства.
Согласно жалованным грамотам, шежере и другим историческим сведениям, военная служба башкир стала одним из условий присоединения Башкирии к Русскому государству.
В начале XVII века, в период Смутного времени, башкиры остались верны своим обязательствам перед молодым Российским государством и присяге, данной московскому царю. Они приняли активное участие на стороне правительственных войск в борьбе с отрядами самозванца Лжедмитрия II и пришедшими вместе с ними интервентами.
С 1608 по 1610 год в составе объединенного войска воеводы Андрея Алябьева башкиры участвовали в освобождении от отрядов Лжедмитрия II Балахны, Мурома, Владимира, Касимова. Разбив силы самозванцев в Подмосковье, в марте 1610 года правительственные войска, среди которых была и башкирская конница, вступили в столицу. Сразу по прибытии в Москву служилые люди Поволжья, выполнившие свой долг, были отпущены домой.
Однако боевые действия не прекратились, войско Речи Посполитой в том же году вошло в Москву, что вызвало недовольство народа и формирование первого ополчения зимой 1610-1611 годов. Войдя в состав Первого ополчения, в феврале 1611 года башкиры выступили из Нижнего Новгорода в составе сил «понизовых городов» и участвовали в бою под Бронницами. После неудачной осады Москвы башкиры оставались под столицей. А с прибытием Второго ополчения поступили на службу под начало князя Дмитрия Пожарского. Они участвовали в боях с польско-литовской конницей гетмана Ходкевича под Москвой. В последних числах августа 1612 года войска Ходкевича отступили от столицы, что предопределило капитуляцию польского гарнизона в Кремле 27 октября 1612 года и полное освобождение Москвы. Башкиры вместе с казаками и поместной конницей смогли противостоять польско-литовской кавалерии, считавшейся на то время одной из лучших в Европе. В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды, в 1608-1610 и 1611-1612 годах, силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства.
Факт участия башкирской конницы в усобицах Смутного времени подтверждает грамота царя Алексея Михайловича уфимскому воеводе Алябьеву, в которой говорится: «Башкиры при прежних государях и при отце нашем, Блаженные памяти, при великом государе Всея Руси царе и великом князе Михаиле Федоровиче сражались против поляков, а во время Московского разорения были под Москвою и до Московского разорения были в нашей службе под Новым Городом на Бронницах с боярином с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского».
Башкирские полки, состоящие из одной тысячи человек, служили в составе российской армии и в период Северной войны 1700-1721 годов против Швеции. За отвагу и мужество, проявленные в составе войск генерала Бориса Петровича Шереметева под руководством самого Петра Великого, сорока пяти башкирским воинам был пожалован титул тархана.
В Семилетней войне 1756-1763 годов против прусской экспансии в войсках коалиции крупнейших государств Европы (Австрии, Франции и России) героически сражались полторы тысячи человек, четыре конных полка башкир. Служила конница в составе армии генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского в Восточной Пруссии.
В конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века Российская империя попала в сложную внешнеполитическую ситуацию. Пока на юге полным ходом шло русско-турецкое противостояние, Швеция начала очередную войну, осадив в 1788 году крепость Нейшлот. Российская армия ускоренно пополнялась гарнизонными командами, рекрутами, спешно формируемыми иррегулярными частями. Вместе с мишарями и оренбургскими казаками более двух тысяч башкир в составе четырех полков были командированы из Оренбургской губернии в Прибалтику, где воевали в Финлядской армии под командованием Михаила Илларионовича Кутузова.
На втором этапе русско-прусско-французской войны 1806-1807 годов во второй польской кампании в боевых действиях участвовали два башкирских полка, проявляя доблесть и героизм, под руководством атамана Матвея Ивановича Платова. В Отечественной войне 1812-1814 годов против Наполеона в составе российской армии приняли участие уже двадцать восемь башкирских полков. Они участвовали в сражениях под городом Красный, под Малоярославцем, в Бородинской битве, в Тарутинском маневре и партизанских движениях. В ходе наполеоновских войн башкирская конница продемонстрировала свои лучшие качества, а ее военное искусство непрерывно развивалось и обогащалось. Она равным образом хорошо противостояла как легкой кавалерии противника, так и пехоте, была незаменима в авангарде и арьергарде, партизанской войне. В отличие от регулярной армии башкиры вели активные боевые действия даже ночью.
