Память сердца
Девочка из книги
Судьба свела меня с Расимой в первые годы моего возвращения на родину. Набрав большую группу молодежи на режиссерское отделение Уфимского государственного института искусств, я засучив рукава принялась готовить специалистов для республики. Но мне казалось, что я мало нагрузила себя работой, поскольку могла и хотела сделать больше. И когда проректор Башкирского государственного университета предложил мне организовать художественную самодеятельность при этом вузе, я немедленно согласилась.
Для первой постановки выбрала пьесу Мустая Карима "Страна Айгуль". Провела отбор исполнителей на роли. Состав набрался довольно быстро, но не было главной героини. Юлай Каримов, утвержденный на роль Бабая, каждый день приводил мне красивых девочек, которые могли бы сыграть Айгуль. Но среди них не было "моей" Айгуль...
И вот в один прекрасный вечер, когда я пришла в БГУ на очередную репетицию, в шумной толпе студентов мелькнула девочка. "Вот она!" - мгновенно вспыхнуло в сознании. Девочка посмотрела на меня, и я увидела в её взгляде то самое "лучеиспускание", о котором говорил Константин Сергеевич Станиславский. Сомнений не было - передо мной стояла Айгуль. А звали мою новую знакомую Расима Ураксина.
Разбор пьесы проходил азартно и дружно, ребята работали с огромным энтузиазмом. Когда я объясняла им, кто такая Айгуль, Расима приходила в волнение, вся горела, говорила верно, размышляла именно так, как я представляла этот образ. Я рассказала Мустафе Сафичу про Расиму, шепнув: "Она та самая Айгуль, которую Вы создали в своей пьесе". Мне не терпелось познакомить девушку с Поэтом. Но мудрый Мустай сказал: "Мы потерпим, давай сначала ее в "Айгуль" увидим"...
Расима часто провожала меня после вечерних репетиций. Мы много говорили - о пьесе, о театре, о жизни. И как-то незаметно эта светящаяся счастьем девочка вошла в мою душу, став ее частицей. В жизни у меня был тогда очень непростой период, иногда казалось, что ополчился весь мир... Но огонек энергии и чистоты Расимы светил мне как маяк в ночи, даря надежду. Дома, думая о предстоящей репетиции с ней, я удивлялась: откуда она взялась? Не иначе сам Создатель послал мне Расиму. Её имя было созвучно со словом "рясем" - рисунок. Я вспоминала, как мы в детстве любили рисовать кукол, красивых девочек. И поняла: а ведь Расима и есть та самая красивая и счастливая девочка, словно сошедшая с наших рисунков...
И вот настал день премьеры. Долгие репетиции, бурные обсуждения, работа над созданием декораций - всё это позади. Казалось, весь университет жил предстоящим спектаклем. Афиши висели повсюду, собрались студенты из всех вузов Уфы. Наша труппа страшно волновалась - в третьем ряду сидели Мустай Карим и его супруга Рауза-апа.
Спектакль был принят и в финале удостоен оваций. Наша героиня показала высокий класс перевоплощения. Мустафа Сафич поднялся на сцену, обнял Расиму и произнес: "Вот, я ведь про тебя писал... Где же ты до сих пор пропадала?". Так Расима подружилась с Поэтом и его семьёй, став для них как бы второй дочерью...
А наша постановка не сходила со сцены БГУ до конца сезона. Летом выехали на гастроли, словно настоящий театр. Вернулись усталые, но счастливые, зритель везде принимал нас на ура.
...Время бежало, в институте искусств я набирала курс за курсом, учебный процесс полностью поглощал меня. А Расима, окончив университет, как-то выпала из поля моего зрения. Я часто о ней вспоминала, светлой этой души не хватало в моей жизни, но в круговерти дней нам так и не удавалось встретиться.
Однажды я поехала в Сибай - пригласили в жюри фестиваля народных театров. Сибайцы показывали спектакль "Галиябану" по пьесе Мирхайдара Файзи. Открылся занавес, началась сцена Отца и Матери главной героини. Глядя на подмостки, я мучительно пыталась вспомнить, кто же из моих выпускников играет Мать? Меня взволновала атмосфера этого отрывка, на сцене царила настоящая жизнь; а еще не давало покоя какое-то очень близкое, почти родное сценическое существование актрисы. Кто же это? Закончился спектакль. Я заглянула за кулисы - хотела поздравить артистов и режиссера с прекрасной работой. В сторонке, скромно улыбаясь, стояла женщина, которая играла Мать. Двинулась к ней, и она сама бросилась навстречу: "Вы не узнали меня? Я Расима. И я так и не рассталась со сценой".
