ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
Ваше благополучие не за горами...
Двадцать лет назад, в августе 1992 года, "Вечерка" сообщала о том, что в Управлении архитектуры и градостроительства Уфы разработаны "Правила размещения рекламы". Предусмотрено было, что арендная плата за размещение рекламы через Комитет фонда имущества города будет поступать в городскую казну. "Правила разрабатываются в соответствии с решением мэрии, в них должны быть учтены все архитектурные нормы", - писала газета. По сути именно в августе 1992 года дан зеленый свет наружной рекламе.
Хотя наглядная агитация и имела давнюю историю, например, древние римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, финикийцы разрисовывали скалы по маршруту праздничных шествий, в конце прошлого века это дело для Уфы было новым и невиданным. Первопроходцем тогда стала рекламная фирма ТТК. Долгое время, правда, выступали против нее сотрудники ГИБДД, считая, что яркие щиты могут отвлечь внимание водителей.
Первая наружная реклама появилась на проспекте Октября и улице 50 лет СССР. Это были единичные щиты, расположенные через 50 метров друг от друга. Через четыре года в интервью корреспонденту газеты тогдашний главный художник города Ришат Шакирянов уже назвал впечатляющую цифру: в городе около тысячи стандартных 3 на 6 метров рекламных щитов, десятки растяжек на основных магистралях.
Развивающиеся фирмы и возникшие частные малые предприятия, открывающие магазины, старались привлечь потребителя.
Самую популярную и в то же время необычную из первых наружных реклам разместил концерн "Волна". Синие буквы в три метра высотой "красовались" на белоснежной стене" Русского драмтеатра. Это были годы ваучеризации, и народ шел косяком в театр, чтобы поменять свои ваучеры на рубли, хотя операцию "волновцы" производили в полуподвальном помещении дома, стоящего напротив.
Мода в рекламе, как и всякая мода, развивалась. Метод преувеличенного восхваления товара и услуг уже не казался эффективным. Искали новые формы, используя некую интригу, загадку.
Первого сентября 2006 года на улицах города появились необычные растяжки: "Осталось родить сына", - гласил текст. У одних эта надпись вызывала улыбку, другие вспоминали известную пословицу, третьи тут же начинали разговор о детях. На эти растяжки обратили внимание все. Устраивались даже шуточные пари: кто угадает дальнейший текст? В том, что он будет, не сомневались. Однако не угадали, хотя разгадка была близка.
Ее суть объяснил тогда корреспонденту "Вечерней Уфы" маркетолог одного из уфимских банков. "Помните известную пословицу о том, что каждый в жизни должен построить дом, посадить дерево и родить сына? Мы говорим клиентам: "Ваше благополучие не за горами: собственным жильем вы сможете обзавестись благодаря нашей ипотеке, а дерево мы вам подарим. Остается только родить сына, если вы этого сделать не успели", - пояснил он.
Многие помнят еще одну рекламу - "Ждем пятого". На щитах были изображены знаменитые четверки: вожди (известный всем коллаж: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), "битлы", мушкетеры, "джентльмены удачи", герои телепередачи "Спокойной ночи, малыши!". Три недели легендарные четверки интриговали горожан, которые пытались отгадать: кого же они ждут? Правда, разбирающиеся в рекламном деле обратили внимание на то, что на всех щитах присутствуют фирменные цвета и выдержан стиль известной сети магазинов. К открытию пятой торговой точки и шла подготовка.
Постепенно рекламные щиты, растяжки, баннеры заполонили весь город. Сегодня они повсюду: на стенах домов, на балконах, крышах зданий. От такого чрезмерного разнообразия рябит в глазах. А ведь рекламные щиты предназначены не только нести информацию, но и вписываться в архитектурные особенности улиц, а не выглядеть чужеродным, раздражающим придатком. Не пришло ли время реконструкции такого хаотично существующего рекламного рынка? Насыщенность есть, надо менять структуру рекламного носителя, который бы более органично вписывался в окружающую среду.
Галина ГРИГОРЕНКО.
7-09-2012 (0) Просмотров: 1 961 Номер: 172(12070) Версия для печати