Уже в 1813 году башкирская конница могла совместно действовать не только с казаками, но и с частями регулярной кавалерии, гусарами, уланами, что предполагало знание ее офицерами кавалерийских уставов, команд, понимание тактического замысла командования. Все это показывает возросшее мастерство и опыт командиров башкир. В ходе войны они учились у казаков, у офицеров регулярной армии, наконец, у своего противника.
Военная организация башкир в эпоху наполеоновских войн 1807-1815 годов в структурном и тактическом отношениях носила европейский характер, но с сохранявшимися элементами ордынской традиции. Ее отличительными качествами были мобильность, выносливость, однородный состав подвижного конного войска, наличие опытных командиров, крепкая дисциплина, достаточная воинская выучка, большой конский резерв. Немаловажную роль играли массовая отвага и самоотверженность башкир, их патриотический настрой. Все это позволяло башкирским воинам с успехом противостоять легкой европейской коннице (польской, немецкой, французской).
В ходе заграничного похода Российской армии башкиры проявили храбрость в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганновером, Данцигом в Германии, Шатобрианом и Парижем во Франции. Многие башкирские воины были отмечены за героизм боевыми орденами и медалями.
В марте 1814 года башкирские полки были в первых рядах русского войска, взявшего Париж. Все башкирские офицеры и солдаты были награждены Верховным главнокомандующим Российской армии медалями «За взятие Парижа». Как и в германских городах, в Париже охрана наиболее важных правительственных учреждений и дворцов была возложена на башкирских воинов с учетом их высокой дисциплины, которая поддерживалась не только командирами, но и войсковыми имамами.
Башкирские полки участвовали и в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, в Хивинском походе 1839-1840 годов, в Кокандских походах 1852-1853 годов, в Крымской войне 1853-1856 годов. Также башкирские полки бились на стороне российской армии с начала Первой мировой войны (1914 год) до февральской буржуазной революции 1917 года.
После Великой Октябрьской социалистической революции башкиры держат нейтральный статус, но потом переходят на сторону белогвардейцев. Летом 1918 года правительство Башкурдистана срочно объявляет всеобщую мобилизацию в башкирскую армию. 8 июня при Башкирском центральном военном совете – ШУРО был создан штаб войска башкирского, военный совет. 11 октября 1918 года правительство Башкурдистана подписало постановление о создании башкирского войскового управления. Войско состояло из иррегулярных отрядов и регулярных пехотных и кавалерийских полков. С июля 1918 года в состав Башкирского войска входили четыре Башкирских пехотных полка и Башкирский кавалерийский полк, которые в сентябре 1918 года вошли в Башкирский отдельный корпус, состоящий из пяти полков. Его первым командующим назначается генерал-майор Хаджи-Ахмет Ишбулатов. В октябре 1918 года Башкирский отдельный корпус был реорганизован в Башкирскую отдельную стрелковую дивизию, а в январе 1919 года – в Башкирский корпус.
Александр Васильевич Колчак, став Верховным Правителем России, отказался признавать любые проявления национальных автономий. Несмотря на многократные обращения башкирской власти, он запретил создание Башкирской автономии. В этих условиях башкирское правительство начало переговоры с представителями Советской власти, и в феврале 1919 года появилось его постановление о переходе башкирского войска и Башкурдистана на сторону последней, после чего начались совместные военные действия башкирских частей и Красной армии против белых.
Рустам ГАЛЛЯМОВ.
НА СНИМКАХ: фрагмент церемонии закладки гильзы с землей в основание памятника Минигали Шаймуратову; башкирские воины в период войны 1812 года.
Фото с сайта glavarb.ru и из открытых источников.
(Окончание материала читайте в следующем номере.)
НА СНИМКАХ: фрагмент церемонии закладки гильзы с землей в основание памятника Минигали Шаймуратову; башкирские воины в период войны 1812 года.
Фото с сайта glavarb.ru и из открытых источников.
(Окончание материала читайте в следующем номере.)
1-07-2022 (0) Просмотров: 632 Номер: 45(13607) Версия для печати