$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Маэстро тончайших нюансов души


Маэстро тончайших нюансов души

Особый день рождения отмечает сегодня главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, народный артист Башкортостана, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Российской Национальной премии «Музыкальное сердце театра» Артем Макаров. «Вечерка», которую связывает с Артемом Валентиновичем давняя дружба, не раз писала о маэстро, отдельной строкой делясь с читателями рассказами о спектаклях, музыкальным руководителем и дирижером коих был Артем Макаров. А сегодня о нем расскажут читателю те, кто напрямую связан с миром музыки и театра. Мы поздравляем Артема Валентиновича с днем рождения и желаем ему дальнейших творческих успехов и достижения все новых и новых высот в музыке!
ВЕЧЁРКИНЦЫ.



***

Артем Валентинович Макаров, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета – никогда не был для меня Артемом Валентиновичем. Просто Артем, Артемчик. Учился в одном классе с моей дочкой, скрипачкой Олечкой. Но он учился не у меня, а в параллельной группе. Это потому, что в ССМК по музыкальной литературе классы делятся пополам (в те годы – Средней специальной музыкальной школе, а не колледже, как сейчас). И в перерывы педагоги всегда заходили друг к другу «в гости» - поделиться, сверить планы и мысли… Постоянно в такие моменты доводилось видеть Артемчика за фортепиано. Так ему хотелось музыки, не терпелось прикоснуться к звукам – к клавишам… Как помнится, меня потрясало, что репертуар у него был не тот, что в это время мы осваивали по плану – у нас шла русская музыка – а Артем исполнял один из сложнейших образцов музыки европейской. Как сейчас слышу – это была си-минорная Соната Ференца Листа… Огромное полотно, которое под силу самым техничным виртуозам!
Нравилось мне и поговорить с Артемом – признаться ему в том, что звук его кларнета для меня – просто волшебное очарование, проникновение в таинства мягкости, теплоты, глубинности… Да, он был кларнетистом. Еще подростком, прибывшим в Уфу в ССМК откуда-то издалека, но уже отмеченным какими-то лауреатскими званиями и ставшим стипендиатом фонда «Новые имена», фонда, к коему здесь мы относились с великой почтительностью. Выступления Артема Макарова заставляли желать встреч с его кларнетом еще и еще…
И вот он, такой признанно талантливый, поступил в наш Уфимский государственный институт искусств. На духовое отделение. Но мы, теоретики, мечтали иметь его также и в рядах музыковедов. Однако нам не позволили… В этот момент Артем сменил специальность и ушел из духовиков – в пианисты. Мне, уже убеждавшейся в его пианистическом даровании, это было неудивительно. Учиться он стал у Люси – так все называли незабвенного профессора Людмилу Ивановну Алексееву. В пианистической группе некогда пришлось видеть его на занятиях по истории советской музыки (мне довелось заменять в тот момент ушедшую на защиту кандидатской диссертации коллегу). Конечно, он выглядел как очень большой молодец – подготовленный к семинарам, демонстрировавший профессиональное отношение к предмету.
…Как-то раз подходит Артем ко мне и сообщает, что хочет заниматься симфоническим дирижированием. И пошли мы с ним к нам домой (я знала, что мой супруг, Валерий Игнатьевич Платонов – в те поры главный дирижер БГТОиБ, именно в это время находился дома). Вот так они договорились о совместной работе над новой специальностью. Артем отладил дела с руководством вуза (а главное – добился, чтобы на уроках были два концертмейстера – это непременное условие обучения для оперно-симфонического дирижера). Однажды посчастливилось видеть и слышать, как с ним занимался, по просьбе Валерия Игнатьевича, греческо-немецкий дирижер Стефанос Циалис, приехавший в Уфу на Шаляпинский фестиваль. Помню то, как они осваивали сложную технологическую проблему, связанную с прологом Пятой симфонии Бетховена – всем известный мотив Судьбы…
Уверена, что сегодня технологических проблем у Артема Макарова в дирижировании нет. Он имеет в своей дирижерской «копилке» и школу Геннадия Николаевича Рождественского. Еще в уфимские студенческие времена Валерий Платонов доверял ему спектакли. Например, незабываемый низаметдиновский спектакль «Memento»! Или возникший с подачи Артема «Геракл» Генделя - такая редкая вещь на наших сценах…
Тонкий вкус и изящная интеллигентность отличала Макарова всегда. Отличное владение роялем позволяет ему работать с певцами в любой обстановке, помогать им осваивать их оперные партии, причем любых стилей.
Однажды спросила у одного из оперных оркестровых музыкантов, на чьей репетиции мне было бы интересно и полезно побывать, чтобы проникнуть в дирижерскую «кухню». Мне ответили – у Макарова. Почему? – он самый требовательный, в меру жесткий, при этом знает, какого звучания хочет добиться, заранее как бы слышит необходимый звуковой результат. Да, я с этим соглашусь. И поприсутствовать на макаровских репетициях, надеюсь, доведется. Музыкант он еще молодой. А сегодня хочется поздравить его с днем рождения и пожелать в такой непростой профессии, как дирижер, достижения все бОльших и бОльших успехов!
Светлана ПЛАТОНОВА, музыковед, кандидат искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, член Союза композиторов России.


