$ - 73.4261
€ - 87.2889
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Монолог, в который вмещается целая жизнь


Монолог, в который вмещается целая жизнь

Что такое СТД? Для людей творческих, причастных к культуре и искусству, это название не требует расшифровки. Союз театральных деятелей – одна из старейших общественных организаций, объединяющая в своих рядах тех, кто служит Театру.

Возглавляет его человек, чье имя знакомо всей стране. Александра Калягина зрители любят за сыгранные им роли в кино и на сцене. Кто-то сразу вспомнит комедию «Здравствуйте, я ваша тетя!», иные – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» или, быть может, дружелюбного мультипликационного кота Леопольда… Сан Саныч, как его называет театральный люд, сам будучи востребованным и плотно занятым в репертуаре актером, прекрасно понимает, сколь сложное время переживают сейчас, в период пандемии, его коллеги по всему миру.
А потому Союз театральных деятелей Российской Федерации принял решение, что в условиях самоизоляции особенно необходимо продолжать активную творческую деятельность. Пространственная разобщенность привела, как ни парадоксально, к творческому единению! Для тех служителей сцены и преданных зрителей, которые готовы общаться в онлайн-формате, был запущен проект «СегодняТеатрДома». Именно такую интерпретацию ныне приобрела знаменитая аббревиатура. Лекции, семинары, мастер-классы на различных онлайн-платформах ведут сегодня самые именитые теоретики театра, продюсеры, режиссеры.
Поработать с известными постановщиками, конечно же, мечтают многие. Потому совсем не удивительно, что, когда был объявлен набор в творческую мастерскую народного артиста Латвии, режиссера, педагога, профессора Адольфа Шапиро, буквально за сутки было подано сто двадцать заявок. Адольф Яковлевич – ученик знаменитого театрального педагога Марии Осиповны Кнебель (а она, в свою очередь, училась непосредственно у самого Константина Сергеевича Станиславского!), режиссер, отмеченный и государственными премиями, и наградами самых престижных театральных фестивалей, три десятилетия возглавлявший Рижский молодежный театр, приковавший к нему внимание театрального сообщества и воспитавший не одно поколение актеров и зрителей.
Возможность профессионально пообщаться с этим поистине легендарным человеком выпала десятерым счастливчикам из разных городов России. В их число вошла и актриса Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, народная артистка РБ Татьяна Макрушина.
Актерская братия, стосковавшаяся по работе, с большим энтузиазмом включилась в репетиции. Речь не идет о создании спектакля – как бы ни продвинулись цифровые технологии, театр, согласитесь, дело живое. А вот разобрать, проанализировать и подготовить монолог одного из персонажей (этот этап в обычном репетиционном процессе называется «застольным» периодом) за несколько дней – вполне реальная и посильная задача. Отсюда, собственно, и пошло название этого творческого цикла – «Монологи».
И обратился Шапиро к материалу совсем не банальному. Он взял две пьесы Людмилы Петрушевской – «Любовь» (монолог Толи) и «Три девушки в голубом» (монолог Марии Федоровны). И в этих небольших текстах открывается целый мир – мир обыкновенного человека, где в самых простых, бытовых разговорах, объяснениях вдруг раскрывается уникальный макрокосм!
Татьяна Макрушина встречается с этой драматургией не впервые. В спектакле режиссера Владислава Константинова «Три девушки в голубом», который шел на сцене нашего Русского театра в середине 80-х, она играла роль главной молодой героини – Ирины. А вот образ Марии Федоровны создала Римма Ивановна Байкова. В память об этой большой актрисе Татьяна Владимировна и решилась попробовать принять участие в этом проекте.
– Мы замирали в кулисах и смотрели, как она работает! Это было потрясающе! Она была как лакмусовая бумажка – соответствовать ей было очень непросто. А мы, все те самые три девушки в голубом, были очень молодыми, еще даже незамужними, и нам, конечно, не хватало жизненного опыта, который для этого спектакля был необходим! Помог нам тогда, наверное, заложенный природой инстинкт материнства… Но я на всю жизнь запомнила, как на выездных спектаклях, в маленьких городках ко мне подходили женщины, дарили скромные астры и говорили: «Вы играете меня, мою судьбу!» Сколько их, таких женских судеб!..
После первого эфира мне стали звонить актеры, которые были заняты в нашем спектакле – Людмила Зимнюкова, Валерий Малюшин, Валентина Ведерникова. Мы нашли информацию, что сейчас режиссер Владислав Константинов живет в Йошкар-Оле… Это был для меня отдельный праздник – день, полный воспоминаний! У каждого нашлась своя история, связанная с этим спектаклем. Внутри него три поколения актеров очень сплотились, стали семьей… Поэтому сейчас я, конечно, с большой радостью еще раз прикасаюсь к этому материалу.

– Как Вы восприняли процесс онлайн-репетиции, столь непривычный формат?

– Знаете, абсолютно органично! Мне очень нравится то, что происходит на этих встречах. Там собрались совершенно разные люди – с разным образованием, опытом, разные по возрасту... Но Адольф Яковлевич подробнейшим образом работает с каждым из нас, исходит из индивидуальности, ставит задачи, помогает молодым ребятам понять ту эпоху… «Актер владеет сценическим временем», – сказал он нам вчера. И я стала пробовать держать паузу столько, сколько это нужно мне, моему персонажу. В какой-то момент я поняла, что перестала этого бояться, ведь наполненное молчание открывает новые смыслы…
Конечно, у нас есть всего четыре дня. Этого времени очень мало для того, чтобы постигнуть всю глубину судьбы героини и рассказать ее через один-единственный монолог, ведь текст выученный и текст прожитый – это разные вещи…
Татьяна Владимировна заторопилась, ей уже пора было готовиться к репетиции – Шапиро, помимо, собственно текстов ролей, каждый день дает к прочтению множество статей, в их числе и одно из недавних интервью с Людмилой Стефановной, которое было опубликовано в Сети недавно, в канун дня ее рождения…
Финальный показ проекта «Монологи. Шапиро» пройдет в прямом эфире в социальных сетях Союза театральных деятелей уже сегодня, 29 мая. Для тех же, кто не сможет быть в это время онлайн, запись сохранят в архиве.
…Какое же точное название придумали авторы своему проекту! Ведь, по сути, наблюдая за этими открытыми репетициями, будучи допущенными в святая святых творческого процесса, мы слышим пронзительные монологи каждого из участников действа о самих себе, своей жизни, своей судьбе! И это доверие дорогого стоит!

Елена ПОПОВА.
На снимках: народная артистка Башкортостана Татьяна Макрушина; сцена из спектакля «Три девушки в голубом», который шел в ГАРДТ в 80-е годы.
Фото Сергея ГУТНИКА и из архива театра.


Монолог, в который вмещается целая жизнь

Дата создание новости 29-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 2665     Номер: 37(13416)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.