И мир на кончике носка!
Елена Фомина… Народная артистка Башкортостана… Прима-балерина… Любимица публики… Во время антрактов зрители подходили и спрашивали: «В каких еще спектаклях танцует Фомина?» На нее шли, ее обожали, ею восхищались.
Впервые я увидела и запомнила Елену в 1995 году. Юрий Николаевич Григорович ставил в Башкирском государственном театре оперы и балета «Щелкунчика» Чайковского. На уроке классики он обратил внимание на Елену Фомину и выбрал ее на роль Мари. И я пришла на генеральный прогон спектакля. Сразу отметила музыкальность исполнительницы, чистоту техники классического танца, свежесть и непосредственность в психологическом рисунке героини. Это была первая главная партия в творческой биографии Елены Фоминой.
Позже, уже работая в литературной части БГТОиБ, старалась не пропускать дебюты, вводы, просто выступления полюбившейся артистки. Часто общаясь, наблюдая Лену в разных жизненных ситуациях, оценила ее трудолюбие, целеустремленность, любовь и преданность избранной профессии, чувство долга и ответственности. Хорошо помню день, когда театр облетела скорбная весть: у Лены Фоминой ушла из жизни мама. А вечером балерина должна танцевать в «Кармен-сюите». Замены нет. Что делать? Художественный руководитель балета Шамиль Терегулов готов был уже к отмене спектакля. Но Лена вышла на сцену! Ее Кармен была живой, неистовой в любви и ненависти, огненная в танце. Это было яркое, виртуозное выступление. Может быть, наша героиня посвятила его любимой маме…
И, конечно, незабываем бенефис Елены Фоминой в честь 20-летия ее сценической деятельности.
…В легком, изящном прыжке на сцену влетает Китри, и зал взрывается аплодисментами. Так публика встречает свою любимицу. Не случайно балерина выбрала для бенефиса балет Минкуса «Дон Кихот». Китри – близкая и дорогая сердцу партия. Образ бесконечно варьировался, в каждом спектакле артистка открывала новые штрихи, оттенки характера озорной, кокетливой, немного взбалмошной героини. А насыщенность хореографии большими прыжками, сложными пируэтами требует виртуозности исполнения, и это вдохновляет. Балерина с упоением отдавалась танцевальной стихии, сама получая огромное наслаждение и делая счастливыми всех, кто видел ее в эти минуты.
Елена мечтала, чтобы ее партнером в бенефисном спектакле стал солист Мариинского театра Владимир Шкляров. Победитель конкурса «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», лауреат международных конкурсов и премий, был востребован в России и за рубежом. «Восходящая звезда» становилась звездой мирового балета. Непросто было выкроить в плотном графике время для выступления в Уфе. Но Владимир сделал это. Его встреча с башкирской труппой была не первой. Он танцевал Джеймса в «Сильфиде» на одном из Нуреевских фестивалей и Жана де Бриена в «Раймонде» во время гастролей труппы БГТОиБ в Таиланде.
- Когда коллега добивается таких больших высот и приглашает на свой бенефисный праздник, невозможно не откликнуться, - сказал танцовщик после спектакля. - У нас было всего две репетиции, но такое ощущение, что мы танцуем вместе сто лет. Я восхищен Леной как профессионалом, с ней легко и приятно работать. Мы шли навстречу, понимали друг друга, Лена заряжала меня своей энергетикой. И вся обстановка на сцене была дружелюбной, все ребята молодцы. И зрители так горячо поддерживали… Я рад, что балет любят не только в Санкт-Петербурге, Москве, но и здесь, в Уфе, на родине Нуреева.
Спектакль стал искрометным танцевальным фейерверком. На сцене выступали лучшие силы башкирского балета. Выходы артистов и финальные акценты каждого фрагмента сопровождались зрительскими овациями. Владимир Шкляров демонстрировал свою потрясающую гибкость, уникальные прыжки и вращения. Елена взлетала в его руках словно пушинка, все поддержки - высокие, низкие, «рыбки» - были выполнены четко, грациозно, эффектно. И, наконец, апофеоз мастерства – в знаменитом гран-па. Тридцать два победных фуэте Елена Фомина сделала, практически не сходя с одной точки. Все внимание зала (весь мир!) было сосредоточено на кончике носка балерины. После спектакля публика стоя приветствовала артистов, виновницу торжества засыпала букетами цветов…
Все прошло так, как, наверное, представляла себе семилетняя Леночка, занимаясь в балетной студии Городского дворца пионеров и мечтая стать настоящей балериной. Ее способности, усердие были замечены, и через три года руководитель студии Ирина Фомичева, сама когда-то начинавшая в танцевальном кружке Дворца пионеров в одно время с Рудиком Нуреевым, посоветовала Леночкиной маме отвезти девочку в Ленинград – в Уфе еще не было хореографического училища.
