$ - 96.0419
€ - 102.2485

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Сто лет на страже порядка

Движение по Колгуевской возобновили

«И где бы ни бывали мы, тебя не забывали мы...»

Волшебная сила искусства

В лес за грибами

Год после жизни

О Саше и про Сашу, нашего и... нашу


О Саше и про Сашу,  нашего и... нашу

Год назад остановилось сердце театрального критика Александры Ильиничны Лавровой, с которой коротко знакома я не была - два дня подряд по несколько часов всего лишь общались мы в последних числах мая 2013-го. Но известие о ее смерти ударило так больно, что какие-то детали тех бесед до сих пор меня не отпускают, бередя душу...

О театральных критиках, тем более в региональных газетах, пишут не часто, то есть вовсе не пишут. В лучшем случае им заказывают материал либо журналист ссылается на их мнение, а в худшем - иной из моих собратьев по цеху спешит высказаться самостоятельно, не испытывая смущения по поводу того, что предмет разговора требует знаний хотя бы начального уровня. Впрочем, это вопрос сложный, спорный и давно уже переставший меня занимать, поскольку люди не стремятся меняться, да и сомнения ныне не в чести.
...Лаврова приехала в Уфу по приглашению Молодежного театра, крепко подружилась с которым в Йошкар-Оле на Международном фестивале “Мост дружбы”. Предвестником этой любви стала сценическая версия знаменитого произведения Анатолия Приставкина. Очевидцы утверждают: даже на обсуждении спектакля НМТ “Ночевала тучка золотая...” Александра Ильинична, на которую он произвел столь сильное впечатление, что она, сидя в зале, плакала, вновь не могла сдержаться, руку свою не спуская с горла... Тогда, с той поездки, и соединил их этот самый мост дружбы, который так или иначе привел Александру Лаврову в наш город, в здание Молодежного театра, где она в свой первый и последний приезд успела увидеть и обсудить одновременно несколько спектаклей, в частности “Белого ангела с черными крыльями”, по пьесе Дианы Балыко поставленного режиссером Мусалимом Кульбаевым (он же, как известно, является и создателем “Тучки”).
Сегодня, 4 февраля 2015 года, в НМТ опять играют “Ангела”, и в этом что-то есть, поскольку с ним в каком-то смысле тоже связано имя Александры Ильиничны, но... Мне бы самой хотелось, чтобы в день ее годины публика, пришедшая в Молодежный театр, испытала нечто подобное тому, чем было сражено, покорено и навечно взято в плен сердце критика Лавровой - нежное, чуткое и способное принять чужую боль. Жаль, что меня не услышали, пойдя на поводу у службы организации зрителя... Страдание, очищение и неизбывная отныне светлая печаль - вот что достойно было памяти отдавшей Театру всю свою любовь Александры Лавровой...
...Поразительно: она чтила Сашу Касымова - умницу, талантливого критика и журналиста, почти всю жизнь работавшего в “Вечерке” и общавшегося с Александрой Ильиничной в Сети еще в поры ее жизни в Новосибирске. Лаврова не знала про то, что Александр Гайсович уже ушел от нас. Лицо ее после моих слов задрожало и слезы полились из глаз. А на следующий день, когда я принесла ей в театр Сашину книгу и несколько его стихотворений, тезка дорогого Каси обняла меня порывисто и тут же, застеснявшись, отошла...
О том, каким отчаяньем были наполнены для Лавровой два этих дня, я рассказала лишь одному человеку - критику Валентине Борисовне Федоровой, несколько месяцев спустя приехавшей из Москвы по приглашению нашего Министерства культуры на семинар драматургов. Они приятельствовали тесно, а может быть, даже дружили. Лаврова, которая жизнь вела тяжелую, подчас еле-еле сводя концы с концами, нуждалась в поддержке, искала крепкое плечо, к которому могла бы прислониться. И “Мама Валя”, судя по всему, в числе немногих пыталась ей помочь... Валентина Борисовна, выслушав, добавила недостающие штрихи, открыв то, о чем я, собственно, уже практически догадалась... Храня чужие тайны, Федорова была немногословна. Но мне хватило нескольких емких фраз, благодаря которым образ Александры Ильиничны Лавровой стал зримым, выпуклым, живым...
Илюзя КАПКАЕВА.
P.S. Мы позволили себе опубликовать материал главного редактора “Петербургского театрального журнала” Марины Дмитревской, вышедший в блоге “ПТЖ” на следующий день после смерти Александры Лавровой.
На столе - текст Саши про “Турбиных” в Тюмени, делаем номер, вчера она ждала замечаний, мы работали (“Мариш, текст подошел?”), я тянула (“Сашк, завтра, сегодня не успела прочесть...”). Как теперь к этим страницам прикасаться?..


Саша, Саша...

