Уникальная работа мастера сохранила его имя для потомков
В далеком 1976 году Башкирский государственный театр кукол переезжает в новое здание на проспекте Октября. Если мы вспомним недавние события, в январе 2024-го закончилась полная его реконструкция. В итоге дополненное прекрасными решениями современных зодчих здание это торжественно было передано маленьким гражданам Уфы по прямому назначению. Население республики и ее столицы было знакомо с тем, как шли работы, причем во всех деталях – благодаря коллективам республиканских и муниципальных изданий, а также телерепортажам. Спасибо им! В частности, СМИ выразили удовлетворение, что в ходе текущей реконструкции архитекторы «сохранили советскую мозаику», украшавшую здание и до реконструкции.
Мозаике присуща долговечность. Несмотря на то, что прошло почти полвека, она сохранила чистоту цвета в наших довольно суровых климатических условиях, но за это же время, увы, потускнела память о ее создателе. А ведь эта мозаика действительно достойна того, чтобы поклониться талантливому автору уникального произведения искусства. Мне, очевидцу завершающихся в 1976-м работ, удалось внести ясность в этом вопросе на страницах «Вечерней Уфы» (в номере от 12 декабря 2023 года). А сегодня я хочу познакомить читателя с автором мозаики Римом Зигангировым поближе.
БГТК был основан в 1932 году как «театр-балаганчик» и до февраля 1955-го находился под руководством «настоящей матери» нашего театра кукол Марии Николаевны Елгаштиной (1873-1966), народного художника БАССР. Она является также одним из участников организации Художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. В свое время Мария Николаевна была награждена орденом «Знак Почета».
Мы, воспитанники детского дома №5 города Уфы Рашит Имашев, Азат Мазитов, Рим Зигангиров и автор этих строк («дети войны», как теперь таких, как мы, называют – сироты, оставшиеся без отцов, погибших на фронтах Великой Отечественной, а иные и без матерей), занимались в кружке рисования Дома пионеров под руководством художника Владимира Степановича Сарапулова. И с начала 1950-х годов мы неоднократно встречались с Марией Николаевной в музее на выставках ее прекрасных акварелей и многое количество раз посещали Театр кукол, находящийся тогда в полуподвальном помещении Башкирского государственного театра оперы и балета.
Мы учились в те поры в башкирской средней школе №9 (впоследствии – школа-интернат №1, сегодня – это БРГИ имени Рами Гарипова), фактически выполняли все необходимые оформительские работы в alma mater: делали плакаты к праздникам, выпускали школьную стенгазету «Молодая гвардия», воспроизводили схемы и рисунки в виде наглядных учебных пособий… В свое время мои друзья поехали в Татарстан и поступили в Казанское художественное училище, а меня остановил брат (он тоже хорошо рисовал), сказав: «Заканчивай 10-й, там посмотрим». Учеба мне давалась легко. Школу окончил с серебряной медалью, подал документы в Московский архитектурный институт, но из-за отсутствия там общежития для иногородних студентов чуть позже по направлению министра просвещения БАССР Ф.Х.Мустафиной поступил на геологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, в коем уже учился и брат, который к тому времени находился на преддипломной практике в горах Памира. С первого курса я был художником-оформителем факультетской стенгазеты «Советский геолог». До четвертого курса включительно занимался в изостудии: позировали нам натурщики, руководителем был народный художник, в общем, получалось неплохо, а тут и диплом подоспел… Пришлось переключиться на другое направление – на науку, причем всерьез и на всю жизнь.
