$ - 69.0151
€ - 77.3245

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Юбилейное

Ведь отдавая, получаешь много больше...


 Ведь отдавая,  получаешь много больше...

В субботу, 9 ноября, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Леонора КУВАТОВА отмечает особый день рождения.

Леонора Сафыевна не любит юбилеи. И вообще - шумиху и суету вокруг себя, своего имени. Присутствовать на таких торжествах, выслушивать дифирамбы - для нее мучительно, и она старается избежать этого. Но не всегда удается. Мы все равно говорим о ней, пишем, отмечаем ее заслуги. Потому что...
Нет, ну как не писать о Леоноре Куватовой, балерине, четверть века украшавшей сцену Башкирского государственного театра оперы и балета?! Это светлые, романтичные страницы истории нашего искусства. Увидев однажды Леонору Куватову на сцене, зрители старались попасть на спектакли, в которых танцует именно она. В жизни скромная, даже застенчивая, Леонора Сафыевна преображалась, раскрываясь в танце, словно утренний цветок. Выпускница Вагановского училища блестяще владела классической техникой, которую наполняла воздушностью, поэтичностью, одухотворенностью. Первая партия - Айсылу в балете Наримана Сабитова “Люблю тебя, жизнь”. А потом ведущие партии в произведениях русской, зарубежной и национальной классики: Одетта-Одиллия, Аврора, Мария, Золушка, Сольвейг, Жизель, Сильфида, Китри, Зайтунгуль... Танцуя в любом стиле, Куватова покоряла зал легкостью, изяществом, приподнято-романтическим отношением к своим героиням.
Одна из любимых ролей и одна из вершин творчества балерины - Жизель. Нежность, доверчивость, радость первой любви сменяется трагическим прозрением, недоумением, невозможностью до конца осознать обман и крушение надежд. Сумасшествие бедной девочки настолько совершенно было передано, прожито, сыграно нашей героиней, что зал замирал, сопереживая чувствам несчастной девушки. Сохранилось много фотографий, которые, словно кинокадры, запечатлели эту сцену. Сама Леонора Сафыевна с гордостью говорит: “Если мне что-то и удалось, так это Жизель”. Действительно, она была неподражаема. В так называемом белом акте балерина совместила, казалось бы, несовместимое - неземную легкость призрака и живое человеческое чувство.
Много интересных образов создано в сотворчестве с Радиком Зариповым, Юлаем Ушановым. В “Лебедином озере” и “Сильфиде” красивый дуэт с ней составил юный Роман Рыкин. Но любимым партнером был Шамиль Терегулов. На много лет их объединил и творческий союз, и жизненный. Вместе танцевали в “Лебедином озере”, “Шурале”, “Легенде о курае”, “Золушке”... “Пропели” они и свою “Журавлиную песнь”.
Леонора Куватова объездила, без преувеличения сказать, весь земной шар. Если перечислять места, где она побывала, нужно назвать все части света и десятка полтора стран и государств. Многочисленные гастроли, турне вместе с первыми танцовщиками Советского Союза и России. Причем башкирская балерина выступала на равных с признанными звездами. Концертный репертуар Куватовой украшали номера в постановке гениального Касьяна Голейзовского: “Мазурка” Скрябина, “Вальс” Штрауса, “Арлекинада” Дриго.
Вот уже почти два десятилетия огромный сценический опыт, накопленный в театре и во время многочисленных турне, гастролей и преподавания по всему миру, передает она многочисленным ученикам. Не случайно в 2011 году журнал “Балет” удостоил Леонору Куватову приза “Душа танца” в номинации “Мэтр танца”.
Последние пять лет стали большим испытанием для Леоноры Сафыевны. Внезапно ушел из жизни супруг и единомышленник Шамиль Терегулов... Как наследство - должность художественного руководителя балетной труппы театра. Да еще совместить это с работой художественного руководителя Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Ежегодные Нуреевские фестивали, которые необходимо превратить в праздники для любителей балетного искусства, то есть обеспечить приезд в Уфу ярких звезд российской и мировой сцены. Работа с Юрием Николаевичем Григоровичем, и в результате две блистательные премьеры - “Корсар” и “Спартак”. Нужна огромная сила воли, духа, чтобы жить в таком режиме, где все упирается в труд, труд и еще раз труд. И где непреложно правило: любить - это прежде всего отдавать. Возможно, и потому, что, отдавая - получаешь много больше...

Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: это было недавно (конец 70-х); в “Мазурке” Скрябина-Голейзовского.

Дата создание новости 8-11-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 1667     Номер: 214(12362)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.