$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Уникальная работа мастера сохранила его имя для потомков



В далеком 1976 году Башкирский государственный театр кукол переезжает в новое здание на проспекте Октября. Если мы вспомним недавние события, в январе 2024-го закончилась полная его реконструкция. В итоге дополненное прекрасными решениями современных зодчих здание это торжественно было передано маленьким гражданам Уфы по прямому назначению. Население республики и ее столицы было знакомо с тем, как шли работы, причем во всех деталях – благодаря коллективам республиканских и муниципальных изданий, а также телерепортажам. Спасибо им! В частности, СМИ выразили удовлетворение, что в ходе текущей реконструкции архитекторы «сохранили советскую мозаику», украшавшую здание и до реконструкции.
Мозаике присуща долговечность. Несмотря на то, что прошло почти полвека, она сохранила чистоту цвета в наших довольно суровых климатических условиях, но за это же время, увы, потускнела память о ее создателе. А ведь эта мозаика действительно достойна того, чтобы поклониться талантливому автору уникального произведения искусства. Мне, очевидцу завершающихся в 1976-м работ, удалось внести ясность в этом вопросе на страницах «Вечерней Уфы» (в номере от 12 декабря 2023 года). А сегодня я хочу познакомить читателя с автором мозаики Римом Зигангировым поближе.
БГТК был основан в 1932 году как «театр-балаганчик» и до февраля 1955-го находился под руководством «настоящей матери» нашего театра кукол Марии Николаевны Елгаштиной (1873-1966), народного художника БАССР. Она является также одним из участников организации Художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. В свое время Мария Николаевна была награждена орденом «Знак Почета».
Мы, воспитанники детского дома №5 города Уфы Рашит Имашев, Азат Мазитов, Рим Зигангиров и автор этих строк («дети войны», как теперь таких, как мы, называют – сироты, оставшиеся без отцов, погибших на фронтах Великой Отечественной, а иные и без матерей), занимались в кружке рисования Дома пионеров под руководством художника Владимира Степановича Сарапулова. И с начала 1950-х годов мы неоднократно встречались с Марией Николаевной в музее на выставках ее прекрасных акварелей и многое количество раз посещали Театр кукол, находящийся тогда в полуподвальном помещении Башкирского государственного театра оперы и балета.
Мы учились в те поры в башкирской средней школе №9 (впоследствии – школа-интернат №1, сегодня – это БРГИ имени Рами Гарипова), фактически выполняли все необходимые оформительские работы в alma mater: делали плакаты к праздникам, выпускали школьную стенгазету «Молодая гвардия», воспроизводили схемы и рисунки в виде наглядных учебных пособий… В свое время мои друзья поехали в Татарстан и поступили в Казанское художественное училище, а меня остановил брат (он тоже хорошо рисовал), сказав: «Заканчивай 10-й, там посмотрим». Учеба мне давалась легко. Школу окончил с серебряной медалью, подал документы в Московский архитектурный институт, но из-за отсутствия там общежития для иногородних студентов чуть позже по направлению министра просвещения БАССР Ф.Х.Мустафиной поступил на геологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, в коем уже учился и брат, который к тому времени находился на преддипломной практике в горах Памира. С первого курса я был художником-оформителем факультетской стенгазеты «Советский геолог». До четвертого курса включительно занимался в изостудии: позировали нам натурщики, руководителем был народный художник, в общем, получалось неплохо, а тут и диплом подоспел… Пришлось переключиться на другое направление – на науку, причем всерьез и на всю жизнь.
