$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Ольга РУСИНОВА: Пусть у каждого читателя «Вечерки» зацветает душа!


Ольга РУСИНОВА: Пусть у каждого читателя «Вечерки» зацветает душа!

Есть люди, после разговора с которыми кажется, что за спиной вырастают крылья, а весь окружающий мир расцветает новыми красками и становится добрее. Учитель начальных классов лицея № 5, победитель конкурса "Учитель года столицы Башкортостана-2013" Ольга Русинова - одна из них. Именно такое впечатление осталось у меня после беседы с ней. А в ходе нашего разговора мы постарались подвести итоги уходящего года и раскрыть некоторые стороны характера Ольги Вячеславовны, не известные доселе многим.
- Ольга Вячеславовна, предлагаю начать с вопроса, который традиционно задают педагогам: как Вы решили стать учителем?
- Можно сказать, что с профессией я определилась еще в детстве. Сколько себя помню, всегда любимой игрой была "школа". Я усаживала рядом братишек и сестренок, что-то рассказывала, объясняла им. Уже потом, когда училась в девятом, классный руководитель разглядела во мне потенциал и доверила роль ведущей на открытом мероприятии районного уровня. Члены комиссии, которые присутствовали на нем, заинтересовались мной, убедили всех, что в "этой девочке спит будущий учитель", и предложили поступать в Благовещенский педагогический колледж. Сейчас понимаю, что этот ссуз дал мне основную базу. Вот так детская мечта приблизилась к реальности благодаря поддержке родителей и усилиям классного руководителя, направившего энергию юной девочки в нужное русло. Ведь, согласитесь, в пятнадцать лет мало кто всерьез задумывается о профессии и тем более предпринимает что-то для реализации своих планов.
После окончания колледжа поступила в Бирскую государственную социально-педагогическую академию на специальность "Психология и педагогика". Затем долгое время работала в родной школе в Благовещенском районе. Помню, когда только пришла, мне сразу дали свой класс - третий. Сложно подобрать слова, чтобы описать, какой страх я испытывала тогда! Казалось, эти ребята - уже сформировавшиеся личности, и будет не просто найти с ними общий язык. Но все опасения оказались напрасными, в моем классе собрались чудные дети! В скором времени поняла, что теория и практика очень далеки друг от друга. Конечно, во время учебы ты получаешь хорошую базу, но в жизни бывают такие ситуации, о которых ни в колледжах, ни в институтах не говорят. Все секреты педагогического труда узнавала именно со своими "первенцами"... Потом судьба сложилась так, что пришлось переехать в Уфу. По объявлению об открытой вакансии я пришла в лицей № 5. Помню, с какой теплотой и участием встретила меня директор Альмира Идрисовна Зарипова. Никогда не забуду, как с радостной улыбкой на лице я бежала домой, узнав, что теперь буду работать в таком престижном лицее.
- Почему выбор пал именно на профессию учителя начальных классов, а не педагога-предметника в старшем звене?
- Мне почему-то всегда казалось, что с маленькими детьми работать значительно проще. Педагог получает в свое распоряжение чистое поле, куда закладывает зерно, которое в дальнейшем будет прорастать, и именно от наставника зависит, каким вырастет каждый малыш. Кроме того, когда я определялась с профилем работы, младший братишка был еще маленьким, и мне хотелось помочь маме в его воспитании. Уверена, что и сейчас ни на что не променяю возможность работать с крохами, видеть каждый день искреннюю любовь и ожидание чуда в их глазках. Пройдя вместе с ними путь, на котором малыши вырастают в полноценных школьников, я вижу результат своей работы, оцениваю имеющиеся недочеты. За счет этого растешь как профессионал. Остановившись же на каком-либо отдельном предмете, будешь обречен повторять одно и то же на протяжении многих лет. На мой взгляд, это скучно. А тут такая динамика! Мне ее всегда не хватает.
- Но ведь это и великая ответственность, получается, что Вы в большей степени, чем другие учителя, влияете на судьбу своих учеников...
- Конечно! Выбирая этот непростой путь, нужно быть готовым взять на себя такое обязательство. Профессия учителя требует не только любви к детям, но и смелости, преданности своему делу. Надо гореть, жить эмоциями воспитанников, отдавать себя и получать от этого удовольствие. В противном случае в школе делать нечего - будешь мучиться сам и мучить детей. Это все равно что врач, который, дав клятву Гиппократа, стал лечить пациента в полсилы.
- Думаю, Вы не будете отрицать, что одним из самых ярких событий в Вашей карьере стало участие и победа в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года столицы Башкортостана-2013". Лично Вы чего ждали от этого состязания?
- Когда директор вызвала меня к себе и сообщила, что из всего коллектива выбор пал именно на меня, я была в шоке! Это доверие коллег очень много значит для меня. Хотелось доказать в первую очередь самой себе, что я способна выступать не только перед своим классом, но и перед широкой публикой. И конечно, конкурс дает возможность для профессионального роста на примере коллег. Да, у нас существуют методические объединения для обмена опытом, но такие встречи проходят настолько несистематически... Здесь же за две-три недели интенсивной программы гарантировано посещение мастер-классов, классных часов, уроков. Знаете, во время подготовки и в процессе самого конкурса начинаешь очень хорошо понимать собственные недостатки в работе, которые нужно серьезно анализировать, чтобы устранить их.
- А Ваши ученики, как они восприняли испытание, которое предстояло их "второй маме"?
