«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…
Чтобы успеть в Усень-Ивановское к назначенному часу, выехали чуть рассвело. И правильно сделали, поскольку местные жители потянулись к сельскому Дому культуры заранее. К тому, что по осени в их селе проводится праздник, посвященный одному из ярчайших русских поэтов, завершающийся Цветаевским костром, здесь уже привыкли и каждый раз с нетерпением ждут гостей. Но нынешние торжества, приуроченные к 130-летию со дня рождения Марины Ивановны, были встречены с особым энтузиазмом.
Ведь в Усень-Ивановское должны были приехать артисты из Уфы, приготовившие необычную программу, посвященную той, кто в июле 1911 года провела в Башкирии, в названном селе полтора месяца (а иные источники утверждают, что и два), назвав затем это лето лучшим в своей взрослой жизни. Премьера композиции «Попытка прикосновения», идеологом и автором которой стала заслуженная артистка Башкортостана Рашида Гандалипова, прошла 17 сентября именно в Усень-Ивановском.
«Вечерняя Уфа» уже анонсировала это событие, коротко рассказав о том, что в основу уникального спектакля легли фрагменты переписки двух выдающихся российских поэтов Марины Ивановны Цветаевой и Бориса Леонидовича Пастернака, чей эпистолярный роман длился с 1922-го по 1935 год… Читают эти изумительные письма, исполненные невероятного накала страсти и просто запредельного откровения двух родственных, осиянных знаком судьбы и поэтического дарования душ, сама Рашида Тимерхановна, подлинный мастер слова, и народный артист Башкортостана Александр Кузьменко. И третьим в данном сплаве «вдохновений и сухожилий» стал преподаватель Уфимского училища искусств по классу гитары Алексей Юрьевич Сухов, инструмент в руках которого звучал так, что у слушателей возникло ощущение: это откликаются струны души двух «орлов-заговорщиков», сродников, разведенных «по двум разным концам земли» и рвущихся навстречу друг другу…
Для этого трио не стояла речь о какой-то материальной компенсации за свой труд, а труд сей был архисложным. Нет, речь лишь о том, что для сливавшихся в единое целое творческих натур самым главным стало желание выплеснуть то, что накопилось в сердце, потрясло их, на время вытеснив из жизни привычное, обыденное, то, ради чего они выкраивали время для репетиций – говорили о судьбах двух творцов, размышляли, искали варианты, интонации, подчас спорили, в итоге приходя к согласию… Им важно было отдать свое «детище», то сокровенное, что ядром ворочалось в их сознании, зрителям, слушателям, залу, людям, народу, в конце концов…
И земля, некогда радушно принявшая юную Марину и ее избранника, волею судьбы угадавшего любимый камень своей спутницы, Сергея Эфрона, подходила для этого как нельзя больше…
И еще раз добавлю: да, пусть и прозаический, но такой важный для местного населения факт вел усень-ивановцев в родной Дом культуры – артисты выступали на безвозмездной основе. А это по нынешним временам все же редкость… Так что народу набилось в зал великое множество, и слушали они уфимских гостей затаив дыхание...
Маленький десант из столицы республики Белебеевский район встречал с особым почетом – специально приехали в Усень-Ивановское первый заместитель главы администрации Белебеевского района Исхан Ахсанович Бадретдинов, заместитель начальника Управления социального развития – начальник отдела культуры администрации района Константин Георгиевич Хальзов и главный специалист отдела культуры Лилия Загитовна Мазитова. В числе представителей принимающей стороны были и директор историко-краеведческого музея Белебеевского района Ольга Николаевна Ивлева, а также главный научный сотрудник музея Татьяна Александровна Агапова, это и понятно, поскольку, как правило, приезжих очень интересует усень-ивановский литературно-художественный музей Марины Ивановны Цветаевой, являющийся подразделением белебеевского историко-краеведческого…
В музей чуть позже мы, конечно, заглянули, а теперь задержались в фойе ДК, где экспонировались работы участников традиционных пленэров, которые совместно с хозяевами здешних мест проводит Региональное отделение Творческого Союза художников России в Республике Башкортостан. Скажем, Арт-пленэр «Серебряный родник» прошел в 2022-м уже пятый раз, захватив в сферу интересов приезжих профессиональных мастеров живописи, а также местных самодеятельных художников и преподавателей ДХШ Белебеевского района красоты здешних мест, а также объекты культурного наследия, коих на этих землях немало. Достаточно сказать, что работы участников пленэра явили зрителям взгляд авторов на уникальную старообрядческую церковь, сохранившуюся в Усень-Ивановском, на Девичий ключ, к коему любила, судя по воспоминаниям очевидцев тех лет, ходить Марина Цветаева… Работы эти, кстати, участники сих творческих поездок, как правило, оставляют в дар принимающей стороне, и затем итог трудов живописцев, объединенных в передвижные экспозиции, могут увидеть все зрители этого края… Часть из них показана и нам, экскурсию для приезжих вела как раз Татьяна Александровна Агапова.