Что касается моих друзей, то после Казани Рашит Имашев и Рим Зигангиров в 1965-м поступают в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова и Всесоюзный государственный институт кинематографии соответственно. Я же к этому времени с дипломом геолога, проработав 4 года на промыслах НПУ «Туймазанефть» и аппарате Объединения «Башнефть», в 1966-м поступаю в очную аспирантуру ВНИИГАЗа. Таким образом судьба опять свела нас уже в Москве. Встречались мы на собраниях и акциях Башкирского землячества, посещали вместе музеи и выставки, отмечали праздники и дни рождения, вспоминали детдомовцев и одноклассников, учителей и воспитателей, заменивших нам отцов и матерей, за что мы им безмерно благодарны. Ну а после окончания аспирантуры (я уже был женат) вместе с моими друзьями-художниками мы 3 месяца снимали квартиру в частном доме на окраине Москвы. К нам приходили очень известные живописцы Ахмат Лутфуллин, Рифкат Хисматуллин, сын поэтессы Катибы Киньябулатовой Рамазан, будущий архитектор Фаниль Имашев, заезжал и мой старший брат Марат, выпускник МГУ-1958.
Возвращаясь в Уфу, мне пришлось оставить московские, выполненные в карандаше, натюрморты и наброски, а также книги о художниках.
Итак, Рашит, Рим и я приехали в родную Уфу. Но через год Рашит Имашев перебрался в Казань. Его творчество многогранно и заслуживает отдельной крупной монографии. Со временем он стал заслуженным деятелем искусств Башкортостана и Татарстана, народным художником Республики Татарстан. Наш друг Азат Мазитов работал главным художником Сибайского театра, а в Уфе нас с Римом Зигангировым осталось двое.
Рим родился 13 ноября 1941 года в деревне Денгизбаево Большечерниговского района Самарской области в семье учителей. Отец его Гилман Зингангирович, рано оставшись сиротой, в голодный год вместе с другими детьми, в том числе с самым близким своим другом Рашитом Нигмати (будущим народным поэтом Башкирии), были отправлены в приют на Украину. Спустя время, оказавшись в Уфе, они вдвоем часто бывали дома у Хадии и Губая Давлетшиных, помогали переписывать их рукописи. Как рассказывала внучка Гилман-олатая Зюбяйда Энгельевна Хамидуллина в газете «Башкортостан» (номер от 25 сентября 2020 года), об этом поведала ей односельчанка Зигангировых, министр просвещения БАССР Фатима Хамитовна Мустафина при их последней встрече: на одной из фотографий, пишет она, изображены самарские башкиры, на головах у ребят фуражки, они ученики школы имени Ленина в Уфе (ныне БРГИ имени Рами Гарипова).
Окончив Уфимский рабфак, будущий отец Рима вернулся на родину, преподавал в сельских школах башкирский язык. Будучи коммунистом, он с первых дней Великой Отечественной ушел на фронт. Мать осталась с тремя детьми: Энгель, Фрингель, Рим. Артиллерист-наводчик, командир орудия Зигангиров прошел Брянский, Калининский, Воронежский фронты (там же воевал и мой отец, командир взвода, погиб в феврале 1943-го под Харьковом). Гилман Зигангирович был удостоен орденов Красной звезды и Отечественной войны II степени; медалей «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Поскольку дети остались без матери – она умерла, вернувшись, отец Рима женился вторично. Упомянутая выше министр Мустафина направила Фрингеля и Рима в Уфу. Там на вокзале их встретила Газизя – мать Фатимы Хамитовны и помогла устроить ребят в детский дом. Мы с Римом прожили в тесном контакте друг с другом всю его оставшуюся жизнь, которая трагически оборвалась в 37 лет, когда он уже подготовил творческий материал и документы для вступления в Союз художников БАССР. Укладываясь спать, мой сын всегда говорил: «Спокойной ночи, мама; спокойной ночи, папа; спокойной ночи, Рим-агай», причем произносил он это даже тогда, когда Рима у нас в доме не было. Такая мощная была связь.
...А теперь о главном: я не художник-профессионал, безусловно, и не искусствовед, но беру на себя фрагментарно осветить только некоторые вехи творчества моего друга.
