Имена
«Фирдаус потрясает зал»
- так нередко назывались статьи о спектаклях, в которых участвовала народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, балерина Фирдаус Нафикова. И не важно, где шел спектакль - в родном театре, в провинциальном российском городе, на гастроли в который отправилась труппа, или на сцене Кремлевского Дворца съездов... Это мог быть и не спектакль вовсе, а концертный номер, например, башкирский танец, который она исполняла с особым вкусом, блеском и проникновением, да еще сопровождая собственным великолепным пением. Ее артистизм, темперамент, обаяние покоряли всех и всюду.
...Что ж, 20 марта Фирдаус Нафикова могла бы отпраздновать свое 75-летие, но в январе нынешнего года исполнилось ровно 5 лет с того момента, как она ушла из жизни. Судьба и талант сделали ее прима-балериной Башкирского государственного театра оперы и балета. Танец Фирдаус и ее яркая личность незабываемы, она долго будет жить в памяти поклонников искусства Терпсихоры и всех, кто знал ее, а в истории культуры нашей республики ее страница и доныне остается одной из самых выразительных.
...Выпускница Ленинградского хореографического училища, Фирдаус Нафикова пришла в Башкирский государственный театр оперы и балета в 1956 году и вскоре заняла место рядом с такими яркими танцовщиками, как Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Гузель Сулейманова, Майя Тагирова...
Впервые я увидела ее в балете Бориса Асафьева "Бахчисарайский фонтан". Зарема Нафиковой - это явление, событие. Молодость, красота, безудержный темперамент, техника танца - именно ленинградская школа, богатая актерская палитра. Все гармонично, экспрессивно, художественно целостно и сильно...
Вскоре мы стали соседями. Вместе встречали новый 1967 год, и я познакомилась у нее с Майей Тагировой, Ильдусом Хабировым. Тогда я впервые услышала историю Рудольфа Нуреева. Говорили вполголоса, ведь имя его было "под запретом".
А что это значит, Фирдаус знала не понаслышке. С раннего детства ей пришлось хлебнуть лиха. Отец, работник НКВД, был репрессирован, умер в ссылке от туберкулеза. Горе и лишения сгубили и мать. Осталось пятеро детей, всех разбросало - кого куда. Самые младшие, Зифа и Фирдаус, оказались в детдоме с клеймом "дети врага народа". Отца реабилитировали в 1956-м, когда Нафикова уже окончила хореографическое училище.
В театре Фирдаус Нафикова начинала с небольших сольных выходов. Ее пестовали Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин. Зарема стала первой ведущей партией молодой балерины. А вскоре она уже танцевала в "Лебедином озере". Ее индивидуальность разрушала привычные стереотипы; образы, создаваемые Фирдаус в классических балетах, не были похожи на традиционных героинь. Одетту она делала не беспомощной и аморфной, а смелой и решительной. В партии Одиллии устраивала себе настоящий праздник, давала волю своей страстной натуре, сама задавала бешеный ритм прыжков и вращений и была столь обольстительна, что никого, кажется, не удивляло то, почему Зигфрид забывает клятву, данную Одетте...
Но если говорить о "визитной карточке" балерины, то это, безусловно, ее работа в балете "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина. Уфимцы увидели его в 1974 году. Постановка стала своеобразным семейным "подрядом" носителей великой фамилии: балетмейстер - Александр Плисецкий, перенесший на уфимскую сцену причудливую хореографию Альберто Алонсо, художник - Борис Мессерер. Роль Хозе в шести уфимских спектаклях исполнил Азарий Плисецкий. Он первым станцевал эту партию, сотрудничая с Национальным балетом Кубы, - с самой Алисией Алонсо. Но наша Кармен его пленила, он с благодарностью говорил в интервью о Нафиковой как великолепной партнерше и замечательной артистке. В роли Кармен во всем блеске проявилось незаурядное дарование Фирдаус. Она потрясала публику взрывным темпераментом, драматической глубиной образа, изумительно передавала своеобразие пластики.
Испанская тема так увлекла труппу, что в следующем году на одном дыхании был поставлен балет "Испанские миниатюры", где Фирдаус Нафикова была также великолепна. Именно тогда к ее званию - народная артистка РСФСР - прибавилось почетное: лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
Фирдаус с упоением танцевала Китри в "Дон Кихоте". И именно в этой партии триумфально выступила в спектакле Большого театра на сцене Кремлевского Дворца съездов, ее партнером стал известный танцовщик Леонид Козлов. Помню возбуждение Нафиковой по возвращении из Москвы, восторженные рассказы о выступлении на знаменитых подмостках, о страшном волнении и счастливом успехе, о встрече с Майей Плисецкой. Майя Михайловна провела с ней репетицию "Кармен-сюиты" и, одобрив то, что делала Карменсита из Уфы, подсказала новые нюансы в хореографии и штрихи для образа необыкновенной испанской цыганки...
Балерине всегда было интересно раскрыть перед зрителем человеческую натуру во всем ее многообразии и богатстве. Такие возможности давали Фирдаус роли в национальных балетах. Галима ("Черноликие"), Зайтунгуль ("Журавлиная песнь"), Танкабике ("В ночь лунного затмения") - в этих партиях от нежного, глубокого лиризма Нафикова поднималась до высот подлинного трагизма, в пластике тонко и органично передавала своеобразие сплава классической и национальной хореографии..
Танцем Фирдаус Нафиковой восторгались любители балета Венгрии, Чехословакии, Гвинеи, Ганы, Индии, Японии... В 1959 году она стала лауреатом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене.
Фирдаус Мухаметвалеевна очень любила балет "Голубой Дунай" - композицию из блистательных мелодий Иоганна Штрауса. Она исполняла обе главные женские партии. В один вечер это была ослепительно прекрасная Франциска, в другой - нежная, верная Анель. Балерина с упоением отдавалась танцевальной стихии, сама получала огромное наслаждение и делала счастливыми всех, кто видел ее. Неудивительно, что именно этот спектакль труппа Башкирского государственного театра оперы и балета решила посвятить юбилею балерины.
В следующую среду, 20 марта, в спектакле "Голубой Дунай" на музыку Иоганна Штрауса (хореография и постановка Шамиля Терегулова) танцуют те, кто составляет славу современного балета Башкортостана: Елена Фомина (Анель), Гульсина Мавлюкасова (Франциска), Олег Шайбаков (Франц), замечательные солисты и артисты кордебалета.
За дирижерским пультом - Марат Ахмет-Зарипов.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Фирдаус Нафикова; а это она в балете "Кармен-сюита" с Альбертом Валеевым.
НА СНИМКАХ: Фирдаус Нафикова; а это она в балете "Кармен-сюита" с Альбертом Валеевым.
12-03-2013 (0) Просмотров: 4 017 Номер: 47(12195) Версия для печати