Но… пора торопиться, поскольку до белебеевской премьеры композиции «Попытка прикосновения» (а это была именно премьера!) остаются считаные минуты, а свободных мест в зале уже практически не осталось… Добавлю также, что, готовясь к визиту творческих полпредов Уфы, хозяева накрыли в пространстве уютной модельной библиотеки села стол, предложив нам с дороги чаю и вкуснейших пирожков, испеченных местными мастерицами с огромной благодарностью к артистам, решившим поддержать усень-ивановцев в праздник своим выступлением. Наскоро глотнув чаю с душистыми травками и узнав от библиотекаря о том, что пользуются книжным фондом примерно шестьсот селян, мы мчимся в зал, устроившись уже только на свободных боковушках вдоль стены.
…Усень-ивановцы всё знают о «счастливом лете» Марины Цветаевой, приехавшей к ним в село в 1911-м из Коктебеля вместе с Сергеем Эфроном. У Сергея Яковлевича, болевшего туберкулезом, после крымской жары, которую он переносил с трудом, процесс обострился, и по рекомендации врачей он вместе с Мариной Ивановной 8 июля отправился «в уфимские степи, на кумыс». Добрались до станции Аксаково, а затем «лошадиной тягой» в Белебей, и уже оттуда – в старообрядческое село Усень-Ивановское, которое в те поры насчитывало примерно пять тысяч жителей (сейчас, увы, семьсот). Здесь действовал медеплавильный завод, высились две старообрядческие церкви, действовали две школы, три лавки, медпункт, кумысолечебницы. И места эти и по сию пору сохраняют изумительную красоту, радует глаз небольшое озеро, которое ранее располагалось за Барским прудом. По его глади и местные, и гости любили кататься на лодках, неподалеку находится уже упомянутый Девичий ключ, говорят, возле него Цветаева читала свои стихи; шумит хвойный лес. Сергей Яковлевич лечился целебным напитком на кумысных дачах, которые содержали братья Баязит и Шингарей Китаевы. В переписке с Максимилианом Волошиным Цветаева упоминала о том, что Эфрон выпивает по две бутылки кумыса в день…
Дома, в котором поселились Марина Цветаева и Сергей Эфрон, уже нет, он не сохранился, на его месте ныне установлен памятный знак. Добавлю, что 2 октября 1992 года в честь столетия со дня рождения Марины Ивановны в Усень-
Ивановском был открыт первый в России памятник замечательному русскому поэту Цветаевой работы скульптора Юрия Солдатова. Второй время спустя появился в Елабуге. А с 23 сентября 1993 года в здании Усень-Ивановского лесничества начал действовать литературно-художественный музей творца «Поэмы Горы» (инициатором столь значимого события была краевед Полина Васильевна Кудинова), который в 2010-м перебрался в пространство Сельского дома культуры. Фонд музея составляет примерно 1000 экспонатов, в том числе сборники произведений поэта, есть и прижизненные издания, записная книжка Марины Ивановны, конфетница, которой она пользовалась; личные вещи ее сестры Анастасии Цветаевой…
Ольга Федоровна Саттарова, младший научный сотрудник историко-краеведческого музея Белебеевского района, которая хранит все это богатство, говорит, что поклонники творчества Марины Ивановны довольно часто приезжают в Усень-Ивановское…
Ежегодно начиная с 2011-го недалеко от Девичьего ключа по инициативе журналистов газеты «Белебеевские известия» в сентябре зажигается Цветаевский костер – таковых по России и по всему миру в память о выдающейся дочери России, в честь пламени ее бессмертной поэзии вспыхивает уже больше тридцати пяти… И один из них – в Белебеевском районе.
