На Центробанк надейся, а сам не плошай!
Позитивное мышление отлично сохраняет здоровье и в разы повышает иммунитет. Поэтому попробую начать с хорошей новости не самый веселый разговор о мошенниках, которые сегодня, умело пользуясь психологическими отмычками, дочиста обчищают банковские карты доверчивых сограждан, включая некоторых открытых и беспечных жителей Башкортостана.
Правильнее будет сказать — начну с очень хорошей новости. Дело все в том, что Центральный Банк Российской Федерации предложил ввести поправку в закон «О национальной платежной системе», которая позволит обязать коммерческие банки возвращать клиентам деньги, переведенные мошенникам, в течение 30 дней. Если же средства ушли за рубеж, то этот период автоматически увеличивается до двух месяцев.
Об этом рассказал в своем интервью РИА Новости глава департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров. Следует обратить внимание еще и на то, что документ, в свою очередь, пересекается с законопроектом об информационном обмене ЦБ РФ с Министерством внутренних дел, который Государственная Дума РФ уже приняла в первом чтении. Такой обмен позволит МВД иметь практически онлайн-доступ к информации о мошеннических операциях с соблюдением всех норм, касающихся банковской тайны.
В двух словах объясню, почему такого себе до сих пор не представляла. Давайте вспомним, что банки размещают в свои активные операции, например, предоставление кредитов, в основном деньги, привлеченные у населения и предприятий. Значит, когда они покрывают риски, с которыми сталкиваются, это может, в конечном счете, коснуться тех самых его вкладчиков. Когда владелец банковской карты предоставляет мошеннику свои CVV/CVC-коды (с обратной ее стороны) — неоправданно рискует все-таки он. Но, похоже, есть нюансы.
По данным Банка России, а дальше мы увидим, что МВД приводит примеры тех же самых схем, аферисты чаще всего звонят россиянам под видом сотрудников банков. Кстати, недавно они придумали новую уловку — стали прикидываться «сотрудниками» Центробанка, могут прислать вам в мессенджер или на электронную почту документы с логотипом и печатью регулятора. И умеют быть очень правдоподобными. На всякий случай напомню, что Банк России непосредственно с физическими лицами не работает, поскольку такое не входит в его функции.
Далее Вадим Уваров делает акцент на том, что основной «отмычкой» мошенников является умелое воздействие на сознание человека методами так называемой социальной инженерии. Чаще всего под разными предлогами аферисты «просят назвать номер карты и трехзначный код на ее оборотной стороне, а также подтверждающий код из СМС-сообщения». Иногда им удается убедить клиента банка самостоятельно перевести деньги на нужные им счета. Вуаля — деньги похищены! Потерпевший формально действовал добровольно, банки по действующему законодательству имеют право не возмещать похищенные деньги, и в преимущественном большинстве случаев о счастливом завершении всей этой истории для потерпевшего думать не приходится.
«Последняя редакция законопроекта предусматривает, что банки, исполнившие перевод на мошеннический счет, должны будут вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления. По трансграничным переводам предполагается срок — в течение 60 дней», — заявил глава департамента информационной безопасности Банка России.
По логике регулятора, банк «должен будет возместить отправителю сумму перевода в полном объеме, поскольку не предпринял никаких мер по защите клиента от хищения денег, зная, что информация о мошенническом счете содержалась в базе данных Банка России».
Вот как раз то, что информация о мошенническом счете может содержаться в базе данных Банка России, мной и не было учтено. Его подразделение ФинЦЕРТ такую «опись» ведет, и называется она «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Туда стекаются сведения от всех российских банков. Кроме того, ЦБ сохраняет сведения о счетах так называемых дропперов — лиц, чьи банковские карты используются для вывода и обналичивая украденных денег.
