$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Ретро «ВУ»

На карте нашей – мир, Европа и Россия


Пятьдесят лет назад вышел первый номер «Вечерней Уфы». Все эти годы наша газета стремилась быть в курсе основных, и не только, событий, рассказывала о людях, которые живут в нашем городе, об их радостях и проблемах. Но только уфимскими новостями «Вечерка» не ограничивалась. Журналисты «ВУ» за полвека где только не побывали: в Швейцарии и Венеции, в Ташкенте и в Мирном, на Байкале и Кавказе, в Париже и на Марсе… При этом они… не оформляли никаких виз.

На карте нашей – мир, Европа и Россия

- Это нереально! – скажет читатель и будет неправ, поскольку мы промчались по «земному шару», познакомились с жителями Мирного и с внучкой основателя Венеции, полюбовались красотами Швейцарии и побывали в Париже… не покидая пределов нашей республики. Ведь на карте Башкортостана есть и свой Байкал, и своя Москва, здесь можно найти Подольск, Загорск и даже несколько сел, носящих имена французских городов.
В «Словаре топонимов Башкирской АССР», выпущенном республиканским книжным издательством в 1980 году, мы нашли более двадцати «тезок» мегаполисов, причем не только российских, но и ближнего и дальнего зарубежья. И это не случайно, поскольку речь идет о всемирной истории, одной из составляющих которой является история Башкортостана, все эти годы жившего единой жизнью со своей страной и со всем миром.
…Башкирский край издавна славился не только богатством и плодородием, но и гостеприимством. Не случайно он всегда манил искателей лучшей доли со всей России. Закон 1905 года, разрешавший свободное переселение из отдельных местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным», открыл сюда путь жителям Полтавской, Нижегородской, Харьковской губерний. За ними последовал люд из Сибирской, Пензенской, Пермской, Нижегородской, Московской земель. За четыре года на Урал и в Зауралье переехали более двух с половиной миллионов человек. Переселенцы старались держаться рядом с земляками – все не чужие люди. Они и селились вместе, а новой деревне, как правило, давали имя малой родины. Так появились в Башкирии свои Вятка, Пенза (Чишминский район), Волга, Тамбовка, Полтавка (Давлекановский), село Подольск (Хайбуллинский).
Сколько километров намотали журналисты «Вечерки» по автостраде, что народ называет Пекинской, не сосчитать. (Это часть трассы «Москва – Пекин», на территории России официально именуемая «Урал М-5».) Это самая протяженная трасса планеты, выполняющая чрезвычайно важную функцию единения пятидесяти регионов. Проходит М-5 и по территории нашей республики.
В честь столетия республики мы решили совершить виртуальную поездку по некоторым населенным пунктам, перелистав подшивки «Вечерки» и перечитав репортажи наших корреспондентов. А посему карта легла именно так, что нас ждала она, деревня Русская Швейцария, расположенная в Белебеевском районе, в которой мы побывали с фотокорреспондентом Лилией Загировой в 2007 году.
Русская Швейцария
Места здесь красивейшие. И назвали так свою деревню красивые и смелые люди. Предыстория такова.
…По указу императора Павла I (от 29 ноября 1796 года) был сформирован Уфимский мушкетерский (позже – пехотный) полк. Доблесть свою уфимцы доказали участием в четырех войнах: русско-австрийской 1809 года, Отечественной 1812 года, заграничном походе 1813-1815 годов и в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Ни в одном из сражений полк не дрогнул, не отступил, не уронил чести своей, хоть и потери иногда нес огромные. Наши земляки участвовали в Бородинском сражении, а также в Битве народов под Лейпцигом, брали Париж, осаждали Шумлу и Константинополь. В фондах Бородинского военно-исторического музея находится наградной список рядовых Уфимского пехотного полка, представленных к Знаку Отличия военного ордена: «Сии воины были отменной храбрости преисполнены. Во время сражения были впереди, ободряли своих товарищей, когда же неприятель пошел на редут, то, несмотря на сильный картечный огонь, оные воины первыми в штыки устремились, многие из них ранены были, но побоище до самой ночи не оставили». Слова эти, посвященные уфимцам, принадлежат самому Барклаю де Толли.
Но не только наши «мушкетеры» остались в военной истории России. Ловкие, неутомимые конники, меткие стрелки из лука и отчаянные рубаки, наводившие ужас на противника, ратники-башкиры также прославились в Отечественную войну 1812 года, получив от французов прозвище «Северные амуры».