Маэстро тончайших нюансов души

***

С маэстро Макаровым мы познакомились очень много лет назад. Правда, поначалу он меня не знал, а я уже знала, кто это. Мы учились у одного педагога в Уфимском государственном институте искусств – у профессора по фортепиано Людмилы Ивановны Алексеевой. Артем учился на младших курсах, и как-то Людмила Ивановна мне сказала: «У меня есть такой чудный мальчик, у него большое будущее». И она оказалась права.
В дальнейшем мы с Артемом познакомились как пианист и вокалистка уже в театре. Когда меня приняли в труппу, он поначалу был концертмейстером в хоре, потом стал концертмейстером и у солистов. И мы все старались попасть на урок именно к нему, потому что это был очень перспективный концертмейстер, он знал о музыке практически все, а главное – знал то, что было чрезвычайно полезно именно для вокалиста, то есть речь идет не о линейном музицировании, а о чем-то гораздо большем… И он понимал в вокале, знал его тонкости и нюансы, что при работе в таком тандеме очень важно для певца.
Я с Артемом сделала много партий – каждый раз, выучив партию, стремилась попасть к нему на урок и показать то, что освоила. Он, конечно, давал мне очень дельные советы, делал ценные замечания, мы с ним много работали… И когда он потом уехал в Турцию надолго, мне его и занятий с ним чрезвычайно не хватало. Вообще, Артем сыграл большую роль в моей жизни. Именно он, поддержав меня, помог перейти из меццо-сопрано в сопрано. Мне с ним ничего не страшно, честное слово! Мы с ним спели много концертов, подготовили несколько программ – романсовых, камерных; я с ним спела очень много спектаклей на сцене. Хочу сказать, что очень люблю Артема, он мне, как младший брат. Нас связывает нежная дружба, теплые отношения, я его просто обожаю, как музыканта и как человека.
Что касается профессиональных качеств Артема Макарова, не каждый маэстро на самом деле знает, как дирижировать оперой. Опера – вершина элитных жанров. А дирижер в оперном спектакле отвечает не только за оркестр, но и за вокалистов. Когда вокалисту на сцене нет помощи от дирижера – это просто катастрофа! Это очень тяжело. Музыканты – в оркестровой яме, дирижер – спиной к залу. А вокалист, он всегда лицом к публике. И он, в принципе, как будто бы один отвечает перед слушателем за спектакль. Поскольку, если вдруг что-то пойдет не так, публика, особенно из числа неофитов, скажет: вокалист плохой. На самом же деле есть много очень тонких вещей, имеющих отношение к связующим нитям, и одна из них – контакт с дирижером. Это самое важное в спектакле. И когда дирижер, скажем так, не просто не мешает (а бывает такое, что и мешает), но помогает солисту, и хору, и всем вместе – сие, в общем, самое ценное! И все это есть в Артеме. Он умеет собрать спектакль. Так собрать, чтобы все совпадало. Это очень непросто, это невероятный труд. Вообще, дирижерская профессия – самая сложная в числе музыкальных профессий.
Я поздравляю Артема Валентиновича с днем рождения! Желаю ему здоровья, терпения, сил, воплощения всего, что задумано, и еще много-много прекрасной музыки!

Лариса АХМЕТОВА, солистка оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка Республики Башкортостан, лауреат республиканского, открытого и всероссийского конкурсов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 12-07-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 463     Номер: 47(13609)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.