Три плюс два
Нет, уважаемый читатель, речь н о фильме «Три плюс два», в 1963 году снятом режиссером Генрихом Оганесяном по пьесе Сергея Михалкова «Дикари» и в свое время ставшем невероятно популярным. И даже если вы уже подсчитали количество героев фотографии, открывающей сегодняшний номер, то решения формулы, заключенной в заголовке, вы все же не нашли. Хотя... путь вами избран верный, но потерпите еще немного, постепенно поймете, о чем идет речь.
А точкой отсчета для появления этой публикации на страницах «Вечерки» стал предстоящий приезд в Уфу в рамках федеральной программы «Большие гастроли» Московского драматического театра имени Александра Сергеевича Пушкина...
Слева на снимке вы видите актера труппы этого театра, достаточно часто к тому же снимающегося в кино, Александра Арсентьева, заслуженного артиста России, Почетного деятеля искусств города Москвы. Тезка поэта, имя которого носит театр, коему Арсентьев служит с 2001 года, впервые побывал в столице Башкортостана зимой, в праздники, предваряющие 2023-й, в каком-то смысле предвосхитив нынешний ноябрьский визит и частично познакомившись с тем, чем богат и славен Башкортостан.
Впрочем, господа, все по порядку...
Прибыл Александр Сергеевич в наш город не один, а с супругой – актрисой театра имени Моссовета, также снимающейся в кино, Анной Гарновой, преподавателем кафедры актерского мастерства Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина, и с тремя младшими членами этого семейства – Леночкой, Сёмой и Тимошей.
Приехали москвичи по приглашению члена Совета Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» Айгуль Гареевой, познакомившись с ней на занятиях, которые в Первопрестольном граде проводит для будущих руководителей ресурсных групп, адресованных приемным родителям, Благотворительный фонд «Арифметика добра». В тот день в зале для занятий собрались сорок четыре приемных родителя из шестнадцати населенных пунктов России, а все вместе эти славные люди воспитывают сто семьдесят три ребенка...
Про семью Айгуль Гареевой «Вечерка» в свое время рассказывала: Айгуль Рашидовна и ее супруг Айдар Зинурович, художник, каллиграф и мастер на все руки, воспитывают пятерых детей (теперь уже шестерых, поскольку у супружеской пары не так давно родился младшенький Салим), двое из которых, брат и сестра по крови – приемные. А еще мы рассказывали про созданную ими экологическую ферму «Гнездо», дивно обустроенную Айдаром, каковая частично помогла Гареевым в каком-то смысле сгладить иные проблемы, связанные с глубокими травмами в сознании их фостерных детей. В «Гнезде», где рядом с людьми обретается много животных – корова, теленок, овечки, всевозможная домашняя птица – гуси, куры, утки, а также несколько собак и кошек, царит умиротворяющая обстановка. Парнокопытные, пернатые, мохнатые и прочие подопечные Гареевых, доверчиво следующие за людьми, по утрам своим мычанием, блеянием, мяуканьем и кудахтаньем взывающие к человеку с просьбой о завтраке, настойчиво являющиеся к крыльцу дома, в коем проживает хозяйская семья, тычущиеся мордочками в ладонь и хвостиком следующие за своим человеком, гармонизируют пространство фермы и вокруг нее, помогая снять агрессию, болезненную реакцию на многое, а также раздражение – традиционные для травмированных детей... Кормить абсолютно безобидное существо, которое просит помощи у человека, чувствовать его привязанность и любовь – это своего рода элексир добра для ребенка, который часть сознательной жизни провел в детском доме или приюте. Одиннадцатилетний Стас, который очень непросто входил в семью Гареевых, периодически замыкаясь при воспоминаниях о былых обидах, временами просто надолго повисал на красивой, любящей всех телочке, греясь ее теплом, и, приникнув щекой к мягкому боку, слушал ровное дыхание животного... Эти спокойный жар и ритм вдохов и выдохов нежной, безобидной Ночки словно настраивали мальчика на какую-то светлую волну, внушая ему спокойствие и уверенность в завтрашнем дне... Гусь, которого Айгуль вылечила, никого не страшась, ходит за людьми, каждому излагая свое видение происходящего, и совершенно спокойно сидит на руках... Ярчайших примеров общения обитателей «Гнезда» с человеком можно привести множество, поэтому Айгуль очень внимательно слушали приемные родители, собравшиеся на ресурсных курсах «Арифметики добра». И очень заинтересовал ее рассказ Анну Олеговну Гарнову и Александра Сергеевича Арсентьева. Почему? Думаю, вы уже сами догадались, уважаемый читатель...
