Бесценное наследство дедов и отцов
Завтра, 27 января, — День воинской славы России, и именно завтра исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. После 871 дня боли, страдания, беспримерного мужества и героизма именно 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано.
«Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» — голос великого казахского акына Джамбула Джабаева осенью 1941 года, когда город Петра оказался в кольце блокады, долетел до берегов Невы… Эти слова для жителей Северной Пальмиры были равны пайке хлеба, стали опорой их духа. Листовки со стихами Джамбула расклеивали на стенах, они звучали по радио, люди повторяли их, словно заклинание… Но не только у мудрого поэта, родившегося у подножия горы Жамбул и дожившего до 99 лет, болело сердце за участь пленников осажденного города, за их судьбою следила вся страна, тех, кому удалось прорваться по Дороге жизни на большую землю, принимали многие города и веси, в том числе и населенные пункты Башкирии. На Северном, Северо-Западном, Ленинградском, Волховском, Карельском и 2-м Прибалтийском фронтах, участвовавших в битве за осажденный Петрополь, сражались и уроженцы нашей республики. И в их числе красноармеец Ибрагим Гумеров, шофер 659‑й отдельной штабной автороты, уроженец села Ильчигулово, призванный 22 июня 1941 года из Миякинского райвоенкомата. Кавалер ордена Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда» и других наград, на своей полуторке, за рулем которой и отправился из родного колхоза, и все четыре года служил без единой поломки, аварии и без капитального ремонта, знал каждый бугорок на Дороге жизни и вывез на большую землю огромное количество людей…
А рассказал «Вечерке» о судьбе красноармейца сын Ибрагима Исмагиловича, народный артист Башкортостана, актер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Ильдар Гумеров. Впрочем, начало нашему знакомству положила другая история, навел нас на которую наш постоянный автор, кинорежиссер и фотохудожник Руслан Юлтаев, за что ему большая благодарность! Так что все по порядку…
«Вечерняя Уфа» уже не раз рассказывала о короткометражном фильме «Блогер», к созданию коего имеет самое прямое отношение Башкирский академический театр, разработавший и активно продвигающий проект «Память о героях бессмертна». Проект сей реализуется в рамках гранта Главы Башкортостана, адресованного деятелям культуры и искусства. Руководит проектом народный артист России и Башкортостана Хурматулла Утяшев, а в состав творческой команды входят сам Хурматулла Газалеевич, уже упомянутый Руслан Юлтаев, а также литературный редактор, начинающий драматург и сценарист, заслуженный работник культуры РБ Динара Каюмова (также постоянный автор главной городской газеты). На счету этой группы уже не один короткометражный фильм, и все их работы посвящены самым актуальным проблемам. Как правило, в их картинах снимаются актеры БГАТД, и помогает в создании очередных миниатюр «могучей кучке» весь театр, начиная от сочинителей музыки до сотрудников цехов Башкирского академического.
Очередной работой, увидевшей свет в 2023 году, и стал фильм «Блогер», «пожаром» прошедший по площадкам огромного количества российских и международных кинофестивалей и пополнивший копилку наград БГАТД очень большим количеством призов.
Задумывая этот фильм, «могучая кучка» (а разрабатывают идею и придумывают сюжет они, как правило, втроем) и предположить не могла, что их короткометражный «Блогер» будет пользоваться таким полнометражным успехом!.. В общем, если подробнее остановиться на сюжете ленты, то он в чем-то напоминает одну из ситуаций в знаменитой повести народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Таганок», юный герой которой в какой-то момент решил носить на груди медаль своего погибшего на Великой Отечественной отца. Но, выслушав увещевания мудрой бабушки и сердцем услышав то, что она спокойно и очень просто сказала поторопившемуся внуку, мальчик сам возвращает отцовскую награду на место, что-то очень важное для себя вынеся из этого разговора. Я уверена: разработчики проекта даже не подумали об этом сходстве, просто творчество Мустафы Сафича настолько глубоко сидит в каждом, что думается — все это некогда происходило с любым из нас.
