Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем
Сегодня практически весь мир живет в условиях свободного доступа к большому объему информации. Постепенно технологический прогресс накрывает своим крылом даже самые отдаленные уголки страны и мира. Школьнику теперь, чтобы узнать ответ на любой интересующий его вопрос, достаточно лишь вбить его в поисковую строку и выбрать из тысяч источников подходящий. В связи с этим возникает вопрос: какова же роль учителя в этой ситуации? Каким он должен быть, чтобы оставаться современным и нужным своим ученикам? Ответ, пожалуй, легко найти, проследив за процессом ежегодных городских конкурсов “Учитель года столицы Башкортостана” и “Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана”.
За шестнадцать лет своего существования “Учитель года столицы Башкортостана” прошел длинный путь эволюции. Первоначально перед организаторами стояла задача создать грамотную многоуровневую систему конкурсного отбора, привлечь к участию наибольшее число педагогов. Этого удалось добиться в течение первых лет. Сегодня конкурс стал по-настоящему массовым, он проходит от самой первой ступени - школы - до городского уровня. За все время существования в его историю вошли более двух тысяч лучших учителей Уфы. Ежегодно в состязании мастерства задействованы сто пятьдесят - двести человек. В нынешнем году в конкурсе принимал участие тридцать один педагог. Большинство из них - учителя русского языка и литературы. Самую немногочисленную группу составили педагоги по музыке, физкультуре и изобразительному искусству.
“Учитель года башкирского языка и литературы столицы-2013” младше своего “брата” на семь лет - в этом году он проходит девятый раз. За время существования через конкурсное состязание прошли девяносто два педагога. На сей раз в списке участников - пятнадцать уфимских учителей.
...Познакомились члены жюри с претендентами на звание лучшего педагога во время открытия состязания. А вот узнать друг друга поближе им удалось только на конкурсном испытании. Учителям башкирского языка и литературы необходимо было представить информацию о себе в виде визитной карточки, а перед педагогами-предметниками стояла задача посложнее - каждый из них презентовал свой методический проект. Если судить по темам исследований, можно сделать вывод, что основной упор в научной работе преподаватели сегодня делают на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, мотивацию их к обучению и развитие творческих способностей. Популярна среди педагогов стала организация проектной работы; был затронут и вопрос психологического комфорта на уроке.
Следующим этапом конкурса стало открытое учебное занятие. Как и в предыдущие годы, участникам предоставили право выбрать возраст будущей аудитории. Все остальное до определенного часа оставалось загадкой. Тема становилась известной лишь за день до проведения, а с ребятами, с которыми конкурсантам предстоит работать, участники встретились непосредственно перед занятием. Сами педагоги признаются, что при первом знакомстве наладить с учениками тесный контакт, который позволит успешно провести урок, - это самое сложное. Ведь приходя на занятие в знакомый класс, учитель уже имеет представление о подходе к каждому ребенку, а тут - полное неведение, и вдобавок оправданное волнение. Но, стоит признать, большинство “соискателей” с этим психологическим барьером успешно справились. В ход пошли самые разные психологические приемы: кто-то разряжал обстановку демонстрацией фрагмента фильма по теме, кто-то в самом начале заявлял о полной свободе действий на уроке, кто-то напрямую говорил: “Я пришел к вам с миром и готов выслушать мнение каждого из вас”. Да и сами школьники были настроены дружелюбно.
- Я видела в их глазах поддержку. Это очень помогло сосредоточиться и настроиться на рабочий лад, - поделилась по окончании занятия одна из участниц.
На поддержку от жюри конкурсанты тоже надеялись, ведь второй частью этого этапа был самоанализ. И здесь их ждала уже профессиональная аудитория. Участникам предстояло рассказать о целях и задачах урока, о новизне и проблемности интерпретации изучаемого произведения, приемах развития исследовательских навыков учащихся и многом другом.
На третьем этапе - классном часе - предмет разговора зависел от выбора учеников. За полчаса до начала им дали список тем, из которых они должны были определить ту, которую хотят обсудить с новым учителем. И тут было над чем подумать. “Зависит ли от нас улучшение окружающей среды?”, “Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?”, “Всегда ли правы взрослые?”, “Как можно понимать слова “красивая жизнь”?”, “Компьютер - враг, друг, помощник?”, “Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином?”, “Дисциплина - это послушание или активная работа?”, “Я не такой как все. Как мне добиться признания?”, “Что я хочу дать миру и что хочу от него взять?” - организаторы проявили максимум изобретательности, помноженной на знание ребячьей психологии. Одним из самых популярных стал вопрос взаимоотношений между детьми и взрослыми, причем не только у старшеклассников, когда чаще всего возникают разногласия отцов и детей, но и у школьников младшего звена. А оценивали участников по следующим критериям: умению видеть учащегося в коллективе, культуре речи, связи содержания занятия с жизнью, реализации поставленной цели и правильности формулирования выводов.
