«Доброта» ждёт от нас добра!
Есть в Уфе удивительное место – приют для бездомных собак при благотворительном фонде «Доброта». Его учредители – Алена Зайнуллина и Елена Жданова. Считаю, что поддержка этого начинания со стороны Администраций города и республики достойна похвалы. Ведь такое отношение свидетельствует о гуманистической устремленности властей и их осознанной направленности на развитие экологических, санитарно-гигиенических и иных аспектов развития региона.
К сожалению, подписав официальное согласие на открытие единственного в республике приюта для собак, в столице не нашли возможности оказать реальную финансовую поддержку энтузиастам. Получается, что все сложности, проблемы содержания животных легли на плечи фонда. Однако названная структура по сути – общественная, не получает ни копейки бюджетных денег и полностью зависит от доброхотных деяний наших сограждан. При этом вовсе не принимается во внимание, что добровольные взносы (деньги или корм) – проявление милосердия к братьям нашим меньшим, оказавшимся в бедственной ситуации – дело нерегулярное, а потому ненадежное. Случилась пандемия – и резко сократилась возможность контакта сторон, при котором фонд мог бы пополняться.
Огромную благодарность испытывают руководители приюта и фонда «Доброта» к тем сердобольным людям, кто безвозмездно передает для бездомных животных продукты с истекающим сроком годности: собачки быстро истребят просрочку, избавляя людей от возможности пострадать из-за употребления некондиционного товара. Свидетельствую, что все эти продукты: мясо, молоко, крупы и другие, - не уходят на сторону и полностью достаются именно питомцам приюта. В этом я убедилась лично. Во-первых, изучила содержимое большого холодильника с запасами корма. Во-вторых, понаблюдала за внешне вполне благополучным состоянием собак – никаких признаков патологического истощения.
Хорошо, что людская доброта поддерживает шаткое существование собачьего приюта. Но удовлетворение пищевой потребности – это не только наличие круп и мясо-молочной продукции. Сухую крупу животные съесть не способны, ее нужно сварить. А для этого необходимы вода, тепловая энергия, технические приспособления, посуда, помещения и много еще чего. Соответственно, огромные суммы уходят на оплату услуг ЖКХ. Судите сами. Для содержания нынешних 500 питомцев необходимо по меньшей мере 200 литров похлебки в день. Но это норма теплого времени года. Зимой собакам нужно 600 литров супа в сутки. Пища должна быть приготовлена, значит, невозможно обойтись без расходов тепловой энергии. Это одна из самых заметных статей расхода. Для работы пищеблока с холодильником, минимального освещения (только кухни и сторожки) и обогрева помещения приюта (без чего не выживут наиболее слабые особи и щенки, нередко выбрасываемые на улицу «сердобольными» владельцами) – требуется в месяц около 10 тысяч ватт электроэнергии летом и 50 тысяч ватт в холода.
Как всем живым существам, собакам нужна медицинская помощь, ведь подавляющее большинство четвероногих доставляются в приют далеко не в лучшем состоянии. Результат бездомного образа жизни – болезни, травмы, паразиты. Оказание ветеринарной помощи – услуга платная, также требующая ощутимых расходов. Если бы еще не подпольные собачьи бои и деятельность догхантеров… Сколько пострадавших от этого человеческого изуверства несчастных подранков нашли свой кров под эгидой «Доброты» - не счесть! Открою лишь один секрет: в крохотной квартирке руководителя приюта Елены Федоровны Ждановой обитают 10 собак так называемых бойцовых пород, чья судьба в ином случае была бы плачевной. Этих псов – полурастерзанных в ходе нелегальных собачьих боев – ждала неминуемая смерть ради удовлетворения тщеславия их бывших владельцев и устроителей подпольного тотализатора, ибо расшатанная психика животных не позволила бы содержать их в приюте рядом с другими его питомцами.
Удивляет одно. Поскольку ситуация с существованием в республике догхантеров и практики собачьих боев известна общественности и является печальной реалией сегодняшнего дня, - почему номинально существующая статья 245 УК РФ об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными на практике не работает? Ведь тем самым с молчаливого попустительства правоохранительных органов фактически поощряются мучители бессловесных божьих тварей! Или нами уже окончательно утеряны нравственные ориентиры, свойственные гуманным существам?
