БольнаЯ тема
Их мир - это экран планшета
Согласитесь, знакомая картина - заходит в маршрутку девушка, садится, открывает сумку, распутывает провода наушников, включает плейер и сразу отключается от всего, что происходит вокруг. Также почти невозможно представить, чтобы юноша в транспорте не перелистывал странички в своем планшете. Он тоже сосредоточен, внимание приковано исключительно к картинкам на экране.
Почему молодежь предпочитает замыкаться в своем мире, некоммуникабельна? Ответить на этот вопрос мы попросили уфимского психотерапевта Ларису Нурлыгаянову.
- В наш век огромное значение имеет возможность быстро получить необходимую информацию. Главный помощник в этом компьютер. Сегодня зависимость от него наступает чуть ли не с рождения человека. Чудо-техника невесома, легко умещается в ладони, относительно недорого стоит, и современные мамы даже с удовольствием дают своим крохам игры с песенками, пищалками. Внимание ребенка поглощено забавой, и можно спокойно приготовить обед или заняться собой.
Раньше, когда домашние телефоны были не у всех, люди встречались, ходили друг к другу в гости, общались, видели, какое выражение лица у собеседника, какое настроение. Сегодня работает только аудиальная система, а визуальная уходит на второй план.
В информационный век это обычное явление.
Но оно характерно для подростков, молодых людей в возрасте до 22 лет. У тех, кто старше, нет потребности затыкать уши.
По теории известного американского психолога Эрика Эриксона, есть восемь кризисных возрастов развития человека. Подростковый - один из них. В этот период не считаются с мнением родителей, авторитетом пользуется только лидер подростковой группировки, в которую входит ребенок.
С ностальгией вспоминаются времена, когда родители спокойно выпускали детей во двор, где все играли в подвижные игры. Взрослые совершенно не переживали из-за того, что во двор может забрести какой-нибудь маньяк. Во дворах на скамеечках сидели взрослые, ребята были под присмотром, а вечерами в городах курсировали народные дружины. Добрые фильмы показывали по телевизору, не было такого обилия негативных новостей.
И главное, люди воспитывались на хорошей литературе. Сегодняшнюю молодежь читать не заставишь. Она прагматична. Нажал кнопку на планшете и тут же получил необходимую информацию. А если у подростков возникает желание с кем-то из знакомых пообщаться, они меньше всего думают о том, что можно пригласить их в гости. Ведь к встрече надо приготовиться, чай организовать. Гораздо проще написать электронное письмо и сразу получить ответ. Средство общения через интернет молодежь воспринимает как данность. Это привычка, которую поощряют мамы. Я же считаю, что раньше 10 лет ребенка не нужно подпускать к компьютеру. Мозг еще не развился. И не разовьется, если ребенок будет только нажимать кнопки вправо-влево, вперед-назад. Сегодня подростки практически не выпускают из рук плейеры и планшеты, и это плата за родительское свободное время. Сегодняшние мамы и папы не горят желанием сесть с ребенком на ковер, чтобы поиграть с ним в шахматы или железную дорогу, почитать сказки. Намного проще дать планшет и спокойно заняться своими делами. Ко мне на прием еще ни разу не приходили родители, встревоженные поведением детей 6-10 лет, их компьютерной зависимостью. Обращаются мамы подростков, когда дети уже не расстаются со своей забавой ни днем, ни ночью.
Я не говорю о том, что в современных школах излишняя компьютеризация. В Германии в 1980 году провели эксперимент. Выбрали две не элитные, а обычные школы в одном районе. Одну “под завязку” оснастили современнейшем оборудованием, вычислительными машинами, а в другой на уроках пользовались лишь счетами. Через два года на выпускных экзаменах выяснилось, что интеллект детей учебного заведения, заполненного техникой, в два раза ниже, чем у подростков, которые пользовались только счетами.
И еще доказано, что если у ребенка были какие-нибудь травмы, слабая нервная система, то ему можно проводить за компьютером и приставками не больше 15 минут в день. Иначе неизбежен срыв нервной деятельности. Нередко на прием приводят детей, которые часто испытывают страх, особенно после просмотра кинолент. Но на самом деле у ребенка мощная информационная перезагрузка. Не нужно ему смотреть “страшилки”, лучше воспитывать на советских фильмах, в них заложена ассоциативная связь для адекватного восприятия жизни.
Ребенка желательно отдать в спортивную секцию, поскольку важны ситуации, когда он побеждает, получает то, чего у него нет в обыденной жизни.
Сегодня и взрослые мужчины до утра играют в “стрелялки”. Почему? Потому что родители не научили его жить в нашей среде.
Уверена, что рано или поздно у тех, кто сейчас сутки напролет “сидит” у монитора, появится потребность в нормальном человеческом общении. С возрастом неизбежно будут возникать какие-либо проблемы, которые не решить щелканьем мышки.
Увлечение компьютерами выстраивает стену между родителями и детьми. Они очень мало общаются, подросток замыкается в себе, и ему комфортно в своем мире. И чем раньше удастся разрушить эту преграду взрослым, тем лучше. Например, надо давать ребенку какие-то поручения, которые станут его обязанностью.
Думаю, что скоро мода на виртуальное общение пройдет. И в Америке, и в Европе, как говорят, в тренде сейчас семейные ценности.
Беседовала
Марина ДЕЕВА.
Марина ДЕЕВА.
13-03-2014 (0) Просмотров: 1 309 Номер: 47(12445) Версия для печати