Существенно, что еще Банк России предлагает законодательно ввести двухдневный период, в течение которого банк отправителя приостанавливает перевод средств по счету, информация о котором содержится в базе данных регулятора. Давайте вспомним, что, в соответствии с действующим законодательством, перевод должен быть совершен в срок до трех рабочих дней, поэтому такое нововведение не будет противоречить необходимости соблюдения гражданских прав.
Вполне возможно, что вы можете оказаться не большим поклонником колонок новостей МВД Республики Башкортостан и вас сейчас интересует, зачем вообще городить весь этот огород? Специально для этой категории читателей «Вечерней Уфы» я подготовила необременительную для восприятия, но достаточно пугающую, уж простите, статистику о действиях мошенников в Республике Башкортостан. Для простоты из всех новостей такого толка сайта МВД РБ начиная с 15 августа 2022 года я взяла только те, где говорится о пострадавших клиентах коммерческих банков, и только те, где пресс-служба ведомства сочла возможным указать суммы ущерба. Всем пострадавшим жителям республики позвонили отнюдь не мифические, а вполне реальные лжепредставители кредитных организаций.
Так вот, только по официально опубликованной в новостях информации МВД РБ за период с 15 по 28 августа 2022 года, ущерб от действий мошенников физлицам составил более 17 миллионов рублей.
Теперь немного важных подробностей. Максимальный ущерб, по данным сайта регионального МВД за 16 августа текущего года, понес пятидесятилетний житель Илишевского района республики. Он лишился более 5 миллионов рублей. Мужчине поступил звонок от неизвестного, который представился сотрудником банка. Чтобы вывести потерпевшего из состояния равновесия, звонивший сообщил, что мошенники якобы пытаются оформить на него кредит. Далее собеседник убедил мужчину самого оформить кредит и перевести денежные средства на «безопасные счета», что тот и сделал.
Следующая по размеру сумма ущерба составила 3 миллиона рублей, ее потерял 48-летний житель Уфы. Мужчине позвонили такие же липовые сотрудники банка и сообщили о списании с его счета денежных средств. И опять аферисты убедили пострадавшего оформить кредит и полученные средства перевести на «безопасный счет». Уфимец выполнил указания и остался без денежных средств. Об этом пресс-служба МВД РБ сообщила 17 августа 2022 года.
По 1,5 миллиона потеряли три жителя республики — информацией об этом пресс-служба МВД РБ поделилась 18 августа, 22 августа и 24 августа 2022 года. Так, житель города Октябрьского рассказал полиции, что ему поступил звонок с неизвестного номера, да, вы угадали, якобы от сотрудника службы безопасности банка. И опять разговор начался с того, что от него якобы подана заявка на оформление кредита. Лжесотрудник внушил мужчине, что необходимо перевести эти денежные средства через банкомат на «безопасный счет» — фактически, прямо в руки мошенникам.
Такой же «сотрудник банка», действуя по аналогичной схеме, сообщил по телефону 66-летней уфимке, что на нее неустановленные лица пытаются оформить кредит. Предсказуемо этот волк в овечьей шкуре предложил женщине свои услуги и посоветовал срочно отменять данную операцию. Испугавшись, она послушно последовала указаниям звонившего и оформила кредит на 1,5 миллиона рублей. Затем, как вы можете предвидеть, она отправила все деньги на указанные ей счета абонентских номеров.
Заметим, что жуликам слово «жалость» неведомо, и третьей жертвой, оставшейся без полутора миллионов рублей, стал 71-летний житель города Октябрьского. Такой же лжесотрудник коммерческого банка известил пенсионера о том, что «злоумышленники» имеют доступ к его счету, а для предотвращения несанкционированных действий нужно выполнить то, что «добродетель» ему укажет. Далее пожилого мужчину соединили с таким же липовым сотрудником службы безопасности банка.