Добила-таки ее жизнь - добрую, безотказную, вечно неустроенную Сашу. Не устроенную когда-то и в Новосибе (любови, дети, журналистская пахота). “Вот умеет Сашка найти того, кто сядет ей на голову”, - это была чуть ли не первая информация от общей подруги, предваряющая наше знакомство почти двадцать лет назад. И последнее десятилетие Саша моталась без своего жилья в Москве, потеряла год назад любимого человека, мужа Сашу Соколянского, ради которого она когда-то переехала из Новосибирска в Москву (встретились на первом “Сибирском транзите”, я свидетель, а недавно Сашка призналась: чтобы не выгоняли из гостиницы, она назвалась тогда “проживающей этажом выше Дмитревской”).
Мы не дружили близко, но добросердечно и много общались. Российские театральные маршруты складывают не только судьбу, но и репутацию. Александра Ильинична Лаврова знала каждую тропку, ездила и ездила, тихо, без шума и грохота. Знала труппы, фестивали, стада разъездных режиссеров были для нее людьми с судьбами, и удачи каждого она помнила с благодарностью. Филолог по образованию, петербурженка по корням, Саша любила театр и была снисходительна к нему и его хамоватым творцам. Участники Володинского фестиваля помнят, как матерно наехал на нее как-то на обсуждении драматург Курочкин, и все мы из чувства солидарности покинули “читочную” вместе с плачущей Сашей, а на следующий день она уже всепрощенчески оправдывала хамеж...
То есть ей проще было не держать удар, а смиряться под ударами судьбы. А судьба ее била. Вечно - с неустроенным сыном, с необходимостью до одурения ездить и зарабатывать, писать и писать... Когда ее (а Саша Соколянский тяжело болел последними своими болезнями) отвратительно и подло лишили работы в “Страстном бульваре” (и мы знаем имя - кто выгнал), и когда она оказалась вообще без средств к существованию, театры России продолжали ее приглашать, звали - и она мчалась то в Хабаровск, то в Липецк. Потому что была нужна. Потому что обсуждала спектакли сострадательно, но честно и глубоко, со знанием, каким матери знают болезни неудачливого дитяти. И театры - эти дитяти - слушали. В последнюю нашу встречу “на выезде” Димитровградский фестиваль объявил ее “профессором”. Мы смеялись и поправляли ведущего, но в оговорке был смысл: Александра Ильинична Лаврова была настоящим профессором по части российского театра “от Москвы до самых до окраин”. Потому мы так смеялись недавно в длинной фейбучной ленте, обсуждая ее пост: “Бывало всякое. Такое - впервые. Не знаю, что и думать. Молодой режиссер пригласил посмотреть-обсудить его постановку в маленьком городе. Директор театра подтвердил приглашение, долго мы сговаривались, послала сканы документов по его просьбе. На один спектакль ехать невыгодно, тяжело, но режиссер симпатичный, в театре этом не была, напряглась и выделила время. Тут снова звонит директор: “А не могли бы вы прислать справку для бухгалтерии, что вы московский критик?” Первое желание - сказать “до свидания”. Мне эта поездка - лишняя головная боль. В изумлении пытаюсь понять. Я: “Критик - не место работы, не должность...” Директор: “Ну, я впервые критика приглашаю, а вдруг приедете не вы, а кто-то из ваших родственников. Как я узнаю, что вы критик?” - “Ну, наберите в интернете мое имя, посмотрите публикации”. - “Может, в СТД, в отделе критики справку с печатью можно взять?..” Представляю: прихожу к Элеоноре Германовне Макаровой за справкой, что я критик...”
И мы советовали Саше: пусть директор наберет тебя в Яндексе! А я советовала ей быть построже с такими кадрами. Но Саша строгой не была. Жалела театры, бедных его тружеников, знала, как живут в далеких провинциях...
Хотя вообще-то она была человеком веселым. Помню, на раннем “Транзите” в Омске” мы сидели целой компанией у гостиницы “Маяк” белой ночью и, чуть выпив, хохотали так, что к нам подошла милиция... Ну, подошла, понюхала и ушла. А мы хохотали опять. Всего-то десять лет назад... Это много.
Саша скучала по Саше.
Лаврова скучала по настоящему делу. “Марин, скажи, у вас на сайт будут в рожд. каникулы тексты выкладывать? Про Тюмень бы написать...” Это у всех каникулы, а она пишет. Текст этот выйдет, но не в блоге, а в журнале № 75...
Последний раз мы виделись 1 декабря, Саша приехала на “Театральный роман” Игоря Ларина, мы сидели у меня на кухне, пили чай, судачили... О театре судачили, о журналах. А еще последнее время решали, как бы издать сборник Соколянского. Что делать теперь и с этим?
Она ушла не доделав дел, “не докурив” в прямом смысле (на окне осталась ее пачка сигарет).
Прошедшее лето все насквозь Саша провела в нашем благословенном Щелыкове у Юли Мариновой. Оставила квартиру сыну и его девушке, как это бывало всегда (все всем самоотверженно оставляла), и уехала. Сперва ненадолго, потом задержалась до осени (никто ж ее нигде не ждал...). И все время даже летом Саша работала, писала. Денег не было, выручали грибы-ягоды и надежды на получение чего-то где-то когда-то. Перспективы были туманны. А были - сын, собака, съемная квартира, долги, усталость, головокружения и никакой поддержки ниоткуда... Умереть - не встать. Она и не встала. Упала и не встала. Совсем не пожилая женщина, отличный критик и добрый человек из нашего цеха - Александра Ильинична Лаврова.
Марина ДМИТРЕВСКАЯ,
“Петербургский театральный журнал”, 5 февраля 2014 года.
Фото из архива новосибирской газеты “Новая Сибирь”, в которой некогда Александра Ильинична работала обозревателем отдела культуры.

Дата создание новости 4-02-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1353     Номер: 21(12669)     Версия для печати

22 сентября 2023 г. №66(13719)


«    Сентябрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight2017@gmail.com с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.





 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.