К Дню российской науки
“Учебник должен стать накрытым шведским столом, а учитель - радушной хозяйкой”
Марк БАШМАКОВ:
В школах Башкортостана может появиться принципиально новая программа, значительно отличающаяся от тех, которые существуют сегодня. Речь идет о комплексе учебников и методических пособий “Математика для всех”, разработанном Инновационным институтом продуктивного обучения Российской академии образования. В числе его авторов - доктор физико-математических наук, профессор Марк БАШМАКОВ. Во время своего недавнего визита в Уфу Марк Иванович рассказал корреспонденту “Вечерней Уфы” об основных идеях комплекса и поделился своими взглядами на современное образование.
- Марк Иванович, расскажите, пожалуйста, о цели Вашего визита в Уфу. Насколько мне известно, Вы уже встречались с министром образования Республики Башкортостан Альфисом Гаязовым...
- Я приехал в Уфу, чтобы обсудить возможность внедрения в школы Башкортостана недавно разработанного нами комплекса учебников “Математика для всех”. Недавно он получил премию Правительства Российской Федерации в области образования за 2013 год и был включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В него входят учебники с первого по одиннадцатый класс, в том числе несколько вариантов для старшеклассников в зависимости от профиля, а также пособия для профтехучилищ. В общей сложности в составе комплекса - девятнадцать учебников и еще десятка два методических материалов для учителей.
- В чем новизна этой программы?
- Школьный учебник по сей день сохраняет ведущую позицию в образовательном процессе. От того, какая программа будет принята в отдельной школе, зависит способ и порядок подачи материала ученикам. Учитель в этой ситуации становится заложником с ограниченной свободой действия. Такую схему можно сравнить с приютским обедом, когда блюда подаются в предписанном порядке без особого выбора, а учитель выступает раздатчиком или официантом. Мы же выдвинули идею о том, что книга должна быть чем-то вроде накрытого шведского стола. Учитель в этом случае играет роль радушной хозяйки, которая организует основное движение от закуски к десерту, но одновременно может предложить различные варианты в выборе порядка блюд, их объема и калорийности, учитывая индивидуальные вкусы каждого “гостя”. Материалы, содержащиеся в нашем учебнике, имеют богатую межпредметную связь - на страницах книг есть упоминания о знаковых фигурах культуры, литературы и искусства. С его помощью учитель может организовать различные обучающие траектории как коллективные, так и индивидуальные.
- Подразумевает ли такая программа наличие профильных классов, которые столь плотно вошли сегодня в образовательную среду?
- Вообще, я считаю, что образование должно быть одинаковым для всех. Отсюда, собственно, и название нашей программы. А вся эта профилизация препятствует общему развитию. Есть простые примеры. Возьмем, допустим, сельскую школу. Как там обеспечить необходимое количество направлений? Отсюда вытекает, что ребенок оказывается перед ограниченным выбором. Кроме того, тяга ученика к определенному предмету может меняться даже в течение одного года. В случае же, когда учитель получает определенную свободу и ему не нужно будет заставлять каждого учить все “от и до” по определенному предмету, появляется возможность для индивидуализации обучения и учета потребностей и интересов каждого ребенка.
- Но ведь такой подход к преподаванию предмета потребует определенной подготовки и самих учителей, которые уже привыкли, по Вашей терминологии, быть лишь “официантами”?
- Безусловно, мы предполагаем, что для внедрения нашего комплекса в среднеобразовательные школы потребуется переподготовка учителей. Этот вопрос мы также обсуждали с Альфисом Суфияновичем и пришли к выводу, что необходимо будет рассмотреть возможность сотрудничества с Институтом развития образования Республики Башкортостан.
- В одном из своих интервью Вы сказали, что инновация должна быть отделена от традиционного обучения. Как Вам видится такой процесс преподавания?
- Прежде всего, я считаю неверным такой подход, когда объявляют какую-то инновацию и начинают ее внедрять повсеместно. Это бессмысленно. Школьное образование - одна из самых устойчивых и консервативных общественно-государственных систем, в чем и состоит его главное достоинство. Инновация и традиционное обучение, принципы которого складывались веками, должны идти как два параллельных поезда и работать на одну общую цель, а не противостоять друг другу. Если общество и учителя заинтересованы в каком-то новшестве, необходимо его запустить “параллельным составом” и брать из опыта этого нововведения самое необходимое, постепенно внедряя в уже существующую систему. Инновация должна себя показать во времени, необходимо сначала понять условия и необходимость ее применения. А ломать устоявшуюся систему лишь ради того, дабы просто внедрить что-то новое, нецелесообразно.
- Что Вы можете сказать о новой концепции математического образования, которая была принята в декабре минувшего года?
- Один из принципов новой концепции - разделение математического образования на три уровня. Первый - уровень математической грамотности; второй будет готовить к профессиональному применению математики, третий уровень - творческий. Как член комиссии, принимавшей эту концепцию, могу сказать, что в ней есть некоторые недоработки. Дело в том, что в составе комиссии было много математиков-теоретиков, которые несколько далеки от школьной жизни. На практике же становится очевидно, что непросто разделить учеников на три части, как колбасу в магазине. Образование - сложная система, и границы между уровнями успеваемости очень размытые. Кроме того, перспективы развития нужны всем, а мы таким образом загоняем школьников в рамки.
- Какова же тогда роль государства в управлении образованием, если оно столь далеко от практики? Может быть, есть смысл спустить все на общественный уровень?
- Нет, система образования все-таки должна быть в ведении государства. Однако за последние десять-двенадцать лет структура управления потеряла рычаги взаимодействия с обществом, она замкнулась на себе. А без этой связи невозможно продуктивное развитие. Сегодняшнее образовательное пространство нельзя сосредоточить только на школе. Тем более что современные федеральные государственные стандарты рассчитаны прежде всего на развитие ребенка. Если раньше во главу угла ставились конкретные знания, то сейчас акцент немного сместился на воспитание в школьнике способностей учиться, готовности самостоятельно добывать информацию и уметь ее преобразовывать. Поэтому теперь главная наша задача - взаимодействуя с обществом, насытить и обогатить образовательную среду для успешного развития школьников.
Беседовала Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
8-02-2014 (0) Просмотров: 1 797 Номер: 25(12423) Версия для печати