Наш свет своим сопутствием для нас животворила...
Прошло семь лет, как не стало яркой, самобытной балерины и педагога, доброй, лучезарной Фариды Мустаевой. Нашей Фаридуши. До сих пор невозможно смириться, не верится, что ее больше нет среди нас...Непостижимо...Такой светлый человек! Как она знала и тонко чувствовала балетное искусство! Выпускница Ленинградского хореографического училища имени Агриппины Вагановой, сама была яркой характерной танцовщицей, танцевала на сцене четверть века. Незабываема в "Испанских миниатюрах". А какая Мерседес в "Дон Кихоте"! Сольные партии в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Золушке", "Голубом Дунае"...
За три десятилетия педагогической работы в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева она воспитала десятки артистов балета, передавала им не только мастерство, опыт, но щедро делилась всем богатством своей необъятно доброй души.
Фарида была настоящим ангелом-хранителем своего легендарного отца Хашима Фатыховича Мустаева, танцовщика, хореографа, писателя, общественного деятеля. Она была вдохновительницей и помощницей в сборе материалов и написании его монументального труда – восьмисотстраничной книги воспоминаний «Далекое и близкое». А как приятно было видеть их в театре на премьерах, концертах, юбилейных торжествах! Всегда улыбчивые, приветливые, доброжелательные, они, словно магнит, притягивали людей. Мы называли Хашима Фатыховича башкирским Зельдиным, надеялись, да почти уверены были, что он доживет до векового юбилея. Предпосылки к тому реальные: всегда в прекрасной физической форме, ясная голова, постоянно в работе, творчестве, среди людей. В роду немало долгожителей. Например, его дед, Хамасадык-картатай, прожил сто четыре года. А ведь оставалось совсем немного – Хашиму Фатыховичу шел девяносто восьмой год. Конечно, силы и дух подорвала безвременная смерть любимой дочери. Фарида – его гордость, его опора. Он не продержался без нее и полугода.
Друзья, коллеги, ученики вспоминают Фариду Хашимовну только в светлой, солнечной тональности. Вот лишь несколько откликов на публикации о ней в соцсетях.
Любовь Максимова, режиссер: «Да, ФариДуша, мы ее так звали, была светлым человеком. Мы достаточно часто встречались, когда Хашим Фатыхович руководил ансамблем «Ляйсан». Рано, очень рано ушла она…»
Игорь Севастьянов, балетмейстер: «Я познакомился с Фаридой Хашимовной при подготовке оперы Memento в театре. Она была чудесным педагогом-репетитором, очень помогала мне в работе с артистами над образами, феноменально запоминала хореографический текст. После мы всегда очень тепло общались. Такая безвременная утрата, до сих пор не верится, что ее нет».
Татьяна Мохова, концертмейстер балета: «Улыбка – постоянное выражение лица Фаридуши… Мне кажется, она даже спала с улыбкой».
Гульнара Насонова, балерина, педагог: «Фарида Хашимовна, спасибо за все!»
Надя Кадырматова, ветеран балета: «Моя самая любимая подружка. Светлая память!»
Вспоминаются строки русского поэта Василия Жуковского:
О милых спутниках,
которые наш свет
Своим сопутствием
для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
И мы благодарно говорим: «Спасибо, дорогая Фарида, что ты была в нашей жизни!»
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКЕ: Фарида Мустаева с отцом.
Фото
Александра ДАНИЛОВА.
НА СНИМКЕ: Фарида Мустаева с отцом.
Фото
Александра ДАНИЛОВА.
ПОДРОБНОСТИ
Фарида Хашимовна Мустаева родилась в Ленинграде в семье солиста Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Сергея Кирова Хашима Мустаева, впоследствии руководителя Баашкирского государственного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.
В 1972 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой (класс народной артистки РСФСР И. Б. Зубковской).
С 1972 года работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. На протяжении двадцати пяти лет сценической деятельности исполнила множество сольных партий, среди них — Феи Нежности, Резвости, Щедрости, Беззаботности, Смелости, Сапфиров, Золота, Серебра («Спящая красавица» Чайковского), Цыганка, Мерседес («Дон Кихот» Минкуса), Испанская, Венгерская, Польская невесты («Лебединое озеро» Чайковского), Персидский танец, Зеленая дама («Голубой Дунай» Штрауса), Испанский танец («Золушка» Прокофьева), Озе («Пер Гюнт» на музыку Грига), Пастора, Ампаро, Мать («Испанские миниатюры»)…
Яркими, запоминающимися явились созданные танцовщицей позднее игровые, мимансовые образы – Кормилицы («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Матери Китри («Дон Кихот» Минкуса), Берты («Жизель» Адана)…
Особой страницей танцевальной карьеры Фариды Мустаевой стало выступление в концертных номерах. Среди них выделяются талантливые хореографические миниатюры на национальные темы – «Звон монет», «Встреча», «Бурзяночка», постановщиком которых стал ее отец – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат премии имени Мажита Гафури Хашим Фатыхович Мустаев.
В 1997 году Фарида Мустаева исполнила партию Старшей жены Арсланбая в спектакле «Журавлиная песнь», показанном в Москве на Всероссийском театральном фестивале «Золотая Маска».
С 1986 года Фарида Хашимовна - педагог классического и народно-сценического танца Уфимского хореографического училища (ныне – Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева) с момента его основания. С 1994 года - педагог-репетитор в Башкирском государственном театре оперы и балета. В 2010 году получила диплом Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы по специальности «хореографическое искусство».
Младший сын Фариды Мустаевой – танцовщик в третьем поколении – работает артистом балета в Екатеринбургском государственном театре оперы и балета.
В 2002 году награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российского профсоюза работников культуры за большой вклад в развитие культуры.
26-07-2022 (0) Просмотров: 403 Номер: 51(13613) Версия для печати