Это вам не игрушки!
В "Круге женской судьбы"
Уфимка Элина Максютова с триумфом вернулась с Всероссийского фестиваля народной игрушки, который проходил в Липецке. Ее композиция "Круг женской судьбы" признана "Лучшей экспозицией" конкурса "Народная игрушка России".
В Липецк съехались более ста пятидесяти мастеров из тридцати одного региона России, и каждый из них представлял традиционные промыслы своего края. Были глиняная филимовская игрушка из Тулы, абашевская из Пензы, старооскольская из Белгорода, хлудневская из Калуги, сомовская из Санкт-Петербурга, каргопольская из Архангельска, новгородская берестяная, краснодарская из кукурузного листа, крымская и челябинская...
Элина Максютова, член клуба народных традиций "Краснотал", впервые участвовала в столь масштабном форуме, который, заметим, проходил при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
- Я была единственным представителем Башкортостана. Все три дня, пока длился фестиваль, жалела, что уфимские кукольники пропустили такое событие, - рассказывает дебютантка. - Организация была великолепной. Все расходы, включая проживание, питание, участие в работе площадок, принимающая сторона взяла на себя. Для меня, как только начинающей, это был уникальный опыт. Где бы я еще увидела настоящую панораму народного искусства России? Причем нам не только показывали, но и рассказывали - работали творческие лаборатории, проводились презентации, мастер-классы. Была экскурсия в село Троицкое, в музей глиняной игрушки. Известнейшие авторы, настоящие мастера делились своими секретами.
По словам Элины, внеконкурсная программа форума была тщательно продумана и составлена таким образом, чтобы заинтересовать и профи, и массовую аудиторию. Работала интерактивная площадка для юных. За "круглым столом" обсуждали вопросы соотношения традиционного промысла и коммерческого производства, поиск финансирования, взаимоотношения с органами власти. Показательные шоу, адресованные нескольким десяткам гостей, чередовались с мастер-классами, во время которых каждый мог рассчитывать на внимание ведущего. Например, Татьяна Асанова из Краснодарского края привезла кукол из кукурузного початка и листа. Интересно? Пожалуйте учиться делать юных кукол-столбушек! Марина Мишина, автор коллекции "Невесты России", показывала кукол в праздничных и свадебных костюмах центральных и южных областей страны, и ее лекция стала одним из хитов дня. Новгородский умелец Андрей Полежаев рассказывал о северной игрушке, делая акцент на сувенирах, погремушках, грузовичках и прочем "автотранспорте" из бересты.
Впрочем, вернемся к нашей героине. Народной куклой Элина Максютова увлеклась недавно. В начале марта на республиканском декоративно-прикладном фестивале она остановилась возле стенда клуба "Краснотал". Яркие, веселые, создающие настроение куклы привлекали своей художественностью.
- Они были очень аккуратно сделаны. А то иные куклы и в руки брать неприятно - края неровные, нитки торчат. Это объясняют стремлением к аутентичности, мол, не было в старину ни ножниц, ни оверлоков. Я не согласна с таким подходом, - говорит Элина.
Тут же записалась на обучающий курс к руководителю клуба "Краснотал" Людмиле Васильковой.
Первой делали Подорожницу. Простенькая кукла, не требующая специальных навыков. Потом были Колокольчик, Травница, Солнечный конь... Каждое занятие погружало в мир народной текстильной куклы, Людмила Петровна знакомила с историей, типологией обрядовых кукол, раскрывала особенности каждого образа, давала подробную технологическую карту. Трех часов не хватало, и Элина заканчивала начатое дома, прорабатывала мельчайшие детали. Увлеклась всерьез. Было ощущение, что занимается привычным, давно известным делом, будто включилась родовая память. Когда узнала о конкурсе в Липецке, возникла идея объединить уже готовые модели в "Круг женской судьбы".
На Руси считалось, что жизненный путь женщины проходит через несколько вех, замкнутых в круг. Каждое состояние несет свое понимание мира. Каждой вехе - свое время. Важно миновать этапы по порядку, не нарушая очередности. Но и не застревать, ведь жизнь крутится как колесо, и остановиться - значит не дать жизни ходу.
- Я взяла пять кукол высотой приблизительно в тридцать пять сантиметров - Славутница, или Невеста, Материнство, Мамушка, Дочки-матери, Бабушка-нянюшка. Посвятила эту работу своей маме Галине Михайловне. Она любила заниматься рукоделием. Меня специально мама не обучала, но я, глядя, как она вяжет или шьет, тоже усаживалась рядышком. Думаю, что увлечение ручной работой и мой сегодняшний успех идут из детства, от мамы, - рассказывает Максютова.
Липецкий конкурс, в отличие от популярных ныне творческих состязаний, имеющих коммерческую основу, осуществлял предварительный строгий отбор участников. Элина прошла в финал и получила приглашение. Ее коллекция была представлена в рамках тематической выставки "Народная игрушка России". Лауреатов определяли в шести номинациях - игрушка глиняная, из дерева, из бересты, из растительных материалов, из войлока и народная кукла. Элина Максютова, автор "Лучшей экспозиции", фактически взяла Гран-при - увезла в Уфу не только диплом, но и солидный денежный приз.
Очередной успех уфимской кукольной школы подогрел дискуссии о собственном Музее куклы. Необходимость его открытия в столице Башкортостана обсуждается не первый год. Есть пылкие сторонники и не менее горячие противники, полагающие, что количество уфимских хэндмэйкеров, увлеченных производством игрушек, пока не перешло в качество, и далеко не каждый образец, пусть даже трогающий свежестью и непосредственностью, достоин оказаться в музейной витрине. С этим трудно не согласиться, впрочем, как и с оппонентами ревнителей академического искусства, которым Музей видится не выставочной площадкой, но образовательным центром, способным поднять уровень местных любителей на профессиональные высоты. Вполне разумно выглядят предложения начать с малого, например, постоянной кукольной экспозиции в одном из действующих выставочных залов города.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
5-11-2015 (0) Просмотров: 1 490 Номер: 213(12861) Версия для печати