Уникальная работа мастера сохранила его имя для потомков

Что касается моих друзей, то после Казани Рашит Имашев и Рим Зигангиров в 1965-м поступают в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова и Всесоюзный государственный институт кинематографии соответственно. Я же к этому времени с дипломом геолога, проработав 4 года на промыслах НПУ «Туймазанефть» и аппарате Объединения «Башнефть», в 1966-м поступаю в очную аспирантуру ВНИИГАЗа. Таким образом судьба опять свела нас уже в Москве. Встречались мы на собраниях и акциях Башкирского землячества, посещали вместе музеи и выставки, отмечали праздники и дни рождения, вспоминали детдомовцев и одноклассников, учителей и воспитателей, заменивших нам отцов и матерей, за что мы им безмерно благодарны. Ну а после окончания аспирантуры (я уже был женат) вместе с моими друзьями-художниками мы 3 месяца снимали квартиру в частном доме на окраине Москвы. К нам приходили очень известные живописцы Ахмат Лутфуллин, Рифкат Хисматуллин, сын поэтессы Катибы Киньябулатовой Рамазан, будущий архитектор Фаниль Имашев, заезжал и мой старший брат Марат, выпускник МГУ-1958.
Возвращаясь в Уфу, мне пришлось оставить московские, выполненные в карандаше, натюрморты и наброски, а также книги о художниках.
Итак, Рашит, Рим и я приехали в родную Уфу. Но через год Рашит Имашев перебрался в Казань. Его творчество многогранно и заслуживает отдельной крупной монографии. Со временем он стал заслуженным деятелем искусств Башкортостана и Татарстана, народным художником Республики Татарстан. Наш друг Азат Мазитов работал главным художником Сибайского театра, а в Уфе нас с Римом Зигангировым осталось двое.
Рим родился 13 ноября 1941 года в деревне Денгизбаево Большечерниговского района Самарской области в семье учителей. Отец его Гилман Зингангирович, рано оставшись сиротой, в голодный год вместе с другими детьми, в том числе с самым близким своим другом Рашитом Нигмати (будущим народным поэтом Башкирии), были отправлены в приют на Украину. Спустя время, оказавшись в Уфе, они вдвоем часто бывали дома у Хадии и Губая Давлетшиных, помогали переписывать их рукописи. Как рассказывала внучка Гилман-олатая Зюбяйда Энгельевна Хамидуллина в газете «Башкортостан» (номер от 25 сентября 2020 года), об этом поведала ей односельчанка Зигангировых, министр просвещения БАССР Фатима Хамитовна Мустафина при их последней встрече: на одной из фотографий, пишет она, изображены самарские башкиры, на головах у ребят фуражки, они ученики школы имени Ленина в Уфе (ныне БРГИ имени Рами Гарипова).
Окончив Уфимский рабфак, будущий отец Рима вернулся на родину, преподавал в сельских школах башкирский язык. Будучи коммунистом, он с первых дней Великой Отечественной ушел на фронт. Мать осталась с тремя детьми: Энгель, Фрингель, Рим. Артиллерист-наводчик, командир орудия Зигангиров прошел Брянский, Калининский, Воронежский фронты (там же воевал и мой отец, командир взвода, погиб в феврале 1943-го под Харьковом). Гилман Зигангирович был удостоен орденов Красной звезды и Отечественной войны II степени; медалей «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Поскольку дети остались без матери – она умерла, вернувшись, отец Рима женился вторично. Упомянутая выше министр Мустафина направила Фрингеля и Рима в Уфу. Там на вокзале их встретила Газизя – мать Фатимы Хамитовны и помогла устроить ребят в детский дом. Мы с Римом прожили в тесном контакте друг с другом всю его оставшуюся жизнь, которая трагически оборвалась в 37 лет, когда он уже подготовил творческий материал и документы для вступления в Союз художников БАССР. Укладываясь спать, мой сын всегда говорил: «Спокойной ночи, мама; спокойной ночи, папа; спокойной ночи, Рим-агай», причем произносил он это даже тогда, когда Рима у нас в доме не было. Такая мощная была связь.
...А теперь о главном: я не художник-профессионал, безусловно, и не искусствовед, но беру на себя фрагментарно осветить только некоторые вехи творчества моего друга.
