РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
“Жизнь держится на любви...”
Валентина ГРИНЬКОВА:
В ближайшее воскресенье, 16 ноября, отметит красивый день рождения актриса Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Валентина Александровна Гринькова. К слову сказать, в нынешнем году она отметила и творческий юбилей - двадцатипятилетие служения давно ставшему родным театру, на сцене которого сыграла уже более тридцати ролей.
- Валентина Александровна, как юная девушка из небольшого города Октябрьский оказалась в одном из лучших театральных училищ? Был ли театр мечтой детства?
- Вопрос “Кем быть?” для меня решился с ранней юности. Я точно знала, чего хочу, и ни о чем другом даже не думала. Потому сразу после школы поехала поступать в Свердловское театральное училище, поскольку была наслышана о нем. Конкурс огромный - около семидесяти человек на место! Но все получилось...
- А потом, после окончания учебы, как возникла вереница театров в Шадринске, Армавире, Талды-Кургане, Семипалатинске? К тому времени, насколько я понимаю, у Вас с Валерием Даниловичем Гриньковым уже сложился семейный дуэт?
- Когда ты только заканчиваешь учебу, возникает лишь одно желание - работать. И не так, чтобы просто быть занятым в массовке, а по возможности играть хорошие роли. И масштаб городов не имел никакого значения - вне театра мы ведь практически не бывали. В Талды-Курган вообще поехали едва ли не всем курсом. Театр там только открывался. И это было своего рода продолжением студенческой поры. Занимались сцендвижением, речью... Дневали и ночевали в театре. Все это происходило на невероятном подъеме!
- А как на географической карте семьи Гриньковых возникла Уфа?
- В Казахстане в 1989 году начались волнения, стало неспокойно, и мы решили, что надо возвращаться, быть поближе к дому. От Уфы ведь и до Октябрьского, и до Екатеринбурга совсем недалеко. Нас приняли здесь очень хорошо. И я, и Валера сразу попали в спектакль Михаила Исаковича Рабиновича “Матросская тишина”, который он ставил по пьесе Александра Галича. Я с первых дней поняла, что это мой режиссер - по тому, как он работает, какой материал выбирает. Естественно, за годы жизни здесь было всякое... Но не могу не сказать того, что принципы нашего художественного руководителя мне лично близки и понятны.
- Каждая роль для актеров дорога, как собственный ребенок. И все же есть ли среди них те, что особенно важны, значимы для Вас, любимы сильнее остальных?
- У меня было много работ - в спектаклях “Событие” по Владимиру Набокову, “Загадка дома Вернье” по Агате Кристи. Очень любила постановку “Продавец дождя” по пьесе Ричарда Нэша. Вспоминается и “Семейный портрет с посторонним” Степана Лобозерова... Интересно работали с Николаем Березиным, делали “Группу” Александра Галина... Всех своих героев любишь. Любишь, как детей, Вы правы. Конечно, новой роли уделяешь больше внимания, думаешь о ней, но ведь дорога каждая! И потом - проходит время, сезон-другой, берешь текст, особенно после летнего отпуска, и понимаешь: а вот эту фразу я пропускала, здесь может быть другая интонация...
- На сегодняшний день у Вас есть роли в совершенно разных по жанру, стилю, темам спектаклях. Как складываются отношения с каждой из этих работ?
- “Верю - не верю” Владимира Жеребцова - пьеса современная, но в каком-то смысле написанная в стиле ретро. Чисто по-человечески мне тема этого спектакля очень близка. В жизни всегда должны быть грани, которые преступать нельзя. Исследователь Гришаков (роль эту в паре играют у нас Тимур Гарипов и Сережа Михеев) хочет найти утраченное стихотворение известного поэта, которое тот, как выясняется, написал в молодости, посвятив моей героине. Тем самым Гришаков как будто заботится о вечности, о сохранении истинных ценностей. Но есть особые, тонкие вещи, слишком личные, и их не нужно касаться никогда. В этом я, пожалуй, схожа с Ириной Савельевной, роль которой играю, - я тоже далеко не всех и не всегда впускаю в свой мир и сама стараюсь не переходить черту.
- А острый, даже жесткий спектакль “Любовь людей” по пьесе Дмитрия Богославского? Вас не оттолкнул сам материал?