Да, в этой семье подрастают дети, ставшие для их приемных родителей родными. Не сразу, конечно, это процесс нескорый и очень тонкий, деликатный. Не скрою, я заглянула на страничку Анны Олеговны в одной из социальных сетей и была поражена глубиной ее рассуждений и точностью выводов и мыслей. Это, на мой взгляд, поразительный документ, в самых высоких степенях характеризующий человека, который, как пишет сама Анна Гарнова, учится быть ВЗРОСЛЫМ, учится помогать ребенку расти, радоваться жизни, стать и быть счастливым!
С Айгуль Гареевой.
Безусловно, дневник, личная страничка – это святая святых, но я позволила себе подобную вольность по трем причинам. Первая – профиль открытый; вторая – в дни, когда москвичи приехали в Уфу, я сломала левую руку и общалась с ними, сидя в кабинете БОФ «Мархамат», пугая гостей своей «костяной» конечностью. Кое-что, конечно, записала на диктофон, но этого оказалось недостаточно для публикации; и третья – я категорически не могла позволить себе задавать этим чудесным людям лишние вопросы, которые, по моему разумению, могли бы если не ранить, то покоробить их своей невольной бестактностью, а посему только слушала их беседу с Айгуль, отмечая в памяти все самое важное и стараясь выстроить из фраз понимающих друг друга людей, принявших на себя непростой груз обязанностей приемных родителей, стройную логическую цепь истории наших гостей...
...Пока в приемной фонда шел этот разговор и Айгуль подливала Ане с Сашей чай, угощая их башкирскими лакомствами – пастилой, чак-чаком и прочим, троица младших – Лена, Сёма и Тимоша отрывались в игровой комнате под присмотром волонтеров БОФ «Мархамат» и старшей приемной дочери Гареевых Алины, сестры Стаса, затем, после фотосессии, забравшей расшалившееся трио на урок по гончарному мастерству. Алина, поощряемая родителями (а Гареевы оба некогда получили художественное образование), хорошо рисует, лепит и с большой охотой занимается керамикой, благо в фонде есть гончарный круг...
Так вот, вернемся, наконец, к нашему заголовку и объясним читателю, что означает это загадочное «два»... Нет, это не Аня с Сашей, это две их старшие приемные дочери – Надежда и Милана, которых Анна Олеговна и Александр Сергеевич приняли в свою семью гораздо раньше. Обе уже выросли, одна из них теперь даже живет отдельно от родителей. В свое время, когда наши гости, все обдумав и взвесив, решились на этот шаг, Наде было пятнадцать лет – возраст трудный. Подростки в такие годы, особенно те, кто прошел испытание жизнью в детском доме, исполнены недоверия ко взрослым, ставя под сомнение все, что они им предлагают, и пропитаны настроениями, характерными для нигилистов... Как рассказывают Аня с Сашей, первое время жизни с Надей стало самой мощной и серьезной школой для них. Но даже мысли не возникло у родителей, как бы трудно им не было, вернуть никогда не испытывавшую любви взрослых девочку в детский дом... Саша вспоминает, что в первый год Надя даже не распаковывала чемодан, была уверена в том, что в скором времени ее отправят обратно. Не убиралась в своей комнате, старалась делать все назло – речи об этом в беседе не шло, но, думаю, так, собственно, и было... Что стало переломным моментом, не знаю, не рискнула спрашивать у наших гостей, которые фактически выстрадали эту признательность девочки, потерявшей веру в людей, в добро, в то, что в ее жизни может все измениться... Но родители не опускали рук, учась на собственных ошибках, и перелом произошел. На одной из страничек своего дневника Анна Олеговна пишет о том, что раздавшееся в телефонной трубке в ответ на ее «Надя, я тебя люблю» короткое «Я знаю...», быть может, во сто крат дороже подобного же признания. Ребенок с глубокой травмой наконец понял и поверил в истинность этих слов, приняв и своих новых родителей, и все, что они для нее сделали и продолжают делать.
