$ - 91.4292
€ - 101.5057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Горячая биография огнеборцев столицы



Вячеслав Тангаев – наш давний автор и большой друг главной городской газеты. В «Вечерке» в разные годы были опубликованы сотни корреспонденций Вячеслава Николаевича на самые разные темы. Но была и остается главной темой в журналистском творчестве нашего автора тема пожарной охраны. Будучи сам сотрудником противопожарной службы, Вячеслав Тангаев посвятил множество публикаций людям этой мужественной профессии, которые в мирное время вступают в бой с одной из самых страшных стихий – рискуя своим здоровьем, а нередко и жизнью.
Замечательно, что накопленный большой фактический материал, а также опыт и знания в этой области сподвигли нашего автора к написанию интересной книги, которая готова, но пока не издана. Вячеслав Николаевич предоставил рукопись нашей редакции, любезно разрешив публиковать с некоторыми сокращениями главы из будущей книги, в которой автор проследил более чем двухсотлетнюю историю зарождения и становления пожарной охраны Уфы. Книги, которая, мы не сомневаемся, в ближайшее время увидит свет и будет чрезвычайно интересна широкому кругу читателей.


…В местных хрониках упоминаются крупные пожары в Уфе в 1611 и 1712 годах. Но самый страшный из них случился в 1759 году. Сохранились сведения, как во время бури 23 мая от грозового разряда, попавшего в Михайловскую башню, загорелся Уфимский кремль. Пламя быстро объяло воеводский дом, канцелярию с архивными документами, Троицкую соборную церковь с колокольней, девичий монастырь, караульную избу, тюрьму с острогом, купеческую торговую лавку. Сильный ветер перекинул огонь через кремлевские стены на соседние строения Малой Репной слободы, где сгорело более 200 жилых домов. В результате пожара практически полностью выгорел кремль. Единственное каменное сооружение – Троицкая церковь – сильно пострадало от огня, но удалось спасти особо почитаемую икону Смоленской Божией Матери и дубовые Царские Врата. После восстановления церкви она превратилась в Смоленский собор, который стал главным культовым сооружением Уфы. К сожалению, в годы советской власти в 20-е годы XX века его закрыли и там разместили детскую колонию для беспризорных. Позже, в 1956 году, старинное здание полностью снесли. Сейчас на этом месте находится возведенный в 1957 году монумент Дружбы в честь 400-летия добровольного вхождения башкир в состав русского государства.
Сам Уфимский кремль после страшного пожара почти не восстанавливался, так как отпала необходимость в нем как в крепостном сооружении, ибо границы Российской империи раздвинулись далеко на юг и восток. Тем не менее во время осады Уфы пугачевским отрядом Чики Зарубина Уфимский кремль сыграл важную роль в обороне города. Последние сведения о кремле относятся к 1779 году. Жаль, что не сохранили его для потомков, ибо он мог бы стать изюминкой туристической Уфы, как, например, Казанский кремль, который был сильно разрушен при взятии Казани войском Ивана Грозного, но восстановлен по его же указу.
Подобные огненные происшествия стали настоящим бедствием для города, и необходимо было надежно защитить его от огня. Это могла осуществить только противопожарная служба, которая к тому времени появилась во многих городах России. В связи с этим особый интерес представляют история зарождения и развития пожарной охраны в нашей стране в целом и в Уфе в частности.
Ежегодно 30 апреля пожарная охрана России отмечает свой профес­сиональный праздник, потому что в 1649 году царем Алексеем Михайловичем был издан «Наказ о градском благочинии», положивший начало создания противопожарной службы в нашем государстве.
К основным правилам пожарной безопасности в то время относились запрет на топку печей изб и бань в сухую жаркую погоду, приготовление пищи во дворе дома вне специального очага, обязывали выносить за городскую черту пожароопасные производства (кирпичное, стеклодувное и т.п.). В каждом дворе летом обязательно должны были быть кадка с водой и метла на шесте, через каждые 10 дворов выкапывался колодец для нужд пожаротушения.
Следить за состоянием пожарной безопасности обязан был «объезжая голова», то есть должностное лицо, которое вместе с подъячим, решетчатыми, приказчиками, а также с выборными горожанами (с каждых 10 дворов) объезжало город и следило за порядком. Это был своеобразный пожарный дозор, который тушил пожары и выявлял нарушителей. Их могли штрафовать, либо бить батогами или ссылать на каторжные работы. Самая суровая мера ответственности предусматривалась за поджоги. Если «учинителя пожара», а его на Руси называли «пожарником», заставали на месте преступления, то его просто могли публично сжечь. Поэтому важно понимать разницу в терминах «пожарный» – тушила, огнеборец и, «пожарник», то есть поджигатель.
И все же пожарный дозор не был профессиональной командой, поскольку состоял из выборных горожан и случайных людей. Первая настоящая пожарная команда появилась в 1722 году в Санкт-Петербурге во времена Петра I, который весьма серьезно относился к вопросам пожарной безопасности. При Адмиралтействе было построено пожарное депо, в котором находились бочка с водой, установленная на телеге, и пожарный инструмент. Привлекаемые к тушению пожара горожане или военные специально обучались пожарному делу.

