Амбассадоры гоночных технологий
Студенты резидента Межвузовского кампуса Уфы создают беспилотный болид. Первые тесты гоночного автомобиля СКБ «Формула студент» Уфимского университета науки и технологий запланированы на ноябрь нынешнего года, а полноценные испытания могут пройти уже на международных соревнованиях Formula Student летом 2025-го.
Проектом driverless-кара с электрической силовой установкой и системой управления, обеспечивающей автономное передвижение по гоночной трассе, будущие инженеры занимаются уже несколько лет. Ожидается, что мощность двигателя составит: номинальная - 100 лошадиных сил, пиковая - до 180. Вес болида около 300 килограммов.
С постройкой автомобиля с бензиновым двигателем команда уже справилась на «отлично». Два года подряд она становилась лучшей среди отечественных участников состязаний Formula Student Russia. Успешно выступают ребята и в классе машин на электрической тяге.
В 2024-м молодежный коллектив выиграл несколько грантов от Фонда содействия инновациям, Евразийского НОЦ и УУНиТ на общую сумму свыше 2,5 миллиона рублей, что дает хороший импульс дальнейшей работе.
По словам руководителя команды СКБ «Формула студент» UGATU Racing Team Максима Разяпова, ближе всех к реализации беспилотника сегодня подошли студенты Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. Они преодолели несколько испытаний, но полноценно выступить не смогли.
– В настоящий момент в междисциплинарную команду УУНиТ вошли студенты-айтишники, проявляют интерес и иностранные обучающиеся, к проекту уже подключился представитель Египта. С удовольствием привлекаем ребят из техникума: они умеют работать на станках, а также увлеченных, талантливых школьников. Инженерное творчество студентов не знает границ: иногда новичок может предложить инновационное решение благодаря свежему взгляду на проблему, – комментирует наставник команды.
Следует отметить, что весной на трассе «Формулы-1» в Абу-Даби произошло историческое событие — первая гонка автономных рейсинг-каров. Только 8 команд со всего мира привезли свои болиды, управляемые искусственным интеллектом, чтобы сразиться за приз и звание пионеров гоночных технологий будущего.
Болиды имели бензиновые двигатели, но это не принципиально. Вся суть беспилотника в его «мозгах» на основе искусственного интеллекта, которые каждые миллисекунды анализируют данные от многочисленных датчиков и принимают решения по управлению рулем, двигателем, коробкой передач и тормозами.
– Цель нашего СКБ «Формула студент» не столько участие в одноименных соревнованиях (хотя и это важно), сколько подготовка студентов к самостоятельной, «взрослой» работе, с помощью которой молодежь получает колоссальную по меркам вузов практику, а заодно осваивает множество сопутствующих навыков. На выходе инженер из команды «Формулы студент» понимает, как проходит процесс проектирования, и вместе с тем получает целый ряд востребованных soft skills. Наш «инженерный инкубатор» дает навыки, пригодные не только для автоспорта, но и в индустрии в целом. А полученные студентами наработки в дальнейшем будут реализовываться и внедряться в коммерческих проектах, – говорит Максим Разяпов.
ДОБАВИМ…
Строительство Межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня ведется по поручению Президента РФ и в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты» Минобрнауки России. Проект уфимского кампуса – это студенческое пространство с жилыми помещениями на 4,3 тысячи человек, учебно-научным комплексом, лабораториями, деловыми зонами, магазинами, уютными скверами и другими объектами комфортной городской среды, которые будут также доступны для всех жителей и гостей Уфы.
Зиля БАДРИЕВА,
пресс-секретарь Межвузовского студенческого кампуса.
Фото предоставлено автором.
пресс-секретарь Межвузовского студенческого кампуса.
Фото предоставлено автором.
20-09-2024 (0) Просмотров: 3 Номер: 66(13810) Версия для печати