…Композиция «Попытка прикосновения» пошла на коду… Я слушаю то, с каким трепетом, с какой любовью к Слову, к фантастической по силе воздействия на любого человека переписке двух великих поэтов читают Рашида Гандалипова и Александр Кузьменко, обвожу глазами притихший, даже оцепеневший зал, слушаю, как мастерски, изумительно тонко и с неизбывной печалью звучит гитара в руках Алексея Сухова, в финале исполняющего фрагмент произведения Астора Пьяццоллы «Смерть Ангела» – этим двоим не суждено было соединиться, не судьба… В ином случае, наверное, и не родилось бы этого гениального эпистолярного романа, строки коего и по сию пору волнуют читателя, заставляя его сердце биться чаще, румянцем согревая щеки и огнем зажигая глаза… Этим двоим уготован был иной жребий, Марине Ивановне – юдоль печали и добровольного ухода из жизни, а Борису Леонидовичу – травля, предательство собратьев по творческому цеху и смерть от тяжелого недуга… Потому-то, когда в спектакле, выстраданном его автором Рашидой Гандалиповой, рвется последняя нить этой бестелесной близости двоих великих, гитара Сухова «рассказывает» залу о трагическом финале, о неизбежности конца пути в никуда и о том, что даже посланец Божий, а в нашем случае – это дар, не может спасти того, кто распят на крестовине безысходности; потому-то и останавливается дыхание нежного мальчика с крыльями, призванного Создателем оберегать детей человеческих в их земном странствии…
Я слушала, смотрела на зал, внимавший исполнителям, и вспоминала свою поездку в Елабугу, сделавшей свой город, благодаря имени Марины Ивановны, которая провела в нем, пожалуй, свои самые страшные двенадцать последних дней, местом паломничества огромного числа почитателей цветаевского дара. Безусловно, Елабуга привлекательна для туристов не только поэтому, местные власти «выжали» из известных имен, с которыми был связан небольшой город на месте впадения речки Тоймы в Каму, все что возможно и невозможно: живописец Иван Шишкин, кавалерист-девица Надежда Дурова, ученый-психоневролог Владимир Бехтерев, Чертово городище, памятник эмиру Ибрагиму Бен Мухаммату, парк фонарей, Портомойня, памятник самовару… И, безусловно, специальный маршрут, посвященный Марине Ивановне Цветаевой, начиная с Литературного музея поэта и затем дом Бродельщиковых, где Цветаева жила так недолго, в нем полностью воссоздана атмосфера ее двенадцати дней, городская площадь, носящая имя Марины, с памятником ей в центре, кладбище, в одном из уголков земли коего она нашла последний приют… Тогда в доме Бродельщиковых какие-то московские гусыни стали громко рассуждать о том, что в его небольшом пространстве нет ничего, что при жизни принадлежало Марине Ивановне… Потрясающие люди, создававшие его экспозицию, даже на кровать в комнате, в которой устроилась Цветаева, положили вязаный берет из шерсти табачного оттенка, напоминающий тот, который она носила… Единственная вещь, принадлежавшая Марине Цветаевой, – крохотная темно-бордовая записная книжка, накрытая защитным прозрачным кубом. В ней есть единственная запись: рукой Цветаевой на одной из страничек выведено странное для нее слово «Мордовия». Возможно, это знак того, что дочь Цветаевой Ариадна Эфрон находилась в одном из лагерей на территории Мордовии…
Гусыни заводились все больше, и в этот момент замечательный экскурсовод, которая вела нас по дому, взорвалась, срывающимся голосом почти выкрикнув: «Вот ручка двери, за которую Она держалась! Вот сохранившиеся доски пола, по которым ступала Ее нога, вот окно, в которое Она глядела, готовясь совершить самое страшное! Что еще Вам нужно?! Какие вам требуются доказательства подлинности жизни Марины Ивановны?!»
Гусыни вылупили глаза и молча ретировались.
...Уже после выступления в местном ДК, двигаясь в направлении Девичьего ключа, где должен был вспыхнуть Цветаевский костер, я, обводя взглядом усень-ивановский пейзаж, вспоминала голос сотрудницы елабужского дома-
музея и думала о том, что нам выпало жить в краю, в котором совсем еще молодая, влюбленная Марина Ивановна была счастлива, написав посвящение Сергею Эфрону:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как Боги:
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете...
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Вспоминала, думая при том: разве этого мало?! Мы так много говорим о брендах, которые могли бы привлекать в Башкортостан огромное количество туристов, ничуть не меньшее, чем толпы поклонников цветаевского слога, устремляющихся в Елабугу, и не замечаем того, чем владеем, что нам даровано судьбой, историей!..
А затем гости из Уфы вместе с хранителем Цветаевского костра Любовью Михайловной Ивановой поднесли пламенеющие щепочки к сложенной заранее на специальной площадке небольшой в диаметре, но высокой поленнице, и вспыхнул священный для любителей русской словесности огонь, которому и внезапно начавшийся дождь не стал помехой, и зазвучали стихи Марины Ивановны в исполнении Рашиды Гандалиповой, и прочитали организаторы собравшимся очередное послание внучатой племянницы Цветаевой, внучки ее сестры Анастасии Ольги Андреевны Трухачевой (США – Россия), которая дружит с Усень-Ивановским музеем поэта…
И мне хотелось думать о том, что огни Цветаевских костров именно в этот момент зажглись по всему миру, и искры от них, разлетаясь, достигли пределов Усень-Ивановского и поляны возле Девичьего ключа, на которой гости праздника высадили очередную, одиннадцатую в истории здешней аллейки рябину…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
23-09-2022 (0) Просмотров: 668 Номер: 66(13628) Версия для печати