Лену учила блистательная балерина Кировского театра и не менее блистательный педагог Инна Зубковская. В ее сценических образах привлекали красота хореографического рисунка, богатство танцевальных преображений, чистота техники классического танца. Способная ученица впитывала все лучшее, а самое главное, Инна Борисовна научила ее трудиться и не пасовать ни перед чем. Как пригодилась эта наука, когда после окончания училища Лена из-за травмы не смогла принять предложения остаться в Питере! Она вернулась в родной город, ее приняли в Башкирский государственный театр оперы и балета, конечно, не солисткой. Нужно было после курса лечения и реабилитации войти в форму, набрать технику. Это было трудное испытание – и физическое, и психологическое, но Лена выдержала все.
Художественный руководитель труппы Шамиль Ахмедович Терегулов, очень скоро оценив упорство молодой артистки, разглядел в ней перспективную танцовщицу и всячески способствовал карьерному росту Елены Фоминой.
После Мари с легкой руки Юрия Николаевича так и пошло. Фомина получала одну партию за другой. Она полюбила театр, уже не мыслила себя без него. И без балета. Это ее мир, ее жизнь… Умение учиться, перенимать опыт у старших коллег и репетиторов, стремление к совершенству и огромное трудолюбие в сочетании с природными данными помогли ей достичь подлинных вершин мастерства, стать прима-балериной.
За годы служения театру Елена Фомина станцевала на башкирской сцене ведущие партии в шедеврах мировой классики, создала яркие, эмоционально сильные и психологически точные образы. Дарование широкого диапазона позволяло балерине блистательно перевоплощаться как в легких, нежных, воздушных лирических героинь, так и острохарактерных, темпераментных, огромного драматического накала, страстных и волевых. Но в любой партии ее отличало сочетание безупречной техники, выразительности танцевального рисунка и тонкого артистизма, полной душевной отдачи. Одетта-Одиллия, Аврора, Мари, Жизель, Мирта, Сильфида, Китри, Джульетта, Золушка, Кармен, Лиза, Зарема, Никия, Гамзатти, Пахита, Вакханка, Вожак журавлей, Мальвина, Гюльджан, Эрке… Невозможно перечислить все образы, партии, концертные миниатюры самых различных хореографических стилей, в которых Фомина покоряла зрителей, пробуждая в них любовь к Прекрасному и Возвышенному.
И после своего бенефиса Елена Фомина в прекрасной форме выходила во многих спектаклях театрального репертуара. Она смело бросала вызов тем, кто считает: двадцать лет – балеринский век. Помню, она танцевала Джульетту в балете Сергея Прокофьева в хореографии Шамиля Терегулова. Ее героиня была юна, пронзительно чиста и прекрасна…
С 2004 года Лена, теперь уже Елена Юрьевна, успешно совмещала сценическую жизнь с работой педагога-репетитора в театре. Она очень требовательна к себе, и такое решение приняла после нелегких раздумий и сомнений: «Смогу ли я научить чему-то других?» Ей довелось еще раз стать студенткой в своей alma mater - ныне Санкт-Петербугской академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой, она дипломированный педагог-балетмейстер. В Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева преподает классический танец. Есть в числе ее питомцев ученики, которыми, безусловно, можно гордиться. Например, Рустам Исхаков, станцевавший в двадцать лет Спартака и заслуживший похвалу самого Григоровича, в настоящее время премьер Башкирского государственного театра оперы и балета, известный за пределами Башкортостана в России и на мировых подмостках.
Лена… Простите, Елена Юрьевна полна энергии, сил, желания служить любимому делу. Знаменательно, что в год жизненного и творческого юбилея нашей героини театральный сезон открывает грандиозный Гран Гала в ее честь (6 сентября). Она заслужила признание публики, коллег, учеников, общественности. От всей души пожелаем Елене Фоминой счастья, здоровья и долгого, вдохновенного творчества на педагогическом поприще!
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Елена Фомина в партиях Никии («Баядерка»), Китри с Владимиром Шкляровым (Базиль) в «Дон Кихоте» и в дуэте из балета «Золотой век» с Ильнуром Гайфуллиным.
Фото Сергея ГУТНИКА.
НА СНИМКАХ: Елена Фомина в партиях Никии («Баядерка»), Китри с Владимиром Шкляровым (Базиль) в «Дон Кихоте» и в дуэте из балета «Золотой век» с Ильнуром Гайфуллиным.
Фото Сергея ГУТНИКА.
26-08-2022 (0) Просмотров: 406 Номер: 59(13621) Версия для печати