Приют для бездомных собак – это не только потребитель денег, кормов, услуг и прочего. Некоторых питомцев удается пристроить «в добрые руки»: так, крупные особи востребованы на охране садовых и домовых участков; собак помельче и кутят иногда принимают на свое попечение семьи с детьми или одинокие люди.
Примечательно, что, хотя большинству из обитателей приюта приходилось ранее испытывать на себе проявление негативных человеческих эмоций и поступков – среди них почти нет собак, открыто выражающих свое неприязненное отношение к людям. Во всяком случае, я совершенно не ощущала флюидов явной агрессии по отношению к себе со стороны псов, когда осматривала приют. Было заметно, что многое перевидавшие на своем веку животные снова научились доверять человеку и не будут представлять для него опасности. А разве не это - одно из главных достижений приюта при благотворительном фонде «Доброта»?
«Доброта» рождает в людях ответную доброту в их мыслях и поступках. Думается, это является побудительной причиной появления добровольных помощников фонда в лице волонтеров и отдельных сочувствующих, разделяющих благие цели организаторов приюта для бездомных собак. Немаловажна и поддержка СМИ (в первую очередь, телевидения), не теряющих «Доброту» из поля своего внимания.
Однако всего этого еще катастрофически мало для цивилизованного содержания четвероногих друзей человека. Думается, Администрации Уфы и Правительству республики давно пора рассмотреть вопрос о принятии в бюджет единственного в Башкортостане приюта для бездомных собак. Это благое деяние не потребует огромных ассигнований, а вот отдача может быть весьма заметной. Сколько добрых и полезных дел были бы тогда по силам энтузиастам из «Доброты»!
Давайте обратимся к примерам других стран. Во многих – даже не очень богатых городах - власти не обходят своим вниманием приюты-клубы для бездомных животных, стараясь расположить их удобно для посещения любым желающим. В свою очередь, такие приюты организуют ежегодные выставки питомцев, а также выпускают пользующиеся спросом листовки и журналы о них: ведь среди обитателей приютов есть так много красивых, талантливых и попросту добрых существ. В результате кое-кто из животных находит себе нового друга и компаньона.
Кстати, если не пожалеть чуть-чуть сил и средств для обучения собак чему-то востребованному – сколько детей, стариков и инвалидов обретут верного товарища и помощника! Не такой уж непосильный расход: 1-2 раза в неделю приглашать в клуб кинолога. Я видела и читала журналы – вести из приютов. В них публикуются красочные фотографии фигурантов и иногда – материалы о судьбе того или иного бродяжки. Благодаря первым публикациям из таких изданий мир узнал о подвигах собачьей преданности. К примеру, о дворняге Сэме, шесть лет прождавшем своего погибшего хозяина на обочине дороги в Великобритании; о беспородной Лапушке, спасшей тонущего мальчика в Индии, но погибшей при этом в водовороте…
В США и Канаде я знаю несколько приютов, питомцы которых посещают специальные занятия в школах, демонстрируя разнообразные способности собак, обучая детей правилам поведения с животными и воспитывая в них чувство подлинного гуманизма. Конечно, при этом обязательно присутствуют вожатые собак, причем далеко не всегда убеленные сединами, а молодые волонтеры.
Предметом моей тихой зависти стал собачий приют, содержавшийся в 1990-2000 годы бюджетом Детройта (США) за «незначительную» сумму в 3000.000 долларов в год. Почему же мы можем позволить себе только мечтать об этом? Чем наша республика хуже США, Канады, Англии, Франции, Италии, Бразилии, Индии, Китая? Неужели богатейший нефтяной край не сможет хотя бы за минимальные дотации содержать организацию, уже доказавшую необходимость своей деятельности? Откликнитесь, уважаемые чиновники и депутаты!
Лиля КУДОЯРОВА,
заслуженный деятель искусств РБ, музыковед, педагог.
заслуженный деятель искусств РБ, музыковед, педагог.
17-11-2020 (0) Просмотров: 972 Номер: 80(13459) Версия для печати