Общение с третьим аферистом велось как по телефону, так и в мессенджере. Чтобы усыпить бдительность, аферист отправил туда фотографии подложных удостоверений якобы сотрудников органов внутренних дел, что произвело впечатление. Кстати, мне в свое время лжесотрудница отдела безопасности банка предложила продиктовать номер своего служебного удостоверения, на что меня черт дернул поинтересоваться номером табельного оружия, после чего я быстренько положила трубку, памятуя советы компетентных экспертов о том, что вступать с мошенниками в разговор не надо вообще.
Так вот, следуя инструкциям аферистов, 71-летний потерпевший в отделении банка оформил кредитную карту и несколькими платежами переводил эти свои заемные средства на банковские счета. К тому же на банковские счета, указанные аферистами, он отправил и свои личные сбережения, вырученные от продажи меда, а также часть пенсионных накоплений. Мужчина признался, что ему были известны подобные факты мошенничества, однако это его не уберегло.
Никогда нельзя зарекаться, что с вами такого случиться не может — в период с 15 по 28 августа 2022 года только по опубликованным данным пострадали жители республики самого разного возраста: от 18 лет до 71 года.
Основное правило самозащиты в такой ситуации — не следует вступать в диалог с визави, а надо срочно позвонить в банк по номеру, который размещен на обратной стороне вашей банковской карты или на сайте кредитной организации. Первое, с моей точки зрения, лучше, потому что, волнуясь, можно забрести на фишинговый сайт (мошенники и такое умеют).
Кстати, далеко не всегда аферисты действуют по приведенным выше схемам. На прошлой неделе МВД сообщило о том, что в один из городских отделов полиции обратился 40-летний уфимец. Ему «посчастливилось» получить звонок от якобы представителя крупной инвестиционной компании, предложившего ему заработать на инвестициях. И потом в течение двух недель новоиспеченный «инвестор» переводил свои сбережения на разные банковские счета, но, как вы уже догадываетесь, обещанного дохода так и не получил. В конце истории представитель компании посчитал нужным «испариться». Всего сумма ущерба составила более одного миллиона рублей. По такой же схеме обобрали уфимку, она потеряла 150 тысяч рублей.
«Сотрудница пенсионного фонда» пообещала 60-летней пенсионерке зачислить на банковский счет 31 тысячу рублей, сославшись на мифический перерасчет накопительной части пенсии, и, конечно же, ей понадобились номер паспорта, дата и место рождения, место работы и номер банковской карты, а потом и код, пришедший в СМС-сообщении. В результате пенсионерка потеряла собственные 25 тысяч рублей.
Под предлогом выгодного оформления кредитной карты 35-летняя жительница Стерлитамака лишилась около 535 тысяч рублей. Она в результате была «оформлена», а лжебанкир убедил женщину перевести денежные средства под предлогом ее активации.
Кроме того, в том самом интервью, о котором мы говорили вначале, Вадим Уваров отметил, что в прошлые годы злоумышленники применяли схемы, которые так или иначе использовали тревожную информацию, связанную с коронавирусом. Уваров полагает, что сейчас они, скорее всего, вернутся к старым ковидным легендам обмана из-за роста числа инфицированных.
«В любом случае, кем бы ни представлялся звонящий — сотрудником банка, прокураторы, полиции, работником Центробанка, — никогда и никому не сообщайте личные данные, а также номер своей банковской карты, трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код», — советует Вадим Уваров. Давайте прислушаемся к эксперту.
В поисках мажорной ноты, так необходимой после всех этих примеров, которых я сама успела страшно испугаться, остается вспомнить функции Центрального Банка Российской Федерации. Одной из них является обеспечение стабильности функционирования отечественного финансового рынка, и сколько бы «черные лебеди» ни хлопали своими виртуальными крыльями, специалисты регулятора не перестают предпринимать конкретные действия, в том числе по защите клиентов коммерческих банков. То есть нас с вами. Пусть изменения в лучшую сторону не происходят мгновенно. Москва тоже не сразу строилась.
Динара Копейкина.
30-08-2022 (0) Просмотров: 339 Номер: 60(13622) Версия для печати