- Перед тем как уйти на конкурс, я сказала им, что оценивать будут не меня, а нас. Они очень вдохновились этим. Учителя, которые заменяли меня на уроках в эти дни, потом рассказывали, что дети, смотря на календарь, каждое утро вспоминали, какой сегодня этап, аплодировали, мысленно желали мне удачи, чуть ли не молились за своего наставника. Это придавало сил и уверенности в себе. Когда я вернулась в класс с победой, они восприняли ее как нашу общую - и именно потому, что чувствовали свою причастность к конкурсу. Даже сейчас, когда уже прошел почти год, ребята никогда не забывают об этом и стараются быть образцово-показательным классом.
- Вы уже почти год носите титул "Учитель года". Как изменилась жизнь педагога Русиновой за это время?
- Она стала гораздо более активной, причем не только в школе, но и за ее пределами. Сейчас, например, я вхожу в состав жюри районного этапа очередного конкурса "Учитель года". Признаюсь, испытываю совсем другие эмоции, нежели год назад. Видишь испуганные лица учителей, ставших на какое-то время учениками, и стараешься им помочь, поддержать, пусть даже морально, взглядом. Многие коллеги приходят за советом, просят дать открытый урок, проконсультировать по волнующему их вопросу. Естественно, это требует дополнительных затрат времени и сил, но опять же приятно, что с тобой советуются, на твое мнение ориентируются.
- Наши постоянные читатели помнят, что в качестве приза Вам как победителю вручили ключи от автомобиля... На работу теперь на нем добираетесь?
- Да, но за рулем пока ездит муж. Я еще не успела получить права - летом хотелось отдохнуть физически и морально. Но эта машина каждый день напоминает мне о непростом и увлекательном марафоне. Пообщавшись с коллегами из других городов и регионов, я поняла, что далеко не везде власть бывает настолько щедрой в выборе подарков для своих педагогов. Поэтому, пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить городскую и районную администрации, Управление и Министерство образования за оказанное внимание.
- Раз уж Вы заговорили о власти, то какие основные изменения в системе образования в стране в целом и в Уфе в частности в уходящем году можете отметить? И какие преобразования сами ощутили в процессе работы?
- Во-первых, большое внимание власти всех уровней уделяют увеличению зарплаты учителей. Это действительно так, это работает. Конечно, может быть, не в тех размерах, о которых каждый бы мечтал, но надбавка существенная. Многие изменения связаны с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Теперь наша работа стала намного интереснее, насыщеннее. Много усилий прилагается для формирования личности ребенка. Наша цель - не просто дать детям знания, а научить их учиться, сделать так, чтобы, выйдя за порог школы, они не растерялись, в любой жизненной ситуации смогли применить морально-нравственные модели, усвоенные ранее. Еще одна положительная мера - введение единой школьной формы. За полгода мы успели убедиться, что это очень дисциплинирует детей, меняет их отношение к коллективу. В нашей школе, как и во многих других, существует еще и эмблема. Был случай, когда ученик забыл нашить ее на пиджак, и каждый одноклассник посчитал своим долгом напомнить ему об этом. А одна девочка даже принесла на следующий день иголку с нитками. Словом, многие ребята очень ответственно относятся к этой новой обязанности.
- Ольга Вячеславовна, кажется, что в обществе сложился стереотип: учитель - это в каком-то смысле камерный человек, он зациклен на школе, уроках, детях... А какая Вы в жизни?
- Конечно, когда я только начинала свой педагогический путь, то отдавалась работе без остатка. Приходила домой и до двух-трех часов ночи готовилась к урокам, писала конспекты. Через это каждый проходит. Я так благодарна Всевышнему за то, что он дал мне супруга, который вместе со мной прошел весь этот путь. Он был рядом всегда, очень помогал и поддерживал. Сейчас, с появлением опыта стараюсь как можно больше времени уделять семье. Закончив уроки и вернувшись домой, стремлюсь не то чтобы забыть о работе, просто даю себе возможность отвлечься. Самое главное - помнить, что в школе ты - учитель, а дома должна быть женой, матерью. Я очень люблю вышивать, читать энциклопедическую и психологическую литературу, петь и танцевать. Когда есть возможность, мы с мужем путешествуем.
- Приближается Новый год, а у Вас в семье есть какие-нибудь традиции, связанные с этим праздником?
- Да, у нас есть железное правило - встречать Новый год с родителями. Удивительно, но всегда праздничная ночь оказывается веселой и не похожей на все предыдущие. Мы принимаем гостей, играем, поем и танцуем. Нам не нужны ни клубы, ни какие-либо другие развлечения за пределами дома. Папа у нас вообще выдающийся артист домашнего театра, с ним никогда не бывает скучно. Все это создает такую теплую, радостную атмосферу, что в какой-то миг начинаешь ощущать себя ребенком и возвращаешься в детство.
- И в заключение: что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Желаю всем быть более терпимыми, отзывчивыми и внимательными не только к себе, но и ко всем окружающим, даже к незнакомым людям. Пусть заветные желания и мечты сбываются. Самое главное - не забывать, что жизнь прекрасна и для счастья нужно немного. Достаточно того, что мы просто живем на этом свете. Надо ценить то, что у нас есть. Закончить хочу словами из рассказа Валентины Осеевой "Бабка": "Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает". Пусть у каждого читателя "Вечерки" зацветает душа!
Беседовала Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Александра ДАНИЛОВА.

Дата создание новости 13-12-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 407     Номер: 238(12386)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.