О, годы-годы! Как же они меняют нас. Мне было и стыдно, что не узнала свою Айгуль, и радостно, что судьба свела нас снова. С тех пор я уже не теряла её, знала, где она, что с ней.
...Министерство культуры республики произвело набор актерской студии для Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури - эти ребята должны были учиться в Москве, в Высшем театральном училище (институте) имени Михаила Щепкина. Я переживала за юную поросль: как их будут в столице воспитывать, все ли вернутся обратно? В свое время нашим в ГИТИСе наставником от республики был А.Н. Набиуллин, истинный патриот Башкирии, человек высочайшей культуры. Я поделилась своей тревогой с директором БАТД, в те поры этот пост занимал Хурматулла Утяшев. "Что же Вы посоветуете?" - озадачившись, спросил он. Я тут же вспомнила "свою" Айгуль и сказала: "Если хотите вернуть курс в целости и сохранности, отправьте с ним Расиму Ураксину. Она будет для ребят и педагогом по языку, и мамой, и организатором-куратором. Эта женщина сохранит в них дух преданности своей республике".
Хурматулла Газзалеевич тут же отправился в Министерство культуры РБ и согласовал вопрос о назначении Ураксиной куратором студии.
Расима с курсом была до конца учёбы, и студия в полном составе вернулась в Уфу. Мне кажется, уже одним только этим эпизодом своей жизни моя героиня заслужила большую благодарность нашего народа...
...Последняя встреча моя с Расимой произошла неожиданно: в Башкирской гимназии имени Мустая Карима Альмира Куватова, которая была одной из ее подруг-единомышленниц, организовала детский театр "Теремок". Неуёмная Альмира не оставила в покое и меня. Написав предварительную программу для занятий, я примчалась в гимназию. И первое, что увидела, так это то, как Расима в окружении детей, имитируя голосом то лай собачки, то ворчание Бабы Яги, читает свою сказку. Ребятишки смеялись, искренне переживая за персонажей, а потом столь же увлечённо принялись постигать азы актерского мастерства, учась чувствовать себя на сцене свободно.
Какое это было счастье - творить с такими людьми! Мне казалось, что Расима окружена лишь любовью и добром. То самое "лучеиспускание" заливало светом всё вокруг неё. Кстати, под финал года эта студия была приглашена в Москву, откуда гимназисты вернулись с дипломами.
Она любила театр, любила ребятню и успела написать несколько сказок для нее, а еще сотрудничала с детским театром "Сулпан", который действует в Сибае.
Как жаль, что отпущено ей было не так много лет. Но даже за эти годы сделала она больше, чем возможно в столь короткий срок... Была ли Расима счастлива? Не могу сказать точно, о ее личной жизни я мало что знаю. Однако думаю, что она все же испытала чувство счастья, поскольку жила для людей, всю себя отдавая во имя их благополучия и успехов.
...И еще: я чувствую ее тепло, ведь в памяти Расима навсегда осталась той девочкой, которая пришла в мою жизнь в образе Айгуль. Она была удивительно похожа на рожденную пером Поэта чистую, трогательную душу, только-только вступающую в большой мир. На ту Айгуль, которую создал сам Мустай, а за ним пошел художник, иллюстрировавший книгу Мустафы Сафича... Открыла я ту книгу, увидела тоненькую девочку, выдохнула радостно: она! А злой ветер подул, перевернув листок, и пронизанная светом фигурка исчезла. Но, уверяю вас, память об этой девочке сохранилась в сердце каждого человека, который её знал или просто видел...
Фардуна КАСИМОВА,
профессор Уфимской государственной академии искусств, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат Премии имени народного артиста СССР Михаила Царева.
профессор Уфимской государственной академии искусств, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат Премии имени народного артиста СССР Михаила Царева.
23-08-2016 (0) Просмотров: 1 447 Номер: 141(13039) Версия для печати