Еще в студенческие годы Рим Зигангиров в соавторстве с Рашитом Имашевым и Абриком Абзгильдиным в особой технике настенного декоративного изображения – сграффито, воплотили на одном из объектов в Салавате сюжет на тему «Сабантуй» (1967), площадью 200 квадратных метров; а также сюжет на тему «Танец» (1967), площадью тоже 200 «квадратов». Завершив вузовскую учебу, Рим Зигангиров в соавторстве с Рашитом Имашевым в другой технике, свойственной монументальной живописи, а речь о мозаике, воплотил опять же в Салавате сюжет на тему «Спорт» (1970), площадью 200 «квадратов», а в деревне Амангильдино Абзелиловского района БАССР они произвели комплексное оформление Дома культуры (1971). Дальше последовала работа художником-декоратором в Башкирском государственном театре оперы и балета под руководством главного художника театра, народного художника БАССР, заслуженного деятеля искусств БАССР и РСФСР Владимира Ивановича Плекунова. В 1974-м состоялась премьера оперного спектакля «Сельская честь» на музыку Пьетро Масканьи, в котором Рим Зигангиров выступил художником-постановщиком. Мы были на премьере. Публика тепло приняла спектакль.
Кроме того, Рим создал цикл иллюстраций к роману выдающейся башкирской писательницы Хадии Давлетшиной «Иргиз», но, увы, почему-то книга именно с его рисунками до сих пор не издана…
В 1976 году наш друг женился на однокласснице Ямиле, у него появился дом, и наконец отпала его главная бытовая проблема, а то Риму приходилось частенько дневать и ночевать в театре…
За несколько дней до открытия здания БГТК в 1976-м Рим пригласил меня с женой и 5-летним сыном на объект, показал свою великолепную мозаику, затем, проведя в фойе, он дал возможность «увековечить свое имя» нашему сыну, которому доверил кисть для нанесения мазков в нижней части одного из перьев в росписи радужного павлина. Скорее всего, в ходе нынешней реконструкции театра эта настенная роспись потеряла свою актуальность. Могу утверждать, что некогда худсовет доверил эту работу театральному художнику-декоратору Риму Гильмановичу Зигангирову, оценивая его накопившийся значительный опыт работы в жанрах монументальной живописи, включая мозаику.
…Полтора года спустя мы были шокированы вестью о смерти Рима. Проводить его в последний путь приехали директор школы-интерната №1 С.Х.Зайлалова, учительница физики М.И.Яхина, одноклассники, детдомовцы, также
А.Мазитов, Р.Имашев, М.Юлбарисов, коллеги по худфонду БАССР, родные, друзья и соседи. Решили похоронить его на родине. В Самарскую область мы с Рашитом Имашевым повезли тело покойного в его родную деревню Денгизбаево и там совместно с жителями предали земле, посадив у изголовья дерево. Это было в феврале 1978-го…
Добавлю: тогда же в окончательном оформлении внешнего и внутреннего облика Театра кукол принял участие и заслуженный художник России и Башкортостана Евгений Александрович Винокуров. Он принял участие в создании прекрасных декоративных часов, стал автором люстр в виде парусников и фонарей у входа.
Супруга Рима – Ямиля Галиахметовна получила в свое время московское высшее инженерно-техническое образование, в последние годы увлекалась рисованием, писала портреты. Я в конце 2023-го побывал у нее дома. Узнав о моих намерениях, она выразила глубокое удовлетворение, добавив, что была в каком-то смысле соавтором мужа: снабжала мозаику каменным материалом и выкладывала сюжеты по его эскизам. У них не было детей, вдова Рима находилась под приглядом дальней родственницы. Но посетить обновленный Театр кукол ей уже не было суждено: она ушла из жизни в декабре 2023-го…
Эрнст ЮЛБАРИСОВ,
заслуженный нефтяник РБ, доктор технических наук.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Снимок Рима Зигангирова предоставлен автором.
заслуженный нефтяник РБ, доктор технических наук.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Снимок Рима Зигангирова предоставлен автором.
19-07-2024 (0) Просмотров: 125 Номер: 50(13794) Версия для печати