В общем, изначально трио задумывало разговор юного блогера, приехавшего в родную деревню, с бабушкой, которая хранит ордена и медали уже ушедших из жизни бойцов, некогда отправившихся из этой семьи воевать… В качестве главных ценностей, которые лсй решила передать ставшему за несколько лет совсем городским внучку, были и настоящие боевые награды его прадедов… И тогда возник вопрос об ордене… Ведь работа с бутафорской наградой, особенно в кино на крупном плане, может повлечь за собой неправду, фальшь… И тут Хурматулла Газалеевич вспомнил о том, что в спектакле «Израненная судьба» по пьесе фронтовика Нажиба Асанбаева, актер Ильдар Гумеров, игравший роль ветерана войны, выходил на сцену с орденом своего отца… Позвонили Ильдару Ибрагимовичу, попутно решив, что Гумеров и сыграет (лучше некому!) в этом фильме, тут же заменив в сценарии образ бабушки на деда… И орден Красной Звезды, который Ильдар Ибрагимович принес на съемки фильма, и был наградой его отца-красноармейца Ибрагима Гумерова, отмеченного им за фронтовые, приравненные к подвигу, будни шофера полуторки, в день по несколько раз пересекавшего покрытую льдом Ладогу. Недаром же в разговоре с внуком герой Ильдара Ибрагимовича, пытаясь воззвать к сознанию забывшегося и потерявшего голову от количества лайков паренька-блогера, коротко говорит о той самой знаменитой Дороге жизни — думаю, эта фраза возникла в сценарии уже по рассказам Ильдара Ибрагимовича, очень трепетно относящегося к бесценному наследству, доставшемуся ему от отца, всего несколько дней не дожившего до своего 84-летия и покинувшего этот мир в августе 1994-го…
Создавая сценарий «Блогера», Хурматулла Утяшев, Динара Каюмова и Руслан Юлтаев не знали о том, что в эти же дни Ильдар Гумеров завел со своими сыновьями серьезный разговор. Он был посвящен тому, что самым дорогим из того, что оставил им в наследство дед, стала шкатулка, в которой хранятся боевые ордена и медали бойца Ибрагима Гумерова, его наградные книжки и листы, лезвие опасной бритвы, которое он пронес через все дни своей жизни, и часы, хранящиеся теперь у Ильдара Ибрагимовича. Уезжая в город, поступать в институт искусств, юный Ильдар получил от отца в подарок его часы фабрики «Заря», с которыми не расстается и доныне, беря их во все дальние поездки, держа в кармане, как своего рода оберег от всех бед и невзгод. А когда сын уже окончил институт и начал работать, он купил отцу другие часы — «Восток» калибра 2209, и тот носил их, гордясь подарком Ильдара…
Возвращаясь к «Блогеру», скажу, что по сюжету обаятельный юноша, роль которого играет выпускник Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина (это второй выпуск «Щепки», который набирал для пополнения труппы БГАТД) Айнур Габитов, ныне работающий в Башкирском академическом, навещает деда, сообщив, что бабушка скоро выйдет из больницы и приедет в деревню; помогает по хозяйству и каждым своим шагом делится с подписчиками блога, который ведет… Дед ласково посмеивается, любя мальчишку, шутит, не очень хорошо понимая, что за видеосессии устраивает смешной пацаненок, но тает от того, что младшенький привозит ему из города увеличенный и отретушированный портрет прадеда, с которым шел в первом ряду «Бессмертного полка»… А портрет, который мы видим в фильме, — это как раз портрет Ибрагима Исмагиловича Гумерова! И чувства, каковые испытывал при съемках картины его сын Ильдар Ибрагимович Гумеров, были подлинными — волнение актера передается зрителям, на глаза которых набегают слезы. Отметили подлинность этого волнения и трепета и члены жюри фестивалей, в программе коих был представлен «Блогер», оценив то, что в работе актера Гумерова нет и грамма наигрыша, а зал накрывает пронзительное ощущение абсолютной правды и подлинности ситуации. Эксперты и не догадывались о том, насколько они, не зная подробностей, оказались правы…
…Дед выносит из дальней комнаты коробочку с наследством прадеда и вручает внуку самое ценное из того, что есть в их доме… Юноша, еще не осознав всей значимости события, читает тронутые временем наградные книжки, прикладывает к уху часы, трогает пальцем лезвие старой опасной бритвы и страшно возбуждается, приняв в руки рубиновую звездочку ордена… Несколько минут спустя он несется на улицу и, разместив награду на своей прикольной куртке среди массы каких-то дурацких круглых значков, уже ведет репортаж для своих подписчиков, хвастаясь тем, какую классную вещицу он расположил в центре этого «иконостаса»…
Дед же, увидев это, произносит тихо, но с интонацией огромной внутренней силы: «Ты не понял меня, я отдал тебе самое ценное из того, что у нас есть». И тут же звучит фраза о Дороге жизни.