...Второй в их семью пришла Милана, которой оставался год до восемнадцатилетия. Обсуждая сей шаг, оба решили, что это в жизни людей, которым ближе к сорока, год – уже не срок. А в жизни ребенка год – это много, он может стать поворотным и даже решающим!
«Этот год был наполнен смыслом, – он подарил мне родного человека. Да, не по крови, но по душе! Размышляющая, мудрая, нежная, сильная, ты привнесла в наш дом уют и спокойствие, наша взрослая дочь!» – напишет позднее Анна Олеговна.
Изначально я познакомилась с тремя юными членами семьи и только потом узнала про старших девочек, которые остались в каникулы в Москве, именно поэтому в заголовок вынесено «Три плюс два», а не наоборот.
...А затем Ане с Сашей, когда их старшие девочки подросли и повзрослели, захотелось испытать чувства, свойственные родителям совсем еще маленьких детей. Так в семье появились Леночка и Семён. Самый младший, Тимоша, пришел в их дом позже всех.
И опять не могу не процитировать дневник Анны Олеговны:
«Моему сыну исполнилось пять лет! И мы знакомы с ним всего полтора года!
Как прорастает любовь к приемному ребенку?
Вначале даже запах не твой, чужой. Привычки, мимика, жесты, интонации – все новое, незнакомое.
Любовь приходит постепенно, маленькими шажочками. Через сложность, раздражание, принятие...
И вдруг наступает момент, когда ты подходишь к кроватке, целуешь спящего ребенка, вдыхаешь его запах и задыхаешься от нежности! – Все!!! Твой!!! Родной!!! Любимый!!!»
Поразительно! Такое написать мог только человек с огромным, поистине золотым сердцем.
Со Светланой Игнатенко.
...Приехав на экоферму Гареевых, Анна Олеговна и Александр Сергеевич, давно вместе с младшими не проводившие новогодние праздники, окунулись в размеренную, гармоничную жизнь «Гнезда», расположившегося в одном из живописнейших уголков Иглинского района. Айдар, мастеровитый и обстоятельный, прекрасно обустроил этот уголок земли, на котором появился дом для всех Гареевых, прекрасная баня, жилье для мычащих, блеющих, кудахтающих, гогочущих, а также лающих и мяукающих обитателей фермы. Появилась здесь и детская горка, и гостевые домики, в один из коих и заселились москвичи, радующиеся такому количеству снега, который выпал к новогодью... А дивное озерцо, блещущее в лесном массиве, к их приезду покрылось корочкой льда. Гости охотно общались с обитателями этого Ноева ковчега новейших времен, ходили их кормить, гуляли по лесу, катались с горки, валялись в снегу, парились в чистенькой деревенской бане, наслаждались общением друг с другом. Хозяева им не докучали, понимая, что послам Белокаменной хочется пожить своим кругом... Так прошло около двух недель. А Новый год семья Ани и Саши запланировала провести в Бурзянском районе, заранее выяснив подробности про заповедник «Шульган-Таш» и списавшись с его руководством. Гостям все было интересно, их манила Капова пещера, наскальные рисунки первобытного человека эпохи палеолита...
