Экофорум-2016
Изменение климата - и угроза, и реальность
Как мы уже рассказывали, в Уфе с 8 по 10 июня в выставочном комплексе ВДНХ-ЭКСПО прошли Международный экологический форум и первая специализированная выставка "Экология. Технологии. Жизнь".
Тема пленарного заседания была заявлена очень серьезная: "Изменение климата - реальность или угроза?". Открывая заседание, министр природопользования и экологии Республики Башкортостан Илдар Хадыев сказал о том, что факт изменения климата сегодня уже не вызывает сомнений, это подтверждают исследования как российских, так и зарубежных ученых.
- Как должны реагировать на этот природный процесс регионы, какие меры необходимо принять в климатозависимых отраслях - сельском, дорожном, лесном хозяйствах, как обернуть наблюдающееся повышение температуры в свою пользу - именно ответы на эти вопросы мы ожидаем услышать от профессионального сообщества, - подчеркнул министр.
На территории нашей республики за последние тридцать лет среднегодовая температура увеличилась на 0,7 градуса. Количество осадков имеет также тенденцию к увеличению, однако наблюдается их неравномерность. Кроме того, глобальное потепление климата выражается в росте частоты и интенсивности неблагоприятных явлений природы - особо жарких дней, засух, резких оттепелей и похолоданий. Как отметили участники пленарного заседания форума, текущие и грядущие изменения климата всё в большей степени будут влиять на условия хозяйствования и жизнедеятельности населения.
Многие с нетерпением ждали выступления директора Главной геофизической обсерватории имени Александра Воейкова, профессора, доктора физико-математических наук Владимира Катцова.
- Возможно, организаторы задались вопросом: "Изменение климата - пустая это угроза или реальная?". Так или иначе, я уже названием своего короткого сообщения обозначаю свою позицию: "И угроза, и реальность", - с такими словами обратился к участникам пленарного заседания Владимир Катцов. - В чем реальность? К числу фундаментальных вопросов, на которые наука сегодня дает уверенный утвердительный ответ, относятся, например, следующие: меняется ли химический состав атмосферы; теплеет ли вследствие этого климат; ответственна ли за это хозяйственная деятельность человека. С высокой степенью вероятности нас ожидает усугубление наблюдаемых антропогенных изменений климата (на фоне его естественных вариаций) и соответствующих климатических воздействий.
А еще профессор говорил о том, что прошедший 2015 год стал самым теплым за весь период инструментальных наблюдений. Глобальное потепление не предполагает, что каждый последующий год теплее предыдущего. Но тренд вполне однозначен.
Оказывается, достигнут и другой психологический рубеж - 400 частиц СО2 на миллион в атмосфере - беспрецедентный уровень за последние, по меньшей мере, восемьсот тысяч лет. И человечество с очень высокой степенью достоверности причастно к этим рекордам.
Фундаментальная климатическая наука в течение нескольких последних десятилетий неуклонно продвигалась в понимании наблюдаемых и ожидаемых изменений климата, и 2014-й стал завершающим годом для пятого цикла оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Один из главных итогов этого доклада можно сформулировать так: "Мы оказались правы - ключевые оценки, которые МГЭИК публиковала последние четверть века, неизменно подтверждаются".
По мнению Владимира Катцова, у глобального изменения климата есть несколько особенностей, которые могут создать у политиков иллюзию, что тяжелые решения могут быть отсрочены. То есть климатические риски не воспринимаются как абсолютно первоочередные. Глобальное изменение климата ярко напоминает о себе, по большей части через погодные воздействия - наводнения, засухи, ураганы, волны тепла, каждое из которых в отдельности, строго говоря, с изменением климата увязать нельзя.
Происходящие в настоящее время изменения некоторых важных характеристик климата России, качественно совпадающие с теоретическими оценками, и обусловленные ими последствия дают основания для вывода о тенденции снижения эффективности адаптации экономики и общества в целом к этим изменениям. Задержки в принятии и исполнении государственных решений в условиях учащения опасных погодно-климатических явлений, на которые приходится большая часть чрезвычайных ситуаций, уже в недалеком будущем приведут к существенному увеличению затрат на адаптацию и, главное, к возрастанию риска людских потерь. По мнению ученых, нужна упреждающая, заблаговременная адаптация!
Об этом говорится и в Климатической доктрине Российской Федерации, которая завершается следующим утверждением: "Формирование и реализация политики РФ в области климата предполагает разработку и реализацию соответствующей государственной стратегии и - на ее основе - федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий". Некоторые субъекты России уже активно действуют в этом направлении.
Правда, как отмечено в Климатической доктрине России, последствия изменения климата для страны неоднозначны. Есть, конечно, определенные плюсы. Например, улучшение перспектив в освоении арктических шельфов, сокращение отопительного периода или смещение к северу северной границы зоны рискованного земледелия. Но есть и большие минусы. Спикер призвал не забывать действующий здесь принцип: потери приходят к нам сами, использование выгод требует от нас усилий.
В числе спикеров пленарного заседания были директор Института лесоведения РАН (Москва) Андрей Сирин, начальник Департамента Росгидромета по ПФО (Нижний Новгород) Владимир Соколов, директор ФГБУ "ВНИИСХМ" (Москва) Валерий Долгий-Трач, академик, советник РАН (Москва) Михаил Залиханов, заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Института экологии и природопользования КФУ (Казань) Юрий Переведенцев и другие.
Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКАХ: Владимир Катцов; у стенда "Уфагорсвета".
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Продолжение следует.
НА СНИМКАХ: Владимир Катцов; у стенда "Уфагорсвета".
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Продолжение следует.
14-06-2016 (0) Просмотров: 1 419 Номер: 113(13011) Версия для печати