$ - 62.9776
€ - 70.6546

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

К вопросу о доследственных проверках

Как гражданин имею право

Дороги будут частично перекрыты

Гузель ЛЕОНОВА:

«Каждый учитель должен быть в каком-то смысле актером»


«Каждый учитель должен быть в каком-то смысле актером»

Строгие, собранные, с удивительным чувством самообладания - такими мы видим на сцене участников конкурса педагогического мастерства "Учитель года столицы Башкортостана". И, наверное, многим хочется узнать, что скрывается за этими образами, раскрыть для себя каждого участника как человека. Сегодня мы познакомим наших читателей с победителем нынешнего состязания - учителем русского языка и литературы лицея "Содружество" Гузель ЛЕОНОВОЙ.

- Гузель Ахмадиевна, предлагаю начать разговор с вопроса банального, на первый взгляд, но во многом определяющего дальнейшие жизненные принципы каждого педагога: как Вы решили стать учителем?

- Скажу честно, с малых лет о профессии учителя я не мечтала. У меня не было такого, как, знаете, у многих девочек: хочу стать учителем, и все тут! Хотя, когда я росла, профессии педагога и врача еще были социально значимыми. Я вообще не знала, кем я хочу стать. У меня была потайная мечта, но я достаточно трезво к себе относилась и понимала, что реализовать ее не смогу ...
- Я поняла: Вы хотели стать актрисой...
- Да, я многое знала о кино и работе режиссера, заучивала наизусть отрывки из литературных произведений, но почему-то так и не решилась поступить на актерское отделение. Когда училась в одиннадцатом классе, мы переехали в Уфу. И я заканчивала учебу уже в школе №50, которая тогда тесно сотрудничала с кинотеатром "Искра". Нас часто приглашали на киносеансы или проводили показы с обсуждением в школьном актовом зале. И вот однажды, во время разбора популярного тогда фильма "Вам и не снилось", я, видимо, сказала что-то очень "умное" и эмоциональное. После этого ко мне подошла классный руководитель и посоветовала поступать на филологический факультет. Кстати, тогда в Ленинградском государственном университете появилась новая специальность "Космическая биология", которой я грезила не меньше, чем профессией актрисы. Но мама практически за руку привела меня на филфак, сама занесла мои документы в приемную комиссию. Однако во время вступительных экзаменов у меня появился какой-то азарт, внутренний вызов что ли: "Неужели я не поступлю? Я должна поступить!" Потом, когда декан вызывал к себе новых студентов, он предложил мне выбор: пойти на дневное отделение филологического факультета либо на вечернее факультета иностранных языков. При этом пообещал, что после первой сессии будет возможность перевестись на дневное. Но я тогда испугалась: вдруг не переведут? Синицу в руках предпочла журавлю в небе, о чем иногда жалею.
- То, что учительская стезя была не совсем Вашим желанием, не повлияло на успеваемость в университете?
- Нет, я очень любила учиться. Только в первую сессию у меня была одна "четверка", и все же она не помешала получать повышенную стипендию - сорок шесть рублей, как сейчас помню. Потом все пять лет я была отличницей, всегда сдавала экзамены в первой пятерке, обожала ходить на практические занятия. От мамы мне передалось такое качество, как требовательность к себе. Если за что-то берусь, то стараюсь делать все на высшем уровне.
- Значит, понимание того, что выбор профессии был сделан верно, пришло во время учебы?
- Скорее позже, когда начала работать. После окончания университета я по распределению попала в уфимскую школу №77, которая тогда располагалась на окраине города, в окружении частного сектора. Она была такая маленькая, полусельская... Но мне достались очень хорошие дети! До сих пор в памяти храню их глазки, хитро смотрящие на меня. Я довела их до одиннадцатого класса, и за это время мы с ними стали одной семьей. Помню, зимой (а они учились во вторую смену) их встречали родители, и мы вместе шли домой - вокруг все в снегу, мы валяемся в сугробах, веселимся... Все напоминало атмосферу из гоголевской повести "Ночь перед Рождеством". Это были непередаваемые ощущения какого-то романтического волшебства. И вот тогда я поняла, что работа с детьми - мое призвание! Именно в этой небольшой, уютной школе я узнала все прелести профессии. Во многом этому способствовала старшая коллега - учитель русского языка и литературы Тамара Александровна Князева. Благодаря ей я оценила высоту планки духовности, такта, интеллигентности, этики и культуры общения с детьми.
- С каких пор Ваша жизнь связана с лицеем "Содружество"?
- С 2008 года. В одно время я почти каждый год участвовала с докладом в работе выставки "Образование. Наука. Карьера". После одного из таких выступлений ко мне подошла заместитель директора по научно-методической работе данной школы (кстати, это и была та учительница, которая некогда посоветовала идти на филфак) и пригласила в "Содружество". Тогда я работала тоже в очень хорошей школе, вела одиннадцатый класс, поэтому не могла его бросить, должна была выпустить. Пришлось целый год трудиться в двух образовательных учреждениях сразу. Мне нравится, что здесь творческая атмосфера: мы устраиваем капустники, учительские спектакли, праздничные вечера. Это очень здорово, когда есть единомышленники, которые всегда поддержат, которые будут искренне радоваться твоим победам. Еще я ценю то, что здесь дети нацелены на учебу.
- Вы заговорили о творчестве, значит, все-таки детские мечты о сцене или большом экране до сих пор дают о себе знать?