Северные амуры и дали название деревне, о которой идет речь. После военных походов ратники родные места видели точно новыми глазами. В одном из преданий земли белебеевской есть и такое: возвращались джигиты с победой домой, и кто-то воскликнул: «Места-то у нас – красота, чем не Швейцария!» А другой добавил: «Русская Швейцария!» Сделали сначала привал, да и остались тут насовсем – так появилась деревня Русская Швейцария. Правда, старожилы утверждают: это не вымысел, а самая что ни на есть правда. Деревня, раскинувшаяся между холмов, была основана как раз в начале XIX века. Сегодня это благоустроенный поселок – тянутся асфальтовые ленты дорог, голубое топливо пришло в каждый дом.
Русская Швейцария тогда была отделением ОАО «Племзавод имени Максима Горького». Здесь расположена ферма, на которой выращивают племенных свиней, а также конеферма, где содержали кобылиц, - молоко их идет на производство кумыса.
Венеция
Наша земля не уступает по красоте не только Швейцарии. Один из уголков Башкирии сравнивают с самой Венецией.
Именно татарская деревня с несколько необычным названием Венеция находится в Дюртюлинском районе. Кстати, к этой деревне имеет родственное отношение журналист Рашида Краснова, работавшая в «Вечерке». По ее просьбе первый ребенок, родившийся в новом селе Венеция, Лидия Иосифовна Краснова (в девичестве Рябова) написала воспоминания о детстве, о своем дедушке Дмитрии Васильевиче Рябове, основавшем деревню, об отце – Иосифе Дмитриевиче, давшем селу столь чудное название. Рашида эти записи обработала, и получился художественный материал об истории села, о людях, живших здесь.
Иосиф был парнем смышленым, окончил земскую школу, потом Аксеновскую сельхозшколу. Стал агротехником. Когда началась Первая мировая война, ушел на фронт. Попав в плен, оказался в Германии. Батрачил у хозяйки, которая занималась сыроварением. Там и постиг секреты этого непростого ремесла.
В начале 20-х, когда появилась относительная экономическая свобода, глава семьи Дмитрий Васильевич Рябов, человек энергичный и перспективно мыслящий, решил покинуть большое село и подыскать землю, где бы он смог проявить себя в полную силу. Вместе с женой и старшим сыном, мечтавшим о собственной сыроварне не хуже, чем у той немки, прошли против течения Белой и остановили свой выбор на этом месте.
Вначале это был маленький хутор, а потом стали приезжать татарские семьи, и потихоньку выросла деревня. В половодье река разливалась. Вода не доходила до домов и построек, но журчала довольно близко, и Ося, как человек, поживший в Европе (не по своей воле), не замедлил назвать свой поселок Венецией.
В 1922 или 1923 году Иосиф Дмитриевич женился. Девушку взял из Русского Ангасяка. Голубоглазая красавица Нюра подходила ему по всем статьям. Спокойная, скромная, образованная – окончила Бирскую гимназию. В 24-м, 3 апреля, в Венеции родился первый ребенок, дочь Нюры и Иосифа – Лидия, Лидушка, как называл ее Дмитрий Васильевич.
Сыроварню Иосиф Дмитриевич завести не успел, хотя уже и двух коров замечательных купил, которых тут же пришлось продать. Советская власть направила его поднимать сельское хозяйство в дальний башкирский район. Анна Трофимовна поехала с ним, а Лидушка осталась в Венеции.
Так и прожила Лидушка у дедушки с бабушкой, точно у Христа за пазухой, до 1930 года. Но коснулась семьи Рябовых коллективизация. И пришлось покинуть дом (добрые люди предупредили Дмитрия Васильевича, что его придут раскулачивать) и ехать в Уфу.
До войны Иосиф Рябов служил в Башнаркомземе, потом его направили в Тауш Иглинского района укреплять колхоз. Во время Великой Отечественной он был репрессирован и умер в тюрьме. Лидии пришлось уйти из театрально-художественного училища, куда она поступила учиться живописи, и устроиться на моторный завод. После войны перешла на агрегатный, где и проработала до пенсии. На этом предприятии трудился и ее муж, фронтовик, высококлассный токарь Борис Михайлович Краснов. В 1948 году у них родилась двойня – дочь Наташа и сын Сережа. Сегодня Сергея Краснова, действительного члена Российской Академии художеств знают не только у нас в стране, но и за рубежом. В творческом активе замечательного мастера выставки во Франции, Америке, Австрии, Польше, Германии, Швейцарии, Монголии, Италии.
…Впервые Сергей Борисович Краснов приехал в Италию в 1992-м, с тех пор он побывал в этой стране уже несколько раз. И трижды проходили на Апеннинском полуострове его персональные выставки – в частности, в Модене, на родине Лучано Паваротти, где к тому же еще открылась и российско-итальянская галерея. И в каждый свой приезд Сергей, венецианец по материнской линии, обязательно бывал в знаменитом городе на воде. И волновался при этом ничуть не меньше, чем тогда, когда впервые попал на родину своих предков – в Дюртюлинский район и в потрясающей красоты деревню по имени Венеция…
Прародительница
Павловской ГЭС

