Имя, ставшее легендой
К 100-летию со дня рождения Любови Константиновны Езовой
Жизнь любого человека – это путь от рождения до смерти. Жизнь сильного человека – это часто тернистый путь, который проходят, преодолевая препятствия, совершенствуясь, развиваясь. Жизнь великого человека – это возможность, совершенствуясь самому, приносить несомненную пользу людям. Таким сложным, тернистым, но в то же время плодотворным, значимым для людей путем была жизнь
Любови Константиновны Езовой.
Любовь Константиновна Езова родилась 5 ноября 1924 года в деревне Богословка Архангельского района Башкирской АССР в семье Константина Степановича и Екатерины Елизарьевны Елькиных.
Отец ее был из многодетной семьи (5 сыновей и 5 дочерей), после окончания совпартшколы получил назначение в органах военизированной пожарной охраны, став замполитом крупных строек (Магнитогорского металлургического комбината, Белорецкого металлургического комбината, крекинг-завода в городе Черниковске), и в Республиканском управлении военизированной пожарной охраны в Уфе. Мать – из деревни Дмитриевка Гафурийского района из семьи колхозного пчеловода.
Сама Любовь, когда семья жила в городе Черниковске, пошла учиться в 7-й класс в единственную школу, затем перевелась в уфимскую школу №1, а окончила среднюю школу на станции Дёма в 1942-м и в том же году поступила на технологический факультет Московского нефтяного института имени И.М.Губкина, который был эвакуирован в Башкирию. Здесь на втором курсе познакомилась со своим будущем мужем Анатолием Николаевичем Езовым. Он поступил в нефтяной институт переводом из Ленинградского политехнического, где до Великой Отечественной окончил первый курс. После начала войны добровольцем ушел на фронт. И сразу попал в страшную мясорубку, выбраться из которой было просто невероятным везением. Это было подо Ржевом… Можно сказать, что от плена и гибели его спасло тяжелое ранение.
В нефтяной институт Анатолий Езов пришел инвалидом с парализованной правой рукой. Еще в госпитале, затем на работе в Ишимбайском промбанке научился писать, а в институте и чертить левой рукой.
Как эти двое познакомились? В институте помочь Анатолию в изучении английского языка попросили девушку-второкурсницу по имени Любовь. Так эта Любовь и осталась с ним на всю жизнь.
После окончания второго курса с основным составом преподавателей переехали в Москву в основной институт и будущие супруги. После окончания четвертого курса, в октябре 1946-го, Любовь и Анатолий поженились.
В сентябре 1947 года они защитили диплом, получив специальности: Любовь – инженера-технолога по переработке нефти и газа, Анатолий – инженера-механика нефтепромыслового оборудования. При распределении на работу молодые люди попросили направление в «Башнефть».
Родители Любови жили в Уфе – к этому времени отец (в 1945-м) вернулся к семье после госпиталя на костылях без одной ноги. Родители же Анатолия жили в Ишимбае.
В «Башнефти» молодых специалистов принял начальник объединения Степан Иванович Кувыкин, предложив несколько вариантов, в том числе в Уфе – институт БашНИИ, но наши герои попросились на производство – в НГДУ «Ишимбайнефть».
Там их принял начальник управления К.И.Коваленко, спросив: «Куда вы хотели пойти работать?», и услышал в ответ: «Куда направите». Анатолий получил назначение в контору бурения, а Любовь – в промысловую лабораторию.
Анатолий Николаевич прошел затем славный путь: начальник вышкомонтажного цеха, главный механик конторы бурения, директор Ишимбайского машиностроительного завода, главный механик объединения «Башнефть».
Любовь же в 1956 году добилась перевода на Ишимбайский НПЗ, чтоб работать по специальности. Назначили ее начальником центральной заводской лаборатории.
Любовь Константиновна показала себя инициативным, высококвалифицированным инженером, решая сложные задачи по технологии бурения и по процессам нефтепереработки.
Был в ее практике такой случай: при разбуривании Шкаповского месторождения случались постоянные аварии из-за прихвата бурового инструмента. Любовь поехала с лаборантами на место, разобралась в причинах проблемы. В итоге ее группа разработала и предложила рецептуру бурового раствора. И… прихваты прекратились.
Другой пример, характеризующий высокую квалификацию молодого специалиста: на Ишимбайском НПЗ на установке АТ не стал генерироваться бензин, отвечающий стандартным требованиям. Цеховая лаборатория не могла установить причину – обратились к начальнику ЦЗЛ Любови Езовой. Обследовав все потоки, она выяснила причину – нарушение состава бензина происходило из-за свища в мазутном подогревателе. Устранили свищ, и бензин стал выходить стандартным.
