$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Солёный ветер Балтики…



Служить на флоте меня призвали в ноябре 1951-го. Перед отправкой новобранцы ночевали в клубе «Стахановец» около Колхозного рынка. На следующий день 3 тысячи человек погрузили в железнодорожные эшелоны и повезли на запад. В середине вагона стояла «буржуйка», два солдата с автоматами топили ее углем. Полки были в два яруса, будущие солдаты-матросы должны были спать только на верхних.
Остановились в Куйбышеве. Раз в сутки нас должны были кормить горячим обедом. На станции было много продуктовых киосков, а также ларьков со спиртным. Некоторые «нетерпеливые» не стали ждать и наведались в несколько торговых точек. Начальник эшелона – подполковник - быстро дал команду: «Вернуться в вагоны!» Мы остались без горячей пищи. Чтобы больше такого не повторилось, нам стали выдавать только сухой паек. Конечно, молодым парням еды не хватало, стали менять одежду и другие вещи на продукты.
Прибыли в Мамоново, город в Калининградской области. Там наконец-то наелись досыта. Нам читали лекции, показывали кинофильмы. В один из дней во время просмотра фильма «Судьба американского солдата» зашли хорошо одетые ребята. Сказали: «Уступите места москвичам!», но мы упорно продолжали сидеть. Конечно, видок у нас был не очень, так как ехали долго и всю нормальную одежду продали.
В Мамоново нас переодели в красивую морскую форму, после чего мы с трудом узнавали друг друга. Прибыли по месту назначения в Балтийск. Там вновь встретили так называемых москвичей. Оказалось, что эти ребята были родом из Запорожья. Все пять лет службы мы так их и называли - москвичами. Сначала они обижались, нас в отместку стали звать башкирами, но в обиде никто не был.
В годы службы я вел записи в дневнике. Был связистом, кабельщиком, электриком. Во время войны фашисты оставили много мин в море и на берегу, многие подрывались, получали ранения.
Нам давали увольнительные: некоторые в свои выходные знакомились с девушками, дружили. Однажды из морского радиолокационного отряда нам сообщили, что у них ЧП. На двух шлюпках мы вышли в море к товарищам. Добравшись, вдруг увидели, что на пороге лежит окровавленный матрос, рядом автомат. Звали его Петром. Узнали, что матросы Василий и Петр по очереди стояли на вахте. В тот день Василий после вахты пошел в клуб, он встречался там с латышкой Майей, а на вахту заступил Петр.
Во время свидания Василий и Майя стояли обнявшись и о чем-то разговаривали. Оказалось, что в девушку был влюблен и Петр. Узнав об этой встрече, он схватил автомат и направился в клуб. Когда увидел их вместе, пришел в ярость и, не раздумывая, дал очередь из автомата. Майя упала замертво, Василий был ранен, остался жив.
Придя в себя, Петр побежал обратно на вахту в отряд и… застрелился, осознав содеянное. Латыши возмущались, кричали, офицеры запретили применять оружие. Из Риги приехали две машины милиции и вооруженные солдаты, затем прилетел вертолет, матросы с автоматами окружили радиолокационный отряд. А мы на шлюпках ушли на свое кабельное судно…
***
Недалеко от нас на рейде стоял крейсер «Свердлов». Мы часто встречались с матросами-земляками из Башкирии. Судно нередко по тревоге выходило в море. Некоторые жаловались, что устали от таких боевых задач. В то время их очень хорошо кормили, прилично одевали, и мы им завидовали. Мечтали тоже попасть служить туда!
Однажды по тревоге крейсер ушел в море. Потом мы узнали, что, встав на рейде в Англии, матросы палили из пушек в честь королевы (а может быть, просто потому, что оказались лучшими среди других кораблей)! Королева Англии вручила всем матросам значки. Многие из них загордились после этого: «Мы теперь знаменитые!» и с нами уже не общались…
***
Однажды в Балтийск приехал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В то время он был министром обороны: прибыл с проверкой. Эта весть распространилась молниеносно! Матросы готовились к встрече: драили палубу, наводили чистоту в кубриках. Не заезжая в штаб флота, Георгий Константинович с адмиралами прибыл на крейсер «Свердлов». Надо было по тревоге выходить из гавани, но, как назло, не сработали двигатели корабля, даже резервный не завелся.
Началась качка, и борт крейсера чуть ударился о бетонный берег. Только после этой встряски моторы завелись, и крейсер пулей вылетел из гавани в море. Сердитый Жуков выругался и с укором сказал: «Вот вам и знаменитый крейсер…» Командующий флотом Арсений Григорьевич Головко приказал «Свердлову» вернуться в порт во избежание других неполадок.
Маршал Жуков не ограничился осмотром только крейсера «Свердлов», посетил также другие корабли, находил и там какие-то недостатки. Многие командиры были наказаны, некоторые даже лишились звездочек на погонах. Георгий Константинович был очень требовательным, навел порядок!
Гаряф АХМЕРОВ, бывший моряк Балтийского флота.
Фото из открытых источников.

Дата создание новости 10-05-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 23     Номер: 32(13776)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.