На берегу реки Салдыбаш в Нуримановском районе расположилось небольшое село со звучным именем Байкал. По данным 2002 года, проживали здесь семьдесят шесть человек, а сейчас и того меньше. Молодежь в этих краях долго не задерживается. До райцентра, а относится село к Никольскому сельсовету, семь километров.
А места здесь уникальные, со множеством озер, вокруг которых и лепились хутора. Сельцо Байкал появилось после революции, когда две небольшие марийские деревушки слились в одну. Имя новому населенному пункту дали красивое. Кстати, марийское «Бай-Куль» переводится как Богатое озеро. Село считалось небедным, жили здесь люди трудолюбивые, от работы не отлынивающие: держали скот, обрабатывали землю, была и своя пасека.
После войны, в 1948 году, ближайшие колхозы сообща построили здесь первую в этих местах межколхозную гидроэлектростанцию. Отсюда питались электричеством ближайшие села – Никольское, Юрмаш и Красная Горка. Работала электростанция, правда, только до одиннадцати вечера. Ночью подача электроэнергии прекращалась. Просуществовала она до 1956 года. С пуском в 59-м Павловского гидроузла утратила свое преимущество и стала просто-напросто ненужной. Но тем не менее старожилы называют ее прародительницей крупнейшей ГЭС республики.
В Париж!
Путь в Париж для нас с Лилей, совершивших в 2007 году турне по селам - тезкам великих городов, оказался самым долгим. От Уфы до Кигинского района, где он находится, двести девяносто километров, и от райцентра Верхние Киги до Парижа еще двадцать.
Существует версия, что деревня получила свое название в честь влюбленных. Мол, выходец из нее принимал участие в походе против Наполеона в 1812 году и влюбился в красавицу-парижанку, которую увез с собой в далекий для нее край. Однако это красивая, но всего лишь легенда, столь же необычная, как и искусственная Эйфелева башня из фанеры, поставленная местным остряком при въезде в деревню.
- На самом деле все гораздо прозаичнее, - с улыбкой, видя наше сожаление, рассказал тогда Адик Мухарямович Гарипов, в те поры глава Нижне-Кигинского сельсовета, в состав которого входит деревня Париж. – В 1928 году случился в Нижних Кигах большой пожар. Все село погорело, редкие дома на пепелище целыми остались стоять. Тогда несколько семей решили переселиться на неосвоенные земли, расположенные по соседству. Направили нижнекигинца Минниахмета Шагимарданова в Москву ко всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину, чтобы взял наш земляк разрешение на переселение.
Получив нужные бумаги и узаконив вопросы земли, десяток молодых семей отправились на новые земли, принадлежащие деревне Масяково, так и появилось на склоне горы, что неподалеку от болота Яланкул, возле маленькой речушки, новое селение. Ну и назвали его тоже Яланкул. Жили они поживали коммуной. Потому-то чуть позже их назвали «парижскими коммунарами» на земле Башкирии.
А в 1960 году Яланкул официально был переименован в поселок Париж и в 2005-м получил статус деревни с таким же названием.
Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 22-03-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 523     Номер: 21(13305)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.