Сокровенное
Оставь без работы ангела, который слева
Пройдет два дня, и для мусульман всего мира наступит большой праздник - Ураза-байрам. С особой радостью его встретят те, кто в течение всего священного месяца Рамадана соблюдал уразу. О том, что дает пост верующему человеку, как меняет его отношение к жизни, к окружающим людям, рассказывает Ильмар Альмухаметов, директор Башкирского государственного театра кукол.
- Три года назад у меня в душе родилось намерение держать уразу. Сначала я решил просто попробовать: получится или нет. Один день выдержал. А потом отправился в мечеть, чтобы узнать, как нужно правильно поститься, - начал разговор Ильмар Разинович. - Помню, ураза началась 20 августа. Я попросил совета у знающих людей, и мне сказали: "Чтобы держать пост, надо сознавать, для чего ты это делаешь. Важно понять суть ислама. Если ты, например, ограничиваешь себя в еде для того, чтобы сбросить лишний вес или очистить от шлаков организм, это обычная диета. Уразу же мусульмане держат ради Аллаха, раз в год. Пост этот очень строгий. Мусульманин от рассвета до заката воздерживается от питья, еды и супружеской близости. Но не только. Очень важно соблюдать себя в нравственной чистоте, не участвовать в распрях, ссорах, стараться освободить душу от грехов. Само слово Рамадан переводится с арабского как "сжигающий", то есть сжигающий грехи. В этот период мусульманину ничто не может помешать в борьбе с нечистыми помыслами и поступками. Даже шайтаны, которые в иное время провоцируют людей, в священный месяц прикованы в аду. Однако человек остается один на один со своим внутренним эго, или нафсом. Настоящий джихад (священная война) для мусульманина - это борьба с собственным нафсом. То есть самая трудная война идет внутри нас. Как это происходит? Мы намерены держать пост, а нафс "отговаривает" нас: "Ну, поспи еще немного, ничего страшного, если пропустишь один утренний намаз. А поднявшись с постели, поешь, попей, не мучай себя: на улице такая жара". И мусульманин обязан устоять перед такими провокациями.
- Как складывается ваш день во время уразы?
- Утром в четыре часа ем, говорю Аллаху о своем намерении держать уразу весь предстоящий день, в пять часов утра совершаю намаз (каждый день это время сдвигается на несколько минут), а потом еще немного сплю. Затем встаю, еду на работу. Время разговения наступает около десяти вечера.
- Вы - публичный человек, известный в республике, всегда в разъездах, всегда на виду. Наверное, сложно, работая в таком режиме, соблюдать каноны ислама: поститься, молиться пять раз в день?
- Исполнять каноны ислама несложно, ведь правила предполагают и несколько оговорок. Если ты по уважительной причине пропустил намаз, можно его восполнить позже. Главное - не откладывать надолго. Тот, кто хочет, всегда найдет пять-десять минут для молитвы. Так же с постом. Я, к примеру, был в отъезде и не смог соблюдать уразу первые три дня. Значит, после праздника их восполню: у меня в запасе есть время до следующего Рамадана. В последние годы летом стоит жара, и поэтому самое трудное для многих - не пить. Но зато с каким наслаждением ты, разговляясь вечером, делаешь глоток за глотком. Вода такая вкусная, такая сладкая. Оказывается, человеку не так много и надо. Быть может, и пост нам дан для того, чтобы оценить вкус воды, хлеба, самой простой, без изысков, пищи? Некоторые спрашивают: зачем тебе такие мучения? Но для верующего человека ураза не мучение, а радость, поскольку соблюдается она ради Аллаха. Мой духовный наставник рассказывал: когда наступит Судный день и деяния человека, плохие и хорошие, будут оцениваться, придут те, кого мы когда-то обидели. Они появятся, чтобы вернуть наши долги... себе. Могут забрать из нашей "копилки" хорошие дела, намазы, даже хадж. Но они не смогут отнять одного - уразу.
- Ильмар, вы принимали участие в ифтарах, вечерах разговения?
- Конечно. И к родственникам ездил, и дома ифтар устраивал. Ценность таких вечеров в том, что ты за одним столом встречаешься с людьми, с которыми давно в силу занятости не виделся. Это очень важный для души момент. Необходимо поддерживать также добрые отношения и с соседями, и с друзьями родителей. В Рамадан мы раздаем хаир, фитр-садака, и мечеть - последний адрес, по которому мы это пожертвование можем принести. Ведь прежде надо оглядеться вокруг себя и увидеть, кому нужна твоя помощь. Это может быть престарелый одинокий родственник, неимущие соседи, многодетная семья.
- Сколько я знаю, вы поститесь третий год. Когда было сложнее - в первый раз или сейчас?
- Каждый раз ураза дается по-разному. Знаете, чем больше ты приобретаешь знаний по вере, чем больше стараешься соблюдать все каноны, обязанности мусульманина, тем больше тебя провоцирует нафс. Чем хорош месяц Рамадан? Тем, что в это время ворота рая открыты, и можно обо всем попросить, воздев руки к небу. Но больше всего нужно молить Творца о прощении грехов.
