Редакция с воинской дисциплиной
Там, где сегодня в самом конце улицы Ленина трамвай поворачивает к вокзалу, раньше был сложный дорожный серпантин – спуск к Софроновской пристани, к причалу деревянного речного вокзала и грузовому порту. На одном из поворотов спуска стояли два деревянных здания. В них было управление пароходства, а также редакция и типография бассейновой газеты «Водник Башкирии».
Это была не просто многотиражная газета, а бассейновая, региональная, ведь последней пристанью для наших пароходов в низовьях была Дербешка, дальше шла уже пристань Камбарка на Каме, а на юг Белая шла в свои верховья до Стерлитамака, эти маршруты были судоходными. Также в те годы ходили суда по Симу, оттуда плотами спускали лес-кругляк и продукцию горнозаводских металлургических заводов. В сложное военное время пароходы выполняли многотрудную работу по доставке пиловочника для новых заводов, баржами возили любой - хоть насыпной, хоть негабаритный - груз. Особым грузом было оборудование для эвакуируемых с запада страны станков переезжающих в Уфу заводов. А пассажирские пароходы вывозили эвакуированных жителей из зоны военных действий. Так среди многих других в наших краях оказалась и автор повести «Васек Трубачев и его товарищи» Валентина Осеева.
Корреспонденты бассейновой газеты неустанно колесили по рекам региона и рассказывали о проблемах навигации, следя, чтобы ни один борт или баржа нигде не стояли долго в ожидании дров или другого топлива. Объем работ был огромным, поэтому работники редакции занимались и оргработой: надо было и проводить соревнования судов, и отмечать передовиков по профессиям. Этим в редакции занимался специальный работник. Читаю в журнале приказов по редакции: «Зачислить на должность инструктора по массовой работе редакции… Крупицкую Эсфирь Григорьевну с 6 апреля 1943 г.». В ее обязанности входили бесконечные командировки по пароходам для оказания помощи в срочной отправке застрявших грузов, в выпуске стенных газет и помощи капитанам в организации соревнования. И о культурной работе нельзя было забывать на тех же буксирах, которые уходили из Уфы на всю навигацию – с апреля по ноябрь. Ситуация осложнялась тем, что не у всех семей речников получалось устроиться на работу в один экипаж. Кроме всего прочего, сотрудникам редакции надо было и подписку на свою газету организовывать, эти деньги были весомым вкладом в бюджет «Водника Башкирии». А зимой работать на территории судоремонтной базы и следить за соблюдением графиков ремонта пароходов, чтобы к началу навигации все работы были закончены. Флот в те времена состоял из колесных пароходов - как грузовых буксиров-толкачей, так и пассажирских.
Что касается помощи редакторам судовых стенгазет, то в навигацию 1947 года все пароходы бассейна были разделены на группы, к каждой из которых прикреплялся сотрудник редакции для оказания методической помощи. Ему надо было сначала мелким оптом закупить листы бумаги, ватмана, краски, линейки и карандаши, потом все это разделить между редколлегиями пароходов. Кстати, суда тогда носили необычные имена: «Островский», «Игарка», «Юнгштурм», «Узбекреспублика», «Жан Жорес», «Водопьянов», «Физкультурник», «Разведчик», «Осоавиахим», «Леваневский»… Вся наша отечественная история в лицах! А «Водник Башкирии» каждый месяц печатал по два обзора судовых стенных газет.
Работа в редакции считалась военной мобилизацией со всеми вытекающими последствиями. Вот пример из того времени. Снова обращусь к журналу приказов: «28 ноября 1943 г. дневной сторож редакции и типографии Е.Марченко самовольно оставила пост… Во время ее отсутствия из помещения редакции были похищены три полотнища штор.
За грубое нарушение воинской (курсив мой) дисциплины гр. Марченко с работы снять с 1 декабря 1943 г., взыскав с нее стоимость похищенных штор, и передать ее в распоряжение отдела кадров БРП».
Таковы правила военного времени. В этой газете, как и в других, платили гонорары, был специальный пономерной фонд оплаты корреспондентского труда. Корреспондентские оклады были невелики, но гонорары за опубликованные материалы увеличивали итоговую сумму зарплаты. Касаемо ротации кадров, в этой редакции наблюдалась еще одна специфическая особенность: периодически сотрудники переводились работать из редакции на пароходы. Дело в том, что на пароходах было бесплатное питание, и дома одним едоком становилось меньше. Поэтому и наборы в речное профтехучилище выполнялись без особых усилий - для военного и послевоенного голодного времени бесплатное питание было значительным подспорьем в семье. Если бы не урожаи со своих огородов (а в поселке Затон почти все имели собственные домовладения с огородами), то семьям речников было бы выживать намного труднее.
В первый послевоенный год редактор Ларин задумался о повышении квалификации работников. Как сделать, чтобы ошибки на верстке видела не только корректор Першина? Он задумал тридцатичасовые курсы по русскому языку и литературе. Для их проведения был приглашен профильный учитель городской школы №26 В.А.Трубицын, который потом станет известным местным писателем. Ему редакция платила по 30 рублей за каждый проведенный час (к слову сказать, курьер редакции получала 200 рублей в месяц). Разъездные корреспонденты Ванин, Бестужев и Ситников были обязаны посещать эти курсы. Как-то Ванин опоздал на занятия на полчаса и за это получил выговор в приказе по редакции.
А 5 мая 1948 года в число издателей бассейновой газеты включается партийный комитет пароходства, до этого издателем был Баскомреч, производственная профсоюзная вертикаль от министерства. С 14 мая 1949 года газета станет органом политотдела и Баскомреча пароходства.
Территория распространения «Водника» была громадной, и корреспонденты не всегда успевали за событиями. Поэтому в 1943 году было решено пойти на эксперимент: одного из рабочих Дербешкинской ремонтной базы, периодически писавшего заметки в редакцию, приняли в штат на часть корреспондентской ставки. Но эксперимент не удался, ведь одно дело писать изредка и по желанию, другое же дело работать над проблемой по плану редакции. Станочника с Дербешкинского ремонтного завода пришлось уволить…
А вот еще одно интересное сообщение тех лет: ответственный секретарь редакции Л.Н.Нечаева командируется на реку Сим на пароход «Бабушкин» для проверки работы флота в первом рейсе навигации. Мне было интересно проследить за корреспондентской работой будущего редактора «Водника Башкирии», что случится уже после учебы этого журналиста в партийной школе при обкоме партии. В должности редактора «Водника Башкирии» Л.Н.Нечаева проработает много лет.
Газета-воин прожила длинную жизнь, практически до ликвидации пароходства. Решала конфликты в своей затонской слободе, принимала участие во всех новостройках района за Белой, куда раньше можно было только через наводной плашкоутный мост попасть. Теперь туда пролегли два моста, и даже троллейбус пустили в этот район. Только пусто теперь в заводи, где много лет дожидался начала навигации целый флот белоснежных кораблей…
Валерий ПУГАЧЕВ,профессор.
21-05-2024 (0) Просмотров: 40 Номер: 35(13779) Версия для печати