Я не отличница!
В школе нас оценивали так: отлично - хорошо - удовлетворительно - неудовлетворительно.
В конечном итоге мы сами начали себя так оценивать. Вот по этой самой пятибалльной шкале. Она вшита у нас в подкорку. Сначала оценивали наши знания: ты отвечаешь на пять или на три. Классу к третьему начали оценивать успеваемость, а в средней школе уже нашу личность.
Она отличница. Он хорошист. Тот - хронический троечник.
Это ярлык. Статус. Твоя ячейка в обществе, из которой почти нереально убежать. Мы неизбежно переносим этот статус на свою взрослую жизнь.
Во взрослой жизни есть отличницы, которые все успевают, у них крутая работа, классный муж, идеальные дети, бомбическая внешность. И если ты в школе была отличницей, а во взрослой жизни нет - идет несовпадение картинки. Ты сама до себя в школе не дотягиваешь. И во всех своих проявлениях стараешься вернуть утраченный статус, тратя на это все силы.
Если в школе ты была хорошисткой или троечницей - ты уже в ячейке "не отлична". Есть те, кто выше тебя, успешнее, лучше. Ты воспринимаешь себя как середнячка или ниже, пытаясь или не пытаясь вырваться повыше. И тратишь на это все силы.
Нет, это не про ужасы системы школьного образования. В нем есть плюсы и минусы, как и в любой системе.
Это про то, что однажды надо уже вылезти из детских штанишек и разработать собственную систему оценки.
Взрослую. Адекватную. Подходящую лично тебе, где ты - такая, какая есть. Со своими слабыми и сильными сторонами. Где не сравниваешь себя судорожно с другими, оцениваешь себя по своей шкале ценности. Прощаешь себе промахи, ведь они - неизбежная часть твоего опыта.
Твой опыт - и есть твой путь падений и вставаний, как и у всех. И при падении только ты сама можешь подняться, чтобы идти дальше к своим целям. Или просто жить, наслаждаясь самим процессом. Только так мудро и правильно. Только так ты будешь собой.
Полина ФАТКИНА,психолог.
10-12-2021 (0) Просмотров: 454 Номер: 86(13556) Версия для печати