Уходящая натура
В старом городе живёт, трепещет нежная душа...
Заколоченные окна строеньица, наполовину вросшего в землю, навес над давно уже не существующей дверью (хозяин заложил ее кирпичом, отказавшись от парадного подъезда), деревянная скрипучая калитка, что поет свою “песню” на ветру, а еще гордость домовладельца - некогда ажурный балкон, ныне потерявший свой шарм... Все это Уфа патриархальная, уходящая. Пройдет время, и навсегда исчезнут эти деревянные дома, взбегающие по взгорку туда, откуда наступают на них современные небоскребы. И только на фотоснимках останутся эти застывшие мгновения...
Андрей Валле - не профессиональный фотограф. Фотография - его хобби, переросшее во что-то необъяснимо большее, без чего он уже не может жить.
- Город меняется на глазах, исчезают старые здания, хранящие тепло далеких лет. Когда-то в них жили люди. И чем старше ты становишься, тем острее понимаешь, что это наша история. И хочется оставить потомкам то, каким был наш город, создать своеобразную фотолетопись былого, - говорит Андрей.
По долгу службы Валле много ездит по Уфе, бывая в самых разных уголках столицы. Первые снимки сделал на телефон, увидев, как готовят к сносу двухэтажные бараки на Интернациональной. Но потом понял, что для создания фотографии недостаточно только запечатлеть изображение, необходимо разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Только тогда почувствуешь, как вздыхает старый дом. Именно поэтому, прежде чем выставить свои работы на сайте, Андрей не только продумывает композицию, стараясь придерживаться закона золотого сечения, но и тщательно обрабатывает фотографии. Снимает самым простым фотоаппаратом. Главное, считает он, понять, для чего ты это делаешь, кому это будет интересно, ну и, конечно, в процесс вложить душу.
Сегодня на сайте у Андрея Валле выложено более пятисот снимков. У него уже несколько альбомов: “Старые дворы”, “Здесь жили люди”, “В большом городе”, “Природный мир”...
Современные кварталы гость редакции снимать не любит:
- Это домики для Барби. Я не чувствую в них той трепетной, нежной души, которая живет в старом городе, - объясняет он.
Не работает Андрей и при ярком солнечном свете, когда все кажется лучезарным и праздничным. Жизнь - она другая, не всегда яркая и безмятежная. В ней причудливо сочетаются и крутой “Мерседес” на современной стоянке, и дворик, засыпанный снегом, расчистить который пожилая хозяйка самостоятельно уже не может.
Еще любит Валле снимать объект с одной и той же точки в разное время года. Вот старый двор, утопающий в зелени, на улице Зенцова. На дворовой “парковке” один-единственный автомобиль - видавшая виды “Газелька”. Этот же двор зимой. “Газелька” на том же месте, заваленная снегом...
Каждый свой снимок Андрей подписывает, указывая точный адрес и день съемки.
- Для истории, - подчеркивает он. - Ведь старые дома - это определенные вехи в жизни города. Например, шлакоблочные двухэтажки строили по всей Уфе в послевоенные годы. Тогда получить хоть комнату в коммуналке считалось за счастье. Благодаря появлению столь скромных строений решалась жилищная проблема. Ныне другое время - на смену халупам пришли иные здания, уже с современными квартирами. На глазах меняется город, его облик. Скажем, от Московской - одной из первых уфимских улиц, осталось лишь несколько частных домишек. Многие горожане сегодня и не знают, где вообще эта улица Московская, бывшая некогда одной из центральных в Уфе.
Кстати, историей города Андрей интересуется серьезно, поддерживает контакты с уфимскими краеведами.
Интересно, но мой герой не коренной уфимец. Родился в Москве. Его дядя, Лев Дмитриевич Стегник, приехал сюда из Первопрестольной по приглашению. В 60-х начали строить Дворец имени Серго Орджоникидзе. И отделочные работы - лепные карнизы, увенчанные фризами колонны - доверили москвичам.
Лев Дмитриевич за время строительства настолько полюбил Уфу и уфимцев, что не только остался здесь жить, но и уговорил сестру, мать Андрея, переехать в Башкирию.
- Так что я себя все же считаю коренным уфимцем, - смеется Андрей Валле.
Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото Андрея ВАЛЛЕ.
Фото Андрея ВАЛЛЕ.
13-04-2016 (0) Просмотров: 1 061 Номер: 69(12967) Версия для печати