Еще в студенческие годы Рим Зигангиров в соавторстве с Рашитом Имашевым и Абриком Абзгильдиным в особой технике настенного декоративного изображения – сграффито, воплотили на одном из объектов в Салавате сюжет на тему «Сабантуй» (1967), площадью 200 квадратных метров; а также сюжет на тему «Танец» (1967), площадью тоже 200 «квадратов». Завершив вузовскую учебу, Рим Зигангиров в соавторстве с Рашитом Имашевым в другой технике, свойственной монументальной живописи, а речь о мозаике, воплотил опять же в Салавате сюжет на тему «Спорт» (1970), площадью 200 «квадратов», а в деревне Амангильдино Абзелиловского района БАССР они произвели комплексное оформление Дома культуры (1971). Дальше последовала работа художником-декоратором в Башкирском государственном театре оперы и балета под руководством главного художника театра, народного художника БАССР, заслуженного деятеля искусств БАССР и РСФСР Владимира Ивановича Плекунова. В 1974-м состоялась премьера оперного спектакля «Сельская честь» на музыку Пьетро Масканьи, в котором Рим Зигангиров выступил художником-постановщиком. Мы были на премьере. Публика тепло приняла спектакль.
Кроме того, Рим создал цикл иллюстраций к роману выдающейся башкирской писательницы Хадии Давлетшиной «Иргиз», но, увы, почему-то книга именно с его рисунками до сих пор не издана…
В 1976 году наш друг женился на однокласснице Ямиле, у него появился дом, и наконец отпала его главная бытовая проблема, а то Риму приходилось частенько дневать и ночевать в театре…
За несколько дней до открытия здания БГТК в 1976-м Рим пригласил меня с женой и 5-летним сыном на объект, показал свою великолепную мозаику, затем, проведя в фойе, он дал возможность «увековечить свое имя» нашему сыну, которому доверил кисть для нанесения мазков в нижней части одного из перьев в росписи радужного павлина. Скорее всего, в ходе нынешней реконструкции театра эта настенная роспись потеряла свою актуальность. Могу утверждать, что некогда худсовет доверил эту работу театральному художнику-декоратору Риму Гильмановичу Зигангирову, оценивая его накопившийся значительный опыт работы в жанрах монументальной живописи, включая мозаику.
…Полтора года спустя мы были шокированы вестью о смерти Рима. Проводить его в последний путь приехали директор школы-интерната №1 С.Х.Зайлалова, учительница физики М.И.Яхина, одноклассники, детдомовцы, также
А.Мазитов, Р.Имашев, М.Юлбарисов, коллеги по худфонду БАССР, родные, друзья и соседи. Решили похоронить его на родине. В Самарскую область мы с Рашитом Имашевым повезли тело покойного в его родную деревню Денгизбаево и там совместно с жителями предали земле, посадив у изголовья дерево. Это было в феврале 1978-го…
Добавлю: тогда же в окончательном оформлении внешнего и внутреннего облика Театра кукол принял участие и заслуженный художник России и Башкортостана Евгений Александрович Винокуров. Он принял участие в создании прекрасных декоративных часов, стал автором люстр в виде парусников и фонарей у входа.
Супруга Рима – Ямиля Галиахметовна получила в свое время московское высшее инженерно-техническое образование, в последние годы увлекалась рисованием, писала портреты. Я в конце 2023-го побывал у нее дома. Узнав о моих намерениях, она выразила глубокое удовлетворение, добавив, что была в каком-то смысле соавтором мужа: снабжала мозаику каменным материалом и выкладывала сюжеты по его эскизам. У них не было детей, вдова Рима находилась под приглядом дальней родственницы. Но посетить обновленный Театр кукол ей уже не было суждено: она ушла из жизни в декабре 2023-го…
Эрнст ЮЛБАРИСОВ,
заслуженный нефтяник РБ, доктор технических наук.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Снимок Рима Зигангирова предоставлен автором.

Дата создание новости 19-07-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 125     Номер: 50(13794)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.