Накануне отъезда в заповедник мы все и встретились в фонде «Мархамат», предварительно разработав с Айгуль культурную программу этого дня – в нее помимо беседы и фотосессии входило посещение Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова, Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова, семейный ужин «полпредов» столицы в одном из ресторанчиков, славящихся блюдами национальной башкирской кухни... Анне Олеговне еще очень хотелось увидеться с выпускниками ВТУ имени Михаила Щепкина, которые недавно влились в труппу Башкирского академического театра. Я уже упоминала о том, что Анна Гарнова преподает в этом театральном училище... В общем, мы хотели показать им все самое лучшее! Но беседа затянулась.
Оставив разыгравшуюся не на шутку ребячью троицу на попечение волонтеров и Алины, мы отправились в БГХМ, предварительно позвонив и сказав, что мы немного опоздаем, в Дом-музей Аксакова, где нас ждал юный коллекционер часов Алан Хадеев, пообещавший к приходу москвичей завести все механизмы своего необычного собрания...
Мы полагали, что визит в Нестеровский музей займет у нас примерно час времени. Наивные!.. На входе нас всех приняла заместитель директора БГХМ по науке Светлана Владиславовна Игнатенко, сразу же почувствовавшая расположение к гостям, тем более поняв, что они, особенно Анна Олеговна, выросшая в Северной Пальмире, искренне любят изобразительное искусство... Короче, тут мы и остались, еще раз позвонив аксаковцам, и, извинившись перед ними и перед Аланом, перенесли встречу до лучших времен. Бродили по залам старинного особняка купца Лаптева, слушали рассказы и пояснения экскурсовода Эмиля Шарипова, а затем и самой Светланы Владиславовны, подолгу задерживались у картин Михаила Нестерова, Давида Бурлюка, башкирских мастеров живописи, коллекции икон... Наши гости и не подозревали, что в музеях, которые находятся далеко от Москвы, могут храниться такие сокровища...
Айгуль, обеспокоенная тем, что дети могут проголодаться, позвонила в фонд. Но там царило единодушие и веселье, и малышня никак не хотела уходить! И все же пора, тем более места в ресторанчике башкирской кухни уже заказаны. Светлана Владиславовна, всем сердцем полюбившая гостей, никак не хотела отпускать их без подарков, выбрав для каждого члена семьи по фирменной кружке БГХМ с репродукциями картин из собрания музея. Узнав, что дома, в Москве остались две старшие девочки, она и им приготовила чайные бокалы... При этом вручила Ане с Сашей массу альбомов и каталогов, в том числе и шикарное издание, посвященное Михаилу Васильевичу Нестерову... Не знаю, конечно, как с таким грузом и при наличии троих детей наши гости смогли добраться до «Шульган-Таша», а затем отправиться в Первопрестольную, но Светлана Владиславовна отказа не приняла!..
...А в ноябре Александр Арсентьев вновь приедет в Уфу уже в рамках федеральной программы «Большие гастроли» и 2, а также 3 ноября выйдет на сцену Русского академического театра в спектакле по пьесе Александра Коровкина «Семейка Краузе» (подробности вы найдете на 21-й странице). И в число тех, кто будет аплодировать актерам Московского драматического театра имени Пушкина, войдут и новые друзья нашего гостя, которые знают Александра Сергеевича и его супругу Анну Олеговну не только как талантливых артистов, но и как людей, чьи души откликаются на любую боль, особенно на боль ребенка...
Со странички Анны Гарновой в соцсетях:
С появлением в нашей семье детей я ни одного дня не переставала работать, заниматься любимым делом и получать удовольствие от жизни!
Наоборот!!!
Дети дают силы, стремление к саморазвитию и движению вперед!
Дети учат ценить время, проведенное наедине с мужем и с самим собой!
Дети обостряют радость ухода на работу и возвращения домой!
Дети делают жизнь ярче и контрастнее.
«Как ты все успеваешь?» – иногда я слышу такой вопрос. Просто я верю в то, что главное, чему мы можем научить наших детей и научиться сами, – это не «жертвовать» чем-либо во имя чего-либо, а радоваться всем неограниченным возможностям, которыми полна жизнь!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
20-10-2023 (0) Просмотров: 212 Номер: 73(13726) Версия для печати