Подсчитано, что только российская столица Москва за время своего существования полностью или частично выгорала более 60 (!) раз.
Надо отметить, что к тому времени согласно указу Александра I «О создании пожарных команд в губернских городах» в Санкт-Петербурге и Москве уже были созданы профессиональные пожарные части в 1803-1804 годах.
А если обратиться к истории Уфы, то настоящим бедствием для ее жителей были почти ежегодно возникавшие крупные пожары, число которых увеличилось после того, как она стала губернским городом. Так, например, в 1803 году в городе сгорели 77 домов, в 1804-м – уже 83. Частые пожары стали следствием скученности домов, а также строительства промышленных предприятий вблизи жилых построек.
В 1819 году был утвержден первый генеральный план Уфы, согласно которому город стал развиваться вверх по улице Большой Казанской до улиц Центральной и Богородской. Но вернемся к началу XIX века, когда огненные происшествия буквально захлестнули город. Одно из них, весьма примечательное, привело в итоге к созданию первой пожарной команды в нашем городе. Весной 1812 года из-за эпидемии сибирской язвы начался массовый падеж домашнего скота. Для борьбы с напастью по приказу губернатора Матвея Андреевича Наврозова, посчитавшего, что дым очистит воздух от этой заразы, был подожжён вал из навоза, сооруженный вокруг города. Но жара и сильный ветер раздули огонь, и в результате пожара город едва не сгорел дотла. Сразу после случившегося начался сбор средств на устройство пожарной части, который был ускорен огненным происшествием в 1815 году, когда было уничтожено 400 домов. На пожертвования, собранные с хозяев промышленных заведений, торговых лавок и населения, 14 июля 1816 года по улице Большой Казанской, 14 (ныне – Октябрьской Революции), было построено деревянное здание, где разместились Главное полицейское управление Уфимской губернии и пожарная часть с каланчой, получившая название «главной» или «полицейской». Пожарная команда во главе с первым брандмейстером (начальником) Захаровым, состояла всего из 12 человек, на содержание которых выделялось мало средств. Поэтому конный пожарный обоз представлял собой лошадь с телегой и бочкой для воды на 40 ведер и пожарным инструментом – трубы, ведра, лопаты, багры, ломы, топоры, фонари.
В то время Уфа, хоть и была губернским городом, состояла всего из 32 улиц, насчитывая чуть более 1200 частных дворов и 6 тысяч жителей. Они испытывали недостаток воды, которую развозили по домам водовозы с реки Белой. Первые колодцы и водоемы появились лишь в 30-х годах. Посему малочисленная пожарная команда при полицейском управлении была не способна справляться с возгораниями.
Знаменательным событием в жизни города стало посещение Уфы императором России Александром I летом 1824 года. По дороге из Оренбурга в Екатеринбург он заехал в наш город на открытие храма Александра Невского, который размещался на месте нынешнего Дома профсоюзов.
Поднимаясь по улице Большой Казанской, он обратил внимание на деревянное здание пожарной части и потребовал заменить его на кирпичное. Вскоре, 28 декабря 1824 года, вышел его именной указ «О сборе на устройство пожарной части в городе Уфе». В 1829 году на собранные деньги (89 тысяч 517 рублей) началось строительство первой пожарной части с каменной каланчей по улице Большой Казанской, 69. Здание это сохранилось до наших дней и является одним из старейших памятников архитектуры города.
Уфимский полицмейстер майор Дерюгин, в ведении которого находилась пожарная команда, попросил у Оренбургского губернатора выделить дополнительные силы и средства для содержания новой части. Вскоре к 12 штатным пожарным были дополнительно зачислены еще 13 человек. Брандмейстер главной пожарной части Захаров получил для нужд пожарных 2 заливные трубы.
А 12 октября 1831 года по его просьбе к ним на службу из Оренбургского гарнизона прибыли 94 солдата, «не способных к фронту, но хорошего поведения». Вместе с пожарными они начали нести круглосуточное дежурство в главной и первой пожарных частях. Так зародился Уфимский гарнизон пожарной охраны общей численностью в 119 человек, ставшей важнейшей службой по жизнеобеспечению города Уфы.
Личный состав пожарных частей стал комплектоваться из солдат 23-й пехотной дивизии и Оренбургского батальона №10. После 25 лет службы они увольнялись, а наиболее прилежные – награждались. Так, например, по ходатайству брандмейстера Уфимской пожарной команды Шерунова 9 пожарных за образцовую службу получили серебряные медали.
Самой пожароопасной частью города являлась Нижегородская слобода, в которой с начала XVII века поселились крестьяне графа Шереметьева. Они имели больше свободы, чем крепостные и отличались предприимчивостью. Вскоре здесь появились лесопильные и кожевенные предприятия, кирпичное производство, мыловаренный завод, спичечная фабрика. Они частенько подвергались опустошительным пожарам, и на средства, собранные с хозяев этих заведений и населения, в 1834 году было построено пожарное деревянное депо, где находились 2 ручных пожарных насоса. В случае пожара местные жители выезжали на своих лошадях и участвовали в тушении пожара. Лишь к концу XIX века были приобретены 2 лошади с телегами и бочками для воды на 40 ведер.
К тому времени, в 1833 году, в главной пожарной части был произведен ремонт – крыша заменена на железную, крыльцо построено из камня, а въезд в конюшню выполнен из булыжника. В 1869 году началось строительство кирпичного здания пожарного депо, которое завершилось в 1871 году. Оно сохранилось до наших дней и является памятником истории и архитектуры.
Ныне здесь размещаются пожарно-спасательная часть №1 по охране Ленинского района Уфы, 22-й отряд Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, а также Центр противопожарной пропаганды и общественных связей МБУ УПО города Уфы.
Вячеслав ТАНГАЕВ.
Продолжение следует.

Дата создание новости 9-08-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 5     Номер: 55(13799)     Версия для печати

13 сентября 2024 г. №65(13809)


«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.