В финале этой очень короткой по времени картины паренек возвращает картатаю коробочку с прадедовым наследством: «Я не могу это принять». То есть что-то с ним все-таки произошло, и дед, почувствовав, что юноша изменился, поняв главное, оставляет ему свой дар…
Кстати, фильм снимали в Абзелиловском районе, в доме бабушки Айнура Габитова.
…Победу красноармеец Ибрагим Гумеров встретил в Выборге. В День Победы всегда отзывался на приглашение прийти в школу и рассказать ребятишкам о войне. Со своими фронтовыми товарищами больше не виделся — разбросало всех по стране. Зато любил ездить на встречу с теми, кто воевал на Волховском фронте. Несколько лет подряд именно 9 мая этих ветеранов собирал подполковник из Кушнаренковского района. Подробностей Ильдар Гумеров не помнит — отец вообще не часто говорил о войне. «Подчас замолкал и сидел так долго, а глаза его в этот момент смотрели куда-то далеко-далеко, — вспоминает Ильдар Ибрагимович. — Он многое хлебнул, до Ладоги было окружение, из которого вышли немногие, бои на Карельском перешейке…» Иногда ветеран вспоминал какие-то эпизоды, рассказывал, что ночью по Ладоге ездили, выключив фары, поскольку фашисты не дремали, однажды поделился воспоминанием о том, как его товарищи в машинах уходили под лед, и помочь им не мог уже никто… Но зато часто говорил о своем фронтовом корешке — бойце из Татарии, с которым Ибрагим Исмагилович мог в минуту жизни трудную отвести душу, пообщавшись на близком ему языке. Парень тот часто мечтал, мол, хорошо было бы испробовать сейчас бабушкиных блинов с деревенской сметаной!..
После войны Ибрагим Гумеров сразу же сел за руль грузовика и полностью погрузился в восстановление колхозного хозяйства — мужских же рук катастрофически не хватало. Ушел на пенсию в 60 лет, но работать не перестал, в том смысле, что откликался на все просьбы заменить кого-то, подменить, выручить… Никому не отказывал в ремонте машины, в чем был большой дока, уже только по звуку двигателя мог оценить поломку, понять, что неисправно…
***
Ильдар Ибрагимович, бывая в Санкт-Петербурге, как правило, идет в те места, о которых изредка рассказывал ему отец. Глядя на воды Ладожского озера и гуляя по граду Петрову, он, волнуясь, думает о том, сколько людей некогда спас от гибели его отец, может быть, их дети и внуки в этот момент проходят мимо него, и он сжимает в кармане корпус стареньких отцовских часов «Заря» и, чувствуя, как они тикают, понемногу успокаивается, мысленно представляя папин взгляд…
Кинофестивали, в которых участвовал фильм «Блогер»
V Республиканский открытый Кинофестиваль «Золотая лоза» (Махачкала) – «Лучшая режиссерская работа»;
VII Национальный Телекиноконкурс «Родные Тропы» (Москва) – Специальный диплом;
X Всероссийский кинофестиваль «Белая птица» (Казань) – «Лучшая режиссерская работа»;
IV Всероссийский конкурс короткометражных фильмов «Кино с человеческим лицом» (Москва) – Диплом в номинации «Межнациональное согласие»;
VIII Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан» (Махачкала) – Специальный приз;
IX Международный кинофестиваль «Отцы и дети» (Орел) –Приз молодежного жюри;
XVII Международный кинофестиваль «Кино Клик» (Ярославль) – Диплом III степени;
VIII Международный детский кинофестиваль «Киноша» (Москва) – Диплом лауреата I степени в номинации «Лучший игровой фильм»;
III Всероссийский этнографический кинофестиваль «Этно-Крым» (Севастополь) – Диплом лауреата;
IX Международный кинофестиваль «Золотая Башня» (Ингушетия);
V Международный фестиваль короткометражного кино «ОКНО» (Омск);
XII Международный кинофестиваль «Галактика 35 мм» (Санкт-Петербурга), Внеконкурсный показ;
Всероссийский конкурс «На Благо Мира» (Москва).
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и из архива Ильдара Гумерова.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и из архива Ильдара Гумерова.
26-01-2024 (0) Просмотров: 66 Номер: 6(13750) Версия для печати