$ - 102.2911
€ - 105.0893

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Цвет осени



Исполнилось сорок дней с того мгновения, как остановилось сердце народной артистки России и Башкортостана Галины Мидзяевой...
Со сцены она ушла гораздо раньше, когда уже не могла справляться с болезнями. И после смерти любимого мужа, актера того же Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, народного артиста РБ Анатолия Хаустова, это решение стало одним из самых тяжелых переживаний в ее жизни, профессия в которой составляла и смысл, и радость, и творческий полет. Без этой наполненности душа Галины Ивановны плакала и страдала.
Фактически роман с драматическим искусством начался еще с детских лет. Мама Гали, которая выступала в самодеятельности одного из саратовских дворцов культуры, одаривала своих трех деток после зарплаты билетами на спектакли. Девочка даже после визитов на оперные постановки грезила сценами, в коих видела себя, произносящую текст. В годы учебы читала стихи в школьных концертах, поступила в детский театр «Молодая гвардия», где воспитывались и известные на всю Россию саратовцы Олег Табаков и Наталья Тенякова.
...С первого раза в театральный вуз Мидзяеву не приняли. Пошла нарабатывать рабочий стаж на мытье лабораторной посуды, а потом, набравшись решимости, покрасила волосы в кирпичный цвет осени, надела зеленое платье в тон и явилась покорять приемную комиссию яркостью внешности и темперамента. И стала студенткой, проявив уже тогда манеру играть любую роль так, как отметил в резюме к ее участию в своем дипломном спектакле уфимского театра режиссер с мировым именем Анатолий Васильев, поставивший на сцене ГАРДТ драму «Женщина за железной дверью» по пьесе Рустама Ибрагимбекова: «Галочка! Хорошо играешь! Свободно...» Очень емкая характеристика художественного почерка актрисы, вмещающая и глубину разработки образа, и градус эмоциональности, и ту достоверность существования на сцене, которую особенно ценит зритель, стремясь попасть на спектакль именно с определенным артистом.
Галина Ивановна никогда не кичилась ни талантом своим, ни опытом, наработанным за годы большого стажа, и ценила не только хвалебные отклики, которых было немало. Например, в спектакле «Дорогая Памелла» по пьесе Джона Патрика она свою заглавную роль воспринимала скорее как образ в философской притче, а отнюдь не в комедии положений. В этом она не согласилась с режиссером Николаем Черкасовым. В письменном отклике он ее похвалил за спектакль, а перед ней повинился... И актриса из вежливости не бросилась опровергать постановщика и просто со свойственным ей достоинством утвердилась в своей правоте.

Она не робела в той ситуации, когда приходилось отстаивать собственное мнение, пусть оно даже касалось концепции приглашенного, достаточно в своих кругах известного постановщика. Как раз поначалу больше спорила со «своим» режиссером, которым безусловно считала художественного руководителя театра Михаила Рабиновича. Потому что после изначального своего пребывания в Сыктывкарском театре попала вослед за мужем по его распределению в Уфу, и ей было с чем сравнивать, и потому еще, что Михаил Исакович пригласил ее играть в своем очень важном для театра, для него самого и для актрисы Мидзяевой спектакле «Пять романсов в старом доме» по пьесе Владимира Арро. Рабинович пытался деликатно сдерживать ее бьющий ключом темперамент, направляя его в более спокойное русло. Галина Ивановна сопротивлялась, но позже стала раздумывать: возможно, есть правота в том, что силы в сдержанности проявляется больше, подчас боролась с собой. В спектакле «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование» она и продемонстрировала эту свою ипостась, будучи в роли Федоры очень убедительной и органичной.
Галина Мидзяева родилась в 1941-м, 8 октября, в первый, самый тревожный год Великой Отечественной войны, и хотя была совсем маленькой, но впитала эту боль на каком-то подсознательном уровне, а потому спектакль, созданный по повести писателя-фронтовика Мустая Карима, был для нее особенно значимым, равно как и спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина и драма «Завтра была война» участника боев Бориса Васильева, где она предельно честно сыграла твердокаменно с чужих слов повторяющую тупую «истину» учительницу Валентину Андроновну... К этому ряду необходимо добавить и совершенно иную героиню – разведчицу Валю в «Русских людях» по Константину Симонову. Удивительно, порой проходят десятки лет с тех пор, как ты видел актера на сцене, а образ, созданный им, помнится настолько выпукло, словно это случилось вчера! В том свитке памяти у меня хранятся образы зрелой в своей любви Мавры Тарасовны из комедии «Наливные яблочки» по пьесе Александра Островского, не первой молодости, но с каким накалом страстей! Или тети Таси в «Годах странствий» по произведению Алексея Арбузова, где героиня Галины Ивановны настолько добра и сердечна, что совершенно понятно, почему именно к ней тянется молодежь.
Для Мидзяевой не было ролей больших или маленьких, каждая рассматривалась как самая главная. И никакой зависти к коллегам, занятым в более престижной премьере или роли.
И это близко к тому, что никогда, ни разу не высказывалась ни Галей, ни Толей хотя бы капелька ревности в адрес Олега Янковского и его жены Людмилы, с которыми учились вместе. Толя жил в одной с Олегом комнате общежития, обе пары совместно праздновали свадьбы, и, казалось, сложись чуть иначе профессиональная судьба, и все могло бы состояться по-другому, но оба уфимских артиста рассказывали о друзьях студенческих лет одинаково тепло. «Порядочные люди, наши добрые отношения долгое еще после института время не прерывались, несмотря на разные города. И профессия общая связывала. Но ведь у Олега и с Людой артистическая судьба разная, не только с нами. Так что и слава, и регалии, и известность у нас разные».

В судьбе Галины Ивановны оказалась востребованной еще одна профессия, дар, кроме актерской – педагог. Вместе с Михаилом Рабиновичем и Ольгой Лопуховой она занималась со студентами института искусств – целевой набор для Русского театра, которые уже со второго курса были заняты в спектаклях театра у Мастера. И все это у нее отлично получалось! Недаром же ее сестра Генриетта была известным в Саратове педагогом, удостоенным звания заслуженного учителя России. Достаточно назвать имя ныне очень востребованного артиста Тимура Гарипова, одного из любимых в свое время студентов Галины Ивановны. И он не одинок в благодарности ей как наставнику. 29 ноября, в горький день смерти Галины Ивановны, именно Тимур позвонил сообщить мне эту печальную весть и немало нежных слов о ее участии в своей судьбе произнес.
...Что такое актриса? Роли? Да, бесконечное их количество – не перечислить даже четвертую, пятую часть... Катюша Маслова, героиня произведения Льва Толстого, чеховская Раневская, Полина в «Мещанах» Горького, игуменья Алымова из романа Мельникова-Печерского, Ирина в «Царе Федоре Иоанновиче» Алексея Константиновича Толстого, тетушка Варя в «Касатке» Алексея Николаевича Толстого... За ролями молодых героинь не гналась и за них не держалась, принимала образы любого возраста, были бы интересны. Цвет, как обозначила его на своем вступительном экзамене осенний, так и считала скромно солидарным с месяцем своего рождения. Осенью и покинула этот мир, оставив о себе след глубокий, хотя и нешумный, без фанаберии. Словно вторя своим размышлениям: сильнее то, что не открывает себя явно, а делает это сдержанно и вдумчиво...
Алла ДОКУЧАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА и из архива Русского академического театра.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 5     Номер: 1(13836)     Версия для печати

10 января 2025 г. №1(13836)


«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.