Когда я пришел в ислам, поначалу не знал, как отнесутся к моему решению окружающие. Первое время друзья по инерции, видимо, приглашали меня на посиделки, развлекательные мероприятия, а теперь звонят, чтобы посоветоваться по семейным вопросам. Спрашивают, как вести себя в мечети, как правильно давать хаир и так далее. Взрослеем...
- Очень важно, раскаявшись в грехах, не возвращаться к ним вновь. Но это так сложно...
- Да, это очень сложно. Совершив грех, нужно каяться и не оставлять это на потом. Все наши деяния записывают ангелы. Тот, который слева, фиксирует плохие поступки. Ангел справа записывает хорошие деяния. Считается, что он старше и каждый раз, когда человек грешит, уговаривает другого ангела не торопиться и не записывать грехи сразу же. Человеку дается время (в разных источниках - от трех до семи часов) на то, чтобы он искренне раскаялся в плохом и попросил прощения. Если он это сделает, тогда грех записан не будет. Вообще нам дается немало шансов. Например, если задумал что-то недоброе, но не совершил, тебе записывается хорошее деяние. Идет в "зачет" одно лишь доброе намерение, даже если оно затем не было реализовано.
- Но всегда ли мы понимаем, что неправы? Ведь нас часто обижают, как же сдержать свои эмоции? Жителям мегаполиса особенно сложно, ведь в большом городе столько раздражителей: суета, бесконечные пробки на дорогах. Вот уж где ангел, что слева, пишет не покладая рук...
- Знаю верующих, которые отказались сами ездить за рулем, поскольку сильно раздражаются. Правда, если человек твердо верит, сам Аллах ограждает его от опасностей и провоцирующих моментов. Главное - помолиться, прежде чем покинуть свой дом, попросить защиты. Аллах дал нам главный ключ, который откроет любую дверь, поможет в любой ситуации, - это вера.
- Раньше в царской России во время православных постов, насколько я знаю, закрывались театры, развлечения были запрещены. Не является ли грехом для мусульманина в Рамадан посещать театр?
- В этом нет никакого греха. И потом, я не считаю, что театр - это развлечение. Любой театр, если он не пропагандирует насилие, злобу, агрессию, выполняет просветительскую, благородную миссию. Учит добру, любви к ближнему. Наш театр - семейный. Родители получают возможность провести здесь час-полтора вместе с ребенком в сказочной атмосфере, найти ответы на простые и одновременно сложные вопросы, обсудить спектакль. И малыш от этого счастлив, и родители испытывают ни с чем не сравнимые добрые эмоции, которые не приобретешь ни за какие деньги! Нам всем нужно учиться у детей искренности.
- Но как же научиться так же искренне верить в Бога, как ребенок верит в чудо или своему родителю?
- Этому действительно надо учиться, и одна из обязанностей мусульманина - приобретать знания по вере. Нужно уметь читать Коран. За каждую букву Корана мусульманин получает вознаграждение. Если читаешь Священную книгу, твои родители на том свете будут в золотых коронах.
Что дает мне ислам? Многое, и прежде всего - осознание своих поступков. Раньше я и схитрить в каких-то вопросах мог, возможно, что-то сделать не по душе, не по совести. А теперь понимаю: от людей что-то скрыть можно, а вот от Создателя не скроешь. В памяти всплыла одна замечательная притча. К мудрецу пришли люди и стали проситься в ученики. Он раздал каждому по живой курице и сказал: "Возвращайтесь ко мне с зарезанными птицами, но забейте их там, где вас никто не увидит. И вот тринадцать человек пришли с зарезанными курицами, один принес живую и сказал, что не смог выполнить задания. Нет такого места на земле, где можно было бы спрятаться от Аллаха. Именно этого человека учитель взял к себе.
- Вам довелось исполнить один из пяти столпов ислама и побывать в хадже?
- Я был в Святой земле в 2009 и 2010 годах. Мои предки, в числе которых и священнослужители, мечтали о таком хадже, но совершил его я. Когда был в Мекке, смотрел на Каабу, вдруг ощутил, что и они, прапрадеды, видят ее как бы через меня. Такое впечатление, что я погрузился в большой временной пласт, который, наверное, "записан" на генном уровне.
Перед хаджем мы, паломники, встречались с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином. Он сказал: "Вы едете в гости к своим родителям, туда, откуда пошел род человеческий, где встретились Адам и Ева. Вы уезжаете туда с мешком грехов, а вернетесь чистыми, как младенцы. Но мешок будет с вами, хоть и пустой. Постарайтесь не наполнять его". Об этом я буду помнить всегда.
...В воскресенье Ильмар Альмухаметов ранним утром направит стопы свои в мечеть. Отдав должное Аллаху, он проведет этот большой для всех правоверных мусульман праздник в кругу близких и друзей.
Вопросы задавала Татьяна БАРАБАШ.
17-08-2012 (0) Просмотров: 3 209 Номер: 158(12056) Версия для печати