$ - 94.3242
€ - 100.2787

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Мастер-класс

О тонких нитях между теорией и практикой


О тонких нитях между теорией и практикой

Зачем мне нужно это знать? Cогласитесь, многие из нас хотя бы раз задумывались над этим вопросом во время учебы в школе, пытаясь усвоить сложные математические функции или выучить наизусть длинный отрывок из произведения классика. Порой такие вопросы оказываются вполне резонными, и многим из нас углубленные знания пригождаются только тогда, когда в школу идут уже дети...

Создатели новых федеральных государственных образовательных стандартов все же постарались как-то приблизить содержание обучения к реальности. Большинство предметов теперь существуют не изолированно друг от друга и обычной жизни, а постепенно протягивают между собой связующие нити. По крайней мере, именно такое преподавание требуется ныне от учителей.
"Как же теперь выглядит процесс обучения?" - спросите вы. В качестве примера могу привести мастер-классы одних из лучших представителей городского педагогического сообщества - финалистов конкурса "Учитель года столицы Башкортостана-2014". Дать мастер-класс на свободную тему им нужно было в ходе предпоследнего испытания.
Так, учитель географии гимназии №47 Ирина Хисматуллина вместе с коллегами, выступавшими в роли учеников, представила на суд жюри модель урока, в котором органично переплелись сразу два предмета - география и экономика. За основу Ирина Галеевна взяла вполне реальную ситуацию: в городе планируется построить очередной торговый центр, в связи с чем возник ряд проблем - появилась необходимость вырубать деревья, чтобы освободить место под строительство здания, расширять дороги, которые помогут не создавать затруднений в передвижении покупателей; против выступают местные жители, которые новому ТРК предпочли бы детский сад, и так далее.
Итак, учитель раздала "ученикам" различные роли - мэр города, местный житель, предприниматель, представитель экологической организации... Их задача - привести аргументы в пользу своей точки зрения. Затем целесообразность каждого аргумента оценивается всеми участниками дискуссии. Это позволяет учесть все плюсы и минусы, после чего прийти к общему решению.
- Жизнь многогранна, и зачастую она заставляет нас делать выбор, для которого нужно учесть множество условий, - считает Ирина Хисматуллина. - С помощью такого урока мы можем научить детей взвешивать все "за" и "против" и, конечно, постараемся применить их знания по географии и экологии на практике. Такой метод мы называем методом полифонического обсуждения. Кстати, это не какая-то академическая формула, она легко применяется в обыденной жизни. Например, так мы решаем, что подарить мальчикам на 23 февраля или куда пойти в поход. Безусловно, в их взрослой жизни будет возникать много ситуаций, в которых пригодятся полученные навыки: выбор профессии или даже семейная жизнь.
...Другим примером поделилась представительница школы №113 - учитель русского языка Елена Самигуллина. В их образовательном учреждении наработана положительная практика по сохранению школьных традиций и возрождению школьного музея. Ее мастер-класс под названием "И никогда не оборвется веков связующая нить" своим зачином напомнил многим русскую народную сказку.
- Давным-давно, в 1939 году на окраине маленького железнодорожного поселка Дема в болотистой местности была построена новая школа, - начала Елена Евгеньевна свой рассказ. - Через два года началась Великая Отечественная война. Ребят перевели в неотапливаемое, неподготовленное помещение, где они проучились три года в три смены. А в здании школы был расположен эвакуированный цех московского военного завода. Спустя годы в знак уважения и любви к погибшим ученикам в школе был создан музей "Добрая память". В 90-е годы учебное заведение переехало в новое здание. Кто-то отдал распоряжение основные фонды школьного музея отправить в подвал, и тут разорвалась ниточка времен... Мы потеряли то, что копили предыдущие поколения. Спустя некоторое время, опомнившись, попытались кое-что спасти, но был утерян уникальный материал, восстановить который невозможно. И вот уже несколько лет мы стараемся возродить традиции, связать новое поколение с теми, кто когда-то был частью этой школы.
И сейчас 113-я уже может гордиться традициями, которые активно практикует ее педагогический состав, тем самым, помимо возрождения летописной памяти, прививая ученикам уважение к историческому наследию, умение выражать свои мысли, самостоятельно добывать знания. Самая устойчивая из традиций - каждый год в сентябре приводить первоклассников в школьный музей, а в мае - выпускников, чтобы познакомить с историей будущего второго дома одних и вызвать желание вернуться в качестве учителя в ставшие родными стены - у других. Десятиклассники же 113-й неизменно работают над проектом "Моя школа", где каждый учащийся выбирает для себя задание по силам: написать о родителях, если учились здесь же; представить рассказ о своем первом учителе или написать сочинение-рассуждение на тему "Когда уйдем со школьного двора".
Еще одно задание рассчитано на одиннадцатиклассников. Они также работают над долгосрочным проектом под названием "Моя семья в годы войны", где рассказывают о своих предках-ветеранах. Если же таковых не имеется, то пишут отзыв о прочитанной книге, в которой отражены военные события, а затем проходит его защита. При этом все материалы, которые ребята создают в рамках работы над проектами, хранятся в школьном музее.
- Внеурочная деятельность обладает рядом преимуществ: на этих занятиях может проявить себя самый скромный и самый неуспешный на обычных уроках ребенок, - считает Елена Евгеньевна. - Бесценно осознание учеником того, что он становится частью большой истории. Таким образом он тоже протягивает ниточку в будущее, и мы выпускаем из стен школы личность, способную размышлять, сотрудничать с товарищами, знающую и уважающую историю своей страны.
Словом, на этом этапе конкурса были представлены весьма любопытные приемы и наработки, которые заинтересуют многих педагогов. И особенно они заинтересуют тех, кто заботится о том, чтобы его ученики получали необходимые знания в привлекательном и доступном для них виде.
Татьяна ВАРИЦКАЯ.
НА СНИМКЕ: мастер-класс дает учитель школы № 113 Елена Самигуллина.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Дата создание новости 14-02-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 695     Номер: 29(12427)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.