Таких примеров, связанных с творческой исследовательской работой молодого инженера-нефтяника, было немало.
В 1966-м ее вновь избрали секретарем парткома. С этого момента Любовь Константиновна Езова раскрылась как хороший партийный организатор, видимо, примером ей стала деятельность отца.
За период работы в Ишимбае и в последующем Любовь Езова с такими же интересом и деловитостью в подходе кроме вопросов освоения, приобретения дальнейших знаний и опыта в геологии, бурении и эксплуатации нефтяных месторождений, технологических процессов нефтепереработки, изучила и, образно выражаясь, взяла на вооружение строительство и дорожное дело, организацию партийной работы и руководства предприятиями.
Инициативная, грамотная, изучившая тонкости хода технологических и производственных процессов, роль и место партийного комитета в жизни предприятий, Любовь Езова была замечена руководством республики. В мае 1967 года 1-й секретарь Башкирского обкома КПСС Зия Нуриевич Нуриев предложил ей работу в обкоме партии заместителем заведующего отделом нефтяной и химической промышленности. Любовь Константиновна понимала, что это не только большое доверие, но и большое испытание. Впрочем, она не привыкла пасовать перед трудностями, все взвесив и вспомнив опыт работы в Ишимбае, наша героиня согласилась переехать вместе с семьей в Уфу. Здесь в ее обязанности входило курирование всех нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятий республики, а также научно-исследовательских и проектных институтов этого профиля и, безусловно, их основных подрядчиков.
Сильная, умная, волевая женщина применила уже выработанный ею с первых лет трудовой деятельности подход: глубоко вникнуть в суть поставленных задач и определить главное звено в их решении. Это стало основным принципом, стилем, методом всей трудовой биографии Любови Константиновны, где бы она ни трудилась.
Свою работу в Башкирском обкоме КПСС Езова начала со знакомства с заводами и институтами в Уфе. Обычно Любовь Костантиновна затрачивала на каждое предприятие несколько дней, обходя все установки или отделы в сопровождении секретаря парткома и главного инженера завода, знакомилась с технологическими процессами, экономическими показателями, планами на ближайший год, месяц и их выполнением.
Конечно, тесно пообщалась она с руководителями предприятий, секретарями парткомов, парторганизаций.
Такое же понимание жизни предприятий и освоение их проблем, начиная с людей и завершая технологическими процессами, стало ее методом при тесном знакомстве с заводами Стерлитамака и Салавата. Примеры, демонстрирующие глубину ее ознакомления со всем этим, просто заслуживают подражания.
При посещении одного из предприятий Стерлитамака Езова заметила вопиющее нарушение техники безопасности: на установке получения серной кислоты на первом этаже посетителей облил дождь из купоросного масла… Выяснили, что процесс получения кислоты идет на втором этаже в открытых реакторах и при конденсации паров реагентов образовавшаяся жидкость стекает вниз. Любовь Константиновна вспомнила, что такая же установка действует на уфимском заводе «Химпром», где все безопасно: и реакторы, и трубы, и приемные емкости в кислостойком исполнении, стеклянные и герметичные.
Поделившись этим с директором завода, секретарем обкома В.И.Манаевым, Езова предложила реконструировать стерлитамакскую установку по примеру уфимской. А для этого создать бригаду из специалистов и монтажников стерлитамакского предприятия и поручить ее возглавить главному инженеру «Химпрома» Марату Бакирову, чтобы он местную установку превратил в подобную той, что существует на его заводе. Данное предложение было поддержано, и Бакиров блестяще решил эту задачу.
Такими были ее трудовые будни, полные творческого, ответственного и профессионального подхода к делу, инициативы и поиска путей решения поставленных задач.
Как следствие эти качества Любови Константиновны опять были оценены должным образом, и в декабре 1967 года бюро Башкирского обкома КПСС рекомендовало ее на должность первого секретаря Орджоникидзевского райкома партии. По существу ей предстояло возглавить район, где расположены три НПЗ, заводы «Химпром», синтетического спирта, электроламповый, крупнейшие строительные тресты №21, «Башнефтезаводстрой», «Башнефтехимремстрой», «Востокнефтезаводмонтаж» и такие институты, как Уфимский нефтяной, «Башгипронефтехим», БашНИИ по нефтепереработке… Общий объем производства их составлял более 44% от производства всего города, более 24% – республики.