По итогам двух туров определились финалисты конкурсов: пять учителей русского языка и литературы, десять - башкирского языка и литературы, три - татарского языка и литературы, десять учителей других предметов. Каждому из них предстояло провести профессиональный мастер-класс и публичную лекцию. В роли учеников при этом выступала группа поддержки, в которую вошли коллеги участников. Главная задача, поставленная жюри, - поделиться наработанным опытом. На мастер-классе по эффективным способам формирования музыкальной культуры обучающихся публика оживилась. Участница предложила своей группе поддержки... станцевать и сыграть на этнических инструментах. Музыкальное сопровождение - песня Петра Налича “Свет и радость”.
Эта же композиция стала лейтмотивом для завершающего тура - “круглого стола”. В нем приняли участие восемь педагогов-предметников и девять учителей башкирского языка и литературы. На обсуждение вынесли статью доктора педагогических наук Андрея Остапенко “Клуб интернациональной дружбы или межэтнической толерантности? О путях и тупиках отечественного национального воспитания”, где говорится о разновекторном направлении национальной политики Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Также Андрей Остапенко рассуждает о том, что воспитание толерантности к другим этносам - это лишь “снижение чувствительности, ослабление реагирования, это “окамененное нечувствие”. Взамен политики толерантности он предлагает “путь воспитания патриотизма и интернационализма”. Участникам “круглого стола” нужно было за две-три минуты высказать свое мнение на данную тему, согласиться с автором или опровергнуть его точку зрения. После этого остальные конкурсанты имели право задать выступающему по одному вопросу. В итоге дискуссия разгорелась нешуточная. Даже жюри было не в силах оставаться в стороне, то и дело пытаясь поспорить с участниками или поддержать их.
На этом испытания для конкурсантов закончились, и главными действующими лицами оказались члены жюри. За несколько дней им предстояло выбрать участника, который бы соответствовал всем требованиям, предъявляемым к лучшему учителю города - он должен быть высококвалифицированным, с фундаментальной подготовкой, владеющим высокой психолого-педагогической культурой, умеющим работать в инновационном режиме. Кроме того учитель года - это непременно одаренная личность с разносторонними интересами, интеллигентный человек, способный стать лидером уфимского педагогического сообщества.
НА СНИМКАХ: участницы конкурса - учитель начальных классов лицея №5 Ольга Русинова (сверху) и учитель башкирского языка и литературы гимназии №64 Алиса Хамидуллина (снизу).
Лауреаты конкурсов “Учитель года столицы Башкортостана-2013”
и “Учитель года башкирского языка
и литературы-2013”
Лариса ВИЛЕСОВА, учитель географии средней школы №98 Орджоникидзевского района;
Алла ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель русского языка и литературы лицея “Содружество” Орджоникидзевского района;
Игорь МАШКОВ, учитель истории лицея № 94 Советского района;
Анна МИТРИЧЕНКО, учитель биологии Татарской гимназии № 84 Октябрьского района;
Елена МОРЕВА, учитель математики средней школы №114 Октябрьского района;
Оксана ШАРАФУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 115 Советского района;
Лейла НАЗАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея № 5 Кировского района;
Ольга РУСИНОВА, учитель начальных классов лицея №5 Кировского района;
Альфия УСАИНОВА, учитель татарского языка и литературы лицея № 94 Советского района;
Лилия КАРИМОВА, учитель татарского языка и литературы средней школы № 4 Ленинского района;
Алиса ХАМИДУЛЛИНА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 64 Орджоникидзевского района;
Асия ТЛЯВСИНА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 42 Октябрьского района;
Эльмира БИКТАШОВА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 157 Калининского района;
Фангиза НАФИКОВА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 3 Кировского района;
Фарида МИГРАНОВА, учитель башкирского языка и литературы Башкирской гимназии № 158 имени Мустая Карима Кировского района.
и “Учитель года башкирского языка
и литературы-2013”
Лариса ВИЛЕСОВА, учитель географии средней школы №98 Орджоникидзевского района;
Алла ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель русского языка и литературы лицея “Содружество” Орджоникидзевского района;
Игорь МАШКОВ, учитель истории лицея № 94 Советского района;
Анна МИТРИЧЕНКО, учитель биологии Татарской гимназии № 84 Октябрьского района;
Елена МОРЕВА, учитель математики средней школы №114 Октябрьского района;
Оксана ШАРАФУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 115 Советского района;
Лейла НАЗАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея № 5 Кировского района;
Ольга РУСИНОВА, учитель начальных классов лицея №5 Кировского района;
Альфия УСАИНОВА, учитель татарского языка и литературы лицея № 94 Советского района;
Лилия КАРИМОВА, учитель татарского языка и литературы средней школы № 4 Ленинского района;
Алиса ХАМИДУЛЛИНА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 64 Орджоникидзевского района;
Асия ТЛЯВСИНА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 42 Октябрьского района;
Эльмира БИКТАШОВА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 157 Калининского района;
Фангиза НАФИКОВА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 3 Кировского района;
Фарида МИГРАНОВА, учитель башкирского языка и литературы Башкирской гимназии № 158 имени Мустая Карима Кировского района.
2-03-2013 (0) Просмотров: 3 569 Номер: 41(12189) Версия для печати