$ - 82.6282
€ - 89.0914

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Отчаянно талантливый Георгий Калитов


Отчаянно талантливый Георгий Калитов

В минувшую среду, 7 сентября, исполнилось 70 лет со дня рождения народного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заслуженного работника культуры БАССР Георгия Гайнияхметовича Калитова.

Будущий художник родился в многодетной семье фронтовика, проживавшей в деревне Нижнее-Иванаево Балтачевского района республики. Двух старших братьев, рано оставшихся без родителей, по достижении ими девяти и десяти лет было решено отправить учиться в интернат при детском доме. Так Георгий и Сергей Калитовы стали воспитанниками Бирского детского дома №1.
По окончании восьмого класса Георгий почти год работал на Бирской фабрике художественных изделий фирмы «Агидель» резчиком. А в 1968 году он поступил на художественное отделение Уфимского училища искусств, которое окончил в 1972-м.
После службы в армии Георгий вернулся в родную деревню, работал заведующим клубом, художником, постановщиком спектаклей и концертов, учителем в местной школе. Затем – учеба в Уфимском государственном институте искусств. В 1980-м году защитил диплом с отличием, пердставив комиссии картину в технике масляной живописи «Осень в Алкино. Военные строители».
Далее Георгий Калитов работал в Художественном фонде Союза художников БАССР. Во главе бригады художников создал ряд росписей (в Сибае, в Стерлитамаке, в Красноусольске), плафон зрительного зала БГТОиБ (1987), витражи «Мелодии Башкирии» (архитектор А.В.Печенкин) из цветного стекла для Башкирской государственной филармонии (1985). С 1985 по 2017 год служил в должности преподавателя художественного отделения в Уфимском училище искусств и с 2003 по 2005 год – параллельно преподавал на кафедре живописи в УГАИ.
Георгий Гайнияхметович работал в области станкового (живопись, графика), монументального искусства, книжной иллюстрации, отдавая должное и театру как художник-постановщик (пять спектаклей для БГТК, в том числе и по повести народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Долгое-долгое детство», 1999).
Вдумчивый, обстоятельный, дотошный и очень тонкий душевно, Георгий Калитов оставил нам в наследство и несколько книг – «Башкирская школа живописи. История» (Уфа, издательство «Гилем», 2011; переиздана в 2012); «Блеск черемисской стрелы» (Йошкар-Ола, 2016).
В следующую среду, 14 сентября, в Малом зале Союза художников Республики Башкортостан (улица Ленина, 43) открывается выставка произведений Георгия Калитова, посвященная семидесятилетию со дня его рождения. А мы, помимо этого небольшого экскурса в жизнь Мастера, публикуем один из его рассказов. Нынешний посвящен встрече художника с народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом.

Илюзя КАПКАЕВА.

В Башкирском государственном театре кукол решили поставить спектакль по знаменитой повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» – режиссер Гульнара Валитова и пригласила меня как художника-постановщика. Раньше сценической версии этого произведения Мустафы Сафича в Театре кукол не было. С Гульнарой Валитовой я как художник-постановщик уже работал. Это были спектакли «Загадочное путешествие» по пьесе Сафуана Алибаева и «Черный ящик» по пьесе Наиля Гаитбаева. На этот раз мне также пришлось разрабатывать пластическую и стилевую концепции постановки, придумать декорации, бутафорию и образы всех персонажей животных, слепить и разукрасить, то есть расписать, лица, ширму, радугу, коня… По моему же эскизу мастерицами из швейного цеха театра была сшита одежда для всех действующих лиц. Новшеством в этом спектакле было предложенное мною использование различных видов кукол: тростевых на гапитах, с открыванием рта, глаз; марионеток; кукол для теневого театра и реальных актеров в масках и костюмах. Этот прием в нашем Театре кукол применен был практически впервые, и поэтому спектакль получился зрелищным, веселым, но в то же время не бытовым, а поэтичным, построенным на мизансценах-метафорах. Это требовал сам материал, само произведение поэта «Долгое-долгое детство», где автор в образе главного героя – маленького мальчика по прозвищу Кендек (Пупок) воплотил свое мироощущение в самом раннем возрасте, а эти годы прошли у него в деревне близ Уфы. По сюжету спектакля Кендек со своими друзьями, ребячьей ватагой совершают путешествие в город, где их каждый норовит обмануть… Кендек возвращается домой, туда, где ждет его сказочный конь Акбузат. На премьере Мустафа Сафич был весел, искренне смеялся вместе с целым залом ребятишек. После окончания спектакля Мустай Карим сфотографировался прямо на сцене со всей труппой актеров БГТК и теми, кто работал над созданием спектакля. В этот самый день в буфете на втором этаже состоялся маленький банкет, устроенный администрацией театра. Были приглашены Мустай Карим, его дочь, представитель Министерства культуры, театроведы, директор БГТК и мы – режиссер, композитор и художник… Запомнились слова Мустая Карима о спектакле по повести «Долгое-долгое детство», недавно поставленном в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури: «Я там также был на премьере, но в отличие от вашего жизнерадостного, зрелищного, смешного, с четкой дикцией актеров-кукольников, симпатичных и озорных мальчишек, как бы пришедших из моего детства, я в БГАТД не смог расслышать слов и почти не узнал своего произведения… А ваш спектакль мне доставил, как и всем ребятам в зале, большое удовольствие».

Отчаянно талантливый Георгий Калитов

Мустай Карим сидел за столом как раз напротив меня, и я решил воспользоваться моментом и попросил у него автограф, протянув имевшийся у меня буклет к нашему спектаклю. Он попросил у дочери ручку и поставил подпись и дату, также написав: «Дорогой, отчаянно талантливый Георгий Калитов. Очень рад новой нашей встрече!» Я не ожидал получить такую лестную для меня формулировку поэта о моей скромной персоне. Действительно, это была не первая моя встреча с Мустафой Сафичем, но я считаю ее самой важной для меня как для художника, живущего и работающего в Уфе. Я очень рад тому, что образы, созданные для этого спектакля, и сама пластическая концепция «Хыял купере» (по произведению Мустая Карима «Долгое-долгое детство») были восприняты автором и понравились ему. Позже, на Республиканском фестивале спектаклей для детей «Колонсак», мой труд как художника-постановщика был отмечен – за синтез в едином спектакле различных видов кукол, обогативший зрелищность данного вида искусства.
Вот так оно и было.

Георгий КАЛИТОВ,
15 января 2014 года.


Дата создание новости 9-09-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 479     Номер: 62(13624)     Версия для печати

18 июня 2024 г. №42(13786)


«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.