Вспоминая тот день, Любовь Константиновна писала: «Согласилась не сразу, было страшно принять на плечи такой груз и ответственность. Меня подбадривали, обещали помощь. А секретарь обкома Виктор Иванович Манаев сказал: «Уверен, справишься, ведь тебя мужики слушаются!»
Век не забуду этот день. Впервые женщина возглавила такой район… и я оказалась в мужском окружении – директоров заводов, управляющих трестами (большинство из них номенклатура ЦК КПСС, бывшие фронтовики, военные…).
Встретили мое назначение красноречивым молчанием. Понадобился год, чтобы появился дух единой команды.
Собрала наиболее авторитетных руководителей и заявила: «Или будем работать нормально, или я ухожу». «Зубры» ответили: «Вы нас вполне устраиваете». Это было покруче, чем бюро обкома КПСС. По совету Зии Нуриевича я объехала весь район, посетила крупные предприятия и стала готовить программу».
…Непросто было женщине оказаться в роли руководителя такого масштаба. Но благодаря приобретенному опыту руководства, глубокому знанию производства и человеческой психологии Любовь Константиновна Езова завоевала непререкаемый авторитет не только в Орджоникидзевском районе Уфы, но и в республике.
Этому в значительной степени способствовали глубокие профессиональные знания Любови Езовой, ее высокая внутренняя культура, порядочность и скромность, огромное трудолюбие, внимательное отношение к людям.
Она сумела создать как в аппарате райкома, так и в команде руководителей предприятий атмосферу, лишенную бюрократизма, чванства и зазнайства. Здесь Любовь Константиновна сама была ярчайшим примером: никогда не проявляла бюрократизма, участливо выслушивала, давая собеседнику понять, что готова его поддержать.
В районе сложился очень сильный партийно-хозяйственный актив, которому по плечу любые работы, решение самых сложных и трудных задач. В состав этого актива входили директора заводов: Д.Ф.Варфоломеев, М.И.Ахметшин, Т.З. Хурамшин, А.И.Селезнев, А.М.Борисов, М.Г.Рахимов, ректор нефтяного института А.И.Спивак, управляющие трестами: Г.Ф.Асадуллин, Н.В.Лошаков, Р.С. Махмутзянов, директора НИИ: В.Д.Симонов, А.С.Эйгенсон, А.Г.Гумеров, секретари райкома: А.С.Гиззатов, М.П. Миргазямов, М.А.Зайцев, А.Ф.Багманов, Н.Ф.Федянина, председатели райисполкома: В.Ш.Вахитов, Л.Х. Гареев, Б.И.Титов, секретари парткомов предприятий: О.Ф.Каменев, А.Г.Кабилов, И.А.Касимов, Р.Ф. Зайнутдинов и многие другие.
Пятнадцать лет работы Любови Езовой во главе района – это были годы мощного развития и созидания. Расширение производства полиэтилена на заводе синтетического спирта, гербицидов на химическом заводе.
В 1970-м на НУНПЗ был пущен первый в СССР процесс каталитической конверсии, комбинированная установка «Жекса». В 1976-1983 годы построены: установка 35-11/1000 на НУНПЗ, комплекс по производству ароматических углеводородов, установка по получению белково-витаминного концентрата на УНПЗ имени XXII съезда КПСС и много других объектов.
Большая работа была выполнена и по переселению людей из бараков и санитарно-защитной зоны нефтехимзаводов. За пятнадцать лет было снесено 600 бараков, поселок «Аварийный». Благоустроенное жилье получили 40 тысяч жителей района.
Нельзя также не упомянуть возведение строителями Орджоникидзевского района Балтачевского свиноводческого комплекса, который был признан руководством республики лучшим объектом в Башкирии.
Огромная работа была проделана по благоустройству района, строительству объектов соцкультбыта, строительству дорог, озеленению. Благоустроены парк Победы, бульвар на улице Первомайской.
Отдавая должное Любови Константиновне, отмечая ее огромный вклад, инициативу и трудолюбие, в характеристике, данной секретарем обкома КПСС Зией Нуриевым, отмечалось: мужскую работу она выполняла с женским изяществом.
С уважением люди вспоминают и то, как Любовь Константиновна требовательно относилась и к себе, и к другим, к подбору кадров: превыше всего ставила принцип деловой компетентности работника, умение анализировать и решать проблемы, старалась подбирать спецов из числа производственников. В результате многие из ее команды были выдвинуты на самые высокие должности, став министрами и их заместителями на республиканском и общесоюзном уровне.
Знаком высокого авторитета и огромного почитания было прозвище Мама Люба, которое получила наша героиня: многие руководители республиканского масштаба гордились тем, что прошли «школу Езовой».