- Оба этих спектакля, буквально один за другим, ставил режиссер Игорь Черкашин. Я отношусь к нему с большой приязнью. Он, как и Михаил Исакович, - питомец Щукинского училища, ученик профессора Александра Михайловича Поламишева, а потому и принципы работы у них в чем-то схожи. К слову, с Черкашиным я встречаюсь не первый раз - были и другие постановки. Это “Пятый угол” по пьесе Алексея Слаповского, сказка “ДПЗ - 3D”. В “Любви людей” моя линия развивается параллельно страшной истории главных героев. У Лидии Федоровны, роль которой я играю, поначалу как раз все более-менее ровно. Конечно, она похоронила любимого мужа, сама вырастила хорошего, порядочного сына... Драматургия эта, безусловно, резкая, но ведь жизнь сейчас еще жестче, мы же понимаем... Кого-то наш спектакль не зацепил, как сейчас говорят... Не каждый хочет сегодня лишний раз себя тревожить, лучше отгородиться от всего - не надо, не надо! А душа, чтобы оставаться живой, должна трудиться - и заплакать подчас нужно, и посочувствовать... А отдаться на волю чувств - не так-то просто.
- А что актер делает тогда, когда вся роль - финальный выход в спектакле “Маскарад”?
- Очень важно не выпадать из общей картины. Конечно, “биографий” своим героям в таких ролях не придумываешь. Но даже в таком случае ты сидишь на репетициях, смотришь, наблюдаешь. Необходимо понять, что хочет режиссер, уловить ход его мыслей, его идеи. Без того не получится даже самая крохотная сцена.
- Так какие же театральные жанры Вам ближе? Мы говорили до того о спектаклях серьезных. Но Вы были невероятно смешны, например, в комедии “№13” по пьесе Рэя Куни!
- Да? Никогда бы не подумала... Мне интересно все! Хочется попробовать себя в самых разных жанрах.
- Случались ли у Вас моменты некой переоценки пройденного пути - были ли сомнения в выбранной профессии, желание что-то изменить?
- Нет. Никогда не задавалась такими вопросами. Даже в те периоды, когда новых ролей почти не было. Подобные промежутки в нашей профессии случаются. И в схожих ситуациях любой актер старается занять себя чем угодно, лишь бы не было свободного времени.
- Самое трудное для человека и актера - совпасть со временем. Как Вы ощущаете себя ныне, в эпоху сложную, когда необходимость театра как такового ставится иными под сомнение?
- Сейчас все настолько в мире обострено, такая вокруг боль, связанная и с событиями на Украине в том числе, что хочется просто кричать. Живешь в постоянном стрессе. Ждешь, что произойдет нечто, после чего возврата к прошлому уже не будет никогда... Перечитываю “Окаянные дни” Ивана Алексеевича Бунина - нахожу в этой книге поразительные параллели с тем, что творится в наше время!.. Становится не по себе. И тогда особенно остро понимаю: все, что есть у человека, - его семья. Но и театр сегодня просто обязан противопоставить что-то этому кошмару - не лозунгами и речевками, а разговором на вечные темы, в том числе обращением к классике. Не случайно, наверное, наш Русский академический вернулся к такому спектаклю, как “Луна и листопад” по повести “Помилование” Мустая Карима...
- И теперь в нем роль Федоры вместо Галины Ивановны Мидзяевой играете Вы... Буквально на днях состоялась премьера.
- Да, и хотя спектаклю уже довольно много лет, новая его редакция кардинально отличается от предыдущей. Рабинович не стал загонять меня в прежний рисунок роли, за что я ему очень благодарна. У Федоры убрали большие монологи, где она могла раскрыться. Но тем интереснее мне как актрисе попробовать создать целостный образ всего в трех сценах - так, чтобы зритель увидел, понял: эта женщина имеет право и просить о прощении для Фроси, сошедшейся с немцами, когда муж ушел на фронт; и главную героиню Марию Терезу умеет утешить, пожалеть, дать сил жить, терпеть, ждать... Это замечательный спектакль, необходимый сегодня, просто остро необходимый.
- Так совпало, что в нескольких спектаклях у Вас, Ваших героинь есть монологи о любви. Даже не монологи, несколько фраз, но произносите Вы их так пронзительно, так мудро, тонко и точно, что это воспринимается не только как текст роли, но и личностное, важное высказывание актрисы Валентины Гриньковой. Что есть для Вас это чувство?
- Жизнь держится на любви. Варишь суп - и то с любовью, с молитвой, как говорится. Такое знание, наверное, с возрастом приходит. Лучше любить, чем ненавидеть. Тогда это все к тебе вернется...
Беседовала Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: Валентина Гринькова; а это она в спектаклях “№13” (с Валерием Гриньковым) и “Верю - не верю”...
Фото Булата
ГАЙНЕТДИНОВА и Рината БИКБУЛАТОВА.
НА СНИМКАХ: Валентина Гринькова; а это она в спектаклях “№13” (с Валерием Гриньковым) и “Верю - не верю”...
Фото Булата
ГАЙНЕТДИНОВА и Рината БИКБУЛАТОВА.
13-11-2014 (0) Просмотров: 2 034 Номер: 219(12617) Версия для печати