В бой отправился фактически со свадьбы
Вся деревня гуляла на свадьбе Асмы и Байзави. Молодых на селе уважали. Сам Марданов комбайнером был, Асма - дояркой на ферме. Оба трудолюбивые и старательные. Желал народ молодым счастья, долгих лет жизни и много деточек.
В разгар веселья вдруг музыка смолкла и в тишине прозвучало страшное слово “война”. Его произнес приехавший из Баймака представитель района. Через несколько дней Асма проводила мужа на фронт. Получила от него одну лишь весточку, и все. Но молодая женщина верила, что любимый вернется, и ждала, с надеждой встречая местную почтальонку. Однако та лишь руками разводила: “Воюет твой где-то, не до писем, - успокаивала она. - Жди”. И Асма ждала.
Только позднее она узнает, что Байзави в одном из боев контузило. Был без сознания. Попал в плен. В плену подружился с немецким парнем-антифашистом. Об этой дружбе и вспомнили в особом отделе, когда решали судьбу Байзави, после того как он был освобожден из лагеря. И несмотря на то, что Байзави честно воевал, вынесено было решение отправить Марданова на поселение в Сибирь на двенадцать лет.
Каждый год Асма добивалась разрешения на свидание с мужем. Приедет на несколько дней, сколько дозволят, и обратно домой. Путь до сибирской глубинки в те годы был не из легких, но упорная женщина верила, что разрешат Байзави к жене и детям вернуться.
Возвратился он в Башкирию только после смерти Сталина. В тот год многим решили срок наказания сократить.
В родном колхозе Байзави честно трудился. Семья у них с Асмой была дружной и большой. Семерых детей вырастили. Один из сыновей - отец уфимца, позвонившего в редакцию и рассказавшего нам эту историю. Он добавил, что дед вспоминать о войне не любил и родным мало что рассказывал.
Завершая беседу, внук Байзави Марданова сказал: “Когда становишься взрослее, начинаешь понимать, какими для этого поколения были те годы. Тогда шли в бой, не думая о славе”.
Записала Галина ЛЕОНИДОВА.
14-06-2016 (0) Просмотров: 1 105 Номер: 113(13011) Версия для печати