Среди первых секретарей райкомов города и республики Любовь Константиновна особо выделялась своими компетентностью, знаниями как в области производства, так и руководства партийными организациями.
Любовь Езова – символ Орджоникидзевского района. Ей было присвоено звание «Почетный гражданин Орджоникидзевского района города Уфы». Она была депутатом и заместителем председателя президиума Верховного Совета Башкирской АССР с 1970 по 1980 год. Любовь Константиновна – кавалер ордена Октябрьской Революции, дважды ордена Трудового Красного Знамени, ее имя занесено в Республиканскую Книгу Трудовой Славы.
Она отличалась не только жизнелюбием и невероятным трудолюбием, но и необыкновенной скромностью и высокой духовностью, непритязательностью в быту – качествами, столь редкими в наше время…
В этой связи нельзя не вспомнить слова Любови Константиновны в беседе с корреспондентом «Вечерней Уфы» Надеждой Игнатенко. Интервью было опубликовано в честь 75-летия со дня рождения Любови Езовой (5 ноября 1999 года):
– Страна успела в очередной раз растолкать свои идеалы, поменять курс… А Вы по-прежнему верите в коммунизм?
– Я верю в идеалы добра, социальной справедливости, равенства возможностей для всех – в то, с чем мы сейчас лихо расправляемся.
– Как Вам удалось выпасть из стереотипа первого секретаря? На бюро РК Вы почему-то никого не доводили до инфаркта, а на бюро горкома не позволяли кричать на себя. Чего только стоит Ваше прозвище Мама Люба… Кстати, и жили Вы на другом конце города…
– Я никогда не была озабочена своим имиджем. А странности, которые Вы усмотрели, можно объяснить тем, что мой характер выработался в нормальной производственной обстановке.
В стереотип не укладывалась – никогда не помышляла о партийной карьере. Впервые женщина возглавила такой район…
– Часто ли Вам мешала в работе женщина Езова?
– Нет, не часто. С производственниками говорила на их языке и была почти всегда уверена в себе.
Между прочим, женщина Езова иногда выручала меня. Поняла, что личный визит воспринимается совсем по-другому, нежели телефонный звонок или официальный разговор в райкоме. Не важничала, ехала в какой-нибудь строительный трест, управление и убеждала на месте о необходимости той или иной работы. Как правило, срабатывало!
– Вы счастливый человек?
– Скорее да, чем нет. Своей судьбы я не стыжусь. Я стараюсь делать людям добро, в обратном меня никто упрекнуть не сможет.
Из воспоминаний о Л. Езовой ветерана «Башкирэнерго» К.Алексеева:
«…Эта хрупкая, умная и очень обаятельная дама никогда не проявляла бюрократизма, участливо выслушивала, высказывая желание понять и поддержать. Многих наших руководителей она уберегла от партийного катка, безжалостного раздавившего десятки не самых худших наших кадров. Про таких, как она, уместно говорить: ум, честь, совесть… (Такая оценка со стороны хозяйственников – многого стоит! – Р.Г.).
Она была человеком высокой внутренней культуры, духовности, эталоном порядочности и справедливости.
Такая атмосфера царила и в ее семье, в быту.
Езовы были увлечены чтением художественной литературы, у них была богатая домашняя библиотека; увлекались также фотографированием, коллекционированием репродукций картин известных русских и зарубежных художников.
Любовь Константиновна прекрасно пела, особенно народные песни. Ни одно торжество в кругу семьи, родственников и друзей не проходило без ее песен. А муж Анатолий Николаевич, большой любитель русской поэзии, наизусть помнил многие стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. Прожили вместе 72 года – долгую, интересную и очень насыщенную жизнь.
При взгляде на нее возникало понимание: все, что мы оставляем после себя, – это доброе имя, за которым стоят не материальные блага, а дела и поступки!»
…Имя Любови Езовой в одном ряду с именами таких великих женщин нашей родной республики, как Зайнаб Биишева, Хадия Давлетшина, Клара Тухватуллина, Елена Щебланова, Шарифа Тимергалина, Маргарита Куприянова, Фатима Мустафина…
И только движение к достижению нового и лучшего, а не имитация развития вдохновляет человека на долгую жизнь. Такова судьба Любови Константиновны Езовой, прожившей 97 замечательных лет! А 100-летие со дня рождения этой уникальной женщины мы отмечаем в нынешнем ноябре.
Радиль ГАЛИЕВ,
заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РБ.
Фото предоставлено автором.
заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РБ.
Фото предоставлено автором.
12-11-2024 (0) Просмотров: 25 Номер: 79(13823) Версия для печати