Ритмическое звучание узора народных полотенец
В Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова 13 августа завершается работа выставки «Поэзия народного быта», посвященной Году искусства и нематериального культурного наследия. Экспозиция разместилась в мезонине старинного уфимского особняка. Всего представлено более 100 экспонатов. Среди них большая коллекция старинных полотенец - великолепные яркие, многоцветные образцы ткачества народов, населяющих нашу республику.
До середины ХХ века во многих деревенских избах еще сохранялись ткацкие станки, на которых для разнообразных повседневных нужд изготавливались полотна. Деревенские женщины, не всегда умевшие написать свое имя, проявляли чудеса выдумки и смекалки, осуществляя сложнейшие расчеты нитей в создании композиций орнамента и фактурного богатства тканей.
Узорное ткачество было развито повсеместно. По традиции каждая девушка должна была сама напрясть и наткать свое приданое. В его составе были обязательны свадебный костюм и определенное число рубах, скатертей, полотенец, узорных поясов, часть которых шла на подарки новым родственникам.
Сама техника ткачества обусловила геометрический характер орнамента, в котором были ромбы, квадраты, клетки, полосы, зигзаги, треугольники… Но господствует среди них мотив ромба, – варианты ромбических узоров бесчисленны и неповторимы. В давние времена ромб был символом солнца, знаком плодородия. Его размещение в орнаменте свадебных рубах и полотенец несло древний смысл пожелания добра, счастья и полной жизни молодоженам.
На выставке представлены редкие образцы техники узорного ткачества – пестрядь, браное, ремизное и закладное.
Простейшее среди них – пестрядь – полотняное переплетение цветных нитей, образующих небольших размеров клетки и полосы. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, передники, делали скатерти, покрывала.
Бранина – техника, дающая негативный узор с лицевой и тыльной стороны ткани. Чаще всего таким способом изготавливали узорные полотенца. Красный узор четко выделялся на белом фоне. В народной одежде очень много оттенков красного. Этот цвет у всех народов был символом огня, солнца и тепла.
Ремизные ткани создавали при помощи ремизок, или ниченок – приспособления на ткацком стане для поднятия нитей основы. Таким способом можно было сочетать гладкую и рельефную фактуру ткани. Мелкие клетки, квадраты, прямоугольники объединялись в более крупные и сложные фигуры. Ремизная техника применялась обычно в скатертях и полотенцах.
А что такое закладное ткачество? Узор ткется утком, нитью по горизонтали. Для каждого цвета – свой уток. В процессе тканья нити узорного (цветного) утка переплетаются с одной и той же нитью основы. Разноцветные части узора на месте соединения с двумя разными нитями основы (так начинается новый цветной фрагмент узора) составляют тонкую сквозную щелку, прорезь, зазор. В композиции получаются ступенчатые линии, контуры узора составлены как бы лесенкой. Получался одинаковый двусторонний орнамент. «Закладами» украшали передники, полотенца, подолы сенокосных рубах и даже шушпаны (верхнюю женскую одежду).
Узорное ткачество нередко совмещалось с вышивкой, кружевом, набойкой, например, в нижних юбках, полотенцах.
В 2011 году в уфимском издательстве «Китап» вышла необычная книга собирателя народного прикладного искусства Софьи Нуриджановой «Читайте полотенца!», где она знакомит читателей со своей замечательной коллекцией. Сразу следует отметить, что подобные узоры, мотивы и цветовую палитру можно найти, разглядеть в музейной коллекции. Книга полна восхищением и преклонением перед гением народного творчества, которые мы, безусловно, разделяем; приведем некоторые выдержки из нее, потому что лучше и душевнее такого уникального специалиста и не скажешь:
«Роскошное классическое полотенце «служит» службу красоты и умиротворения страстей. Эти характерные ступенчатые узоры (так только и может получаться узор закладного ткачества!), эти солнечные отбивки и связь их цветом узора… Изумительная, совершенная техника… Дорогая, дорогая память…»
«Совершенно очаровательный конец полотенца! Поразительное изящество всех составляющих геометрических фигур и созвучие их в цвете. Особенно хороши три ромба серединного поля, просто редкая изысканность четырехцветных ромбов. Их яркие краски перепеваются в крайних полях с веселыми «ветвистыми» ромбиками. Браная техника тканья в этом полотенце филигранна. Еще раз скажу: прелестная работа!»
«Полотенце изумительной красоты гармонической композиции, тонко ориентировано по цвету».
«Властная декоративность узоров полотенца складывается из повторяющихся тонких простых геометрических фигур, они создают мощное ритмическое звучание… Нет, словами не выразишь эти ритмы, значение, роль «отбивочных» полос!»
«Восхитительное, полное света и цветения полотенце (ромбы с цветной серединкой), свободное от всякой правильности, одаривает нас радостью и счастьем!»
Приглашаем вас на пир цвета и рисунка! Полотенца, народные костюмы чувашей, башкир и русских, покрывала, салфетки, занавеси, перегородки для помещения, нагрудные и накосные украшения, народные куколки, лапти и лапоточки. Осталась всего неделя, а потом вся эта красота будет уложена фондах музея до следующей выставки.
Галина ИВАНОВА,
автор экспозиции
и хранитель музея.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
автор экспозиции
и хранитель музея.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
9-08-2022 (0) Просмотров: 392 Номер: 54(13616) Версия для печати