- У учителя литературы обязательно должны присутствовать актерские способности, потому что литература - это такой предмет, который воздействует на душу в первую очередь. Мы воспитываем в детях эмоции, умение общаться, говорить; и я вижу, что многие дети, слушая мою речь, по-другому начинают читать стихи, даже разговаривают с друг с другом иначе. Иногда ловлю себя на мысли, что сейчас реализуется детская мечта, и порой даже думаю: эх, сняться бы в каком-нибудь кино...
- У вас за спиной не один конкурс "Учитель года столицы Башкортостана". Как вы считаете, поспособствовал ли имеющийся опыт победе в нынешнем или же каждое новое испытание Вы проходили как в первый раз?
- Конечно, на сей раз уже была некоторая уверенность, но это нисколько не говорит о том, что я не переживала. Были и бессонные ночи, и мандраж, но это нормально. Конкурсу я благодарна за то, что узнала много нового, у меня появились новые мысли, новые идеи, которые еще нужно изучить, обдумать, дабы что-то для себя взять.
Каждый этап был по-своему сложен и интересен. Когда я за сутки до открытого урока узнала тему занятия, у меня сначала возникло некое замешательство, потому что тема была очень традиционна. А потом как-то само собой пришло интересное решение. Но больше всего я удивилась, когда дети в конце занятия, оценивая его и подводя итоги изученного, вдруг стали говорить все то, что я хотела от них услышать в идеале. Тогда у меня была эйфория, а еще осознание того, что я все правильно выстроила.
Было волнение и перед мастер-классом, но тут причина другая - ограниченное время. У меня есть опыт проведения обучающих семинаров, которые длились по два с половиной - три часа, а здесь каждому участнику выделялось всего двадцать минут. Приходилось себя держать, чтобы не уйти далеко от темы.
В беседе с родителями проблема заключалась в том, что мы не знали людей, с которыми встретились. Вообще, этот формат кажется мне несколько спорным. За пятнадцать минут, конечно, можно чисто формально проговорить все, что нужно, но это не тот разговор, который происходит обычно между классным руководителем и родителями. В реальной жизни он совершенно иной. Не знаю, как к этому отнесутся коллеги, но я с родителями моих учеников дружу, ведь нам с ними делить нечего. Мы должны не тянуть ребенка в разные стороны и не ставить на противоположные берега школу и семью, а быть вместе. В конце концов, мы - учителя - тоже многое от них узнаем. Но на конкурсе родители поняли, что от них требуется, вышли на разговор, поддержали меня, и все получилось хорошо.
- Сейчас много говорят об инновациях, о внедрении компьютерных технологий... Лично Вы как к этому относитесь?
- Положительно, это огромное подспорье в работе. Компьютер дает учителю невероятные возможности. Для меня эти возможности очень важны.
Но все должно быть разумно и целесообразно. У нас в России есть характерная черта - мы бросаемся из крайности в крайность, а нужно найти золотую середину. Нормы СанПиНа не позволяют использовать компьютер больше двадцати минут. К сожалению, сейчас наблюдается повальное увлечение интерактивными досками, но всегда ли они "срабатывают"? В начальных классах, я согласна, это замечательно. В среднем же звене, как правило, в работе с электронной доской задействован только ограниченный круг участников. Это учитель, ребенок, который стоит у доски, и сидящие на первых партах, - да, а остальные всегда ли в работе? Если ты используешь что-то, то должен четко знать, как это работает на результат, насколько это оправдано на определенном этапе урока. Мы и так сегодня уже добились, что дети живут гаджетами, они не умеют говорить, общаться, мало читают... Кроме того, скорость подачи материала в среднем и старшем звене очень возрастает, произошла малейшая заминка - что-то "зависло", не включилось - и все, ты можешь "потерять" ребят. Вернуть их обратно будет сложно. На уроке литературы главное оружие учителя все же слово, хотя мы готовим с детьми и проекты, и презентации...
- И в заключение беседы расскажите, пожалуйста, какая Вы за пределами школы, чем увлекаетесь?
- Разная. Бываю усталая, бываю замученная, бываю отрешенная от всего, а могу и петь целый день, шутить без умолку... Часто сама себе поражаюсь, вроде такая говорливая, а иногда надуюсь как мышь на крупу, и молчу. В списке увлечений - театр, литература, книги, прогулки. В последнее время мечтаю вырастить деревце бонсай, собираюсь продолжить изучение итальянского языка - когда-то начинала, но потом остановилась. Меня привлекают и этот язык, и культура в целом. Может быть, она близка мне по темпераменту - я тоже очень эмоциональна, активно жестикулирую на уроке. В общем, интересуюсь многим, я вообще увлекающийся человек. Самое главное - любить эту жизнь. Мне пришлось пройти через серьезные испытания, после чего я поняла, что жизнь очень хрупкая, короткая, и нельзя ничего откладывать на потом: делай здесь и сейчас, говори человеку здесь и сейчас, попроси прощения здесь и сейчас... Я всегда детям говорю: "Ребятки, жизнь прекрасна и удивительна, несмотря ни на что!" Мы даже на уроке, составляя предложения, никогда не используем негативный смысл, потому что каждым своим словом, действием мы должны увеличивать количество добра в этом мире!
Беседовала Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Дата создание новости 28-03-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1845     Номер: 58(12456)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.