$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

К Дню защитника Отечества

Век живи - век люби

мир, людей, свою родную землю


Век живи - век люби


Давно это было. У Сафаргали родился Хисамутдин. У Хисамутдина - Хамидулла. У Хамидуллы появился Газизулла. Газизулла стал отцом Кашфуллы...
У Кашфуллы и жены его Магфуры народилось четверо детей: Аниса, Фриль, Роза и Асхат. Анисы нет уже. Подполковник запаса Фриль живет в Чите, Роза - в Туркменистане, а Асхат, так же, как и сам Кашфулла, - там, где родился, в деревне Кир-Тлявли Шаранского района нашей республики.


Человек из прежнего времени

Мы сидим с юбиляром и его сыном Асхатом в просторной избе на окраине деревни и записываем былое. Кашфулле Газизуллиновичу есть что вспомнить: за его плечами уже больше сотни лет, ибо родился он 1 января 1914 года.
Час назад, когда я подошел к нему, отдыхавшему на диване в тюбетейке и мягких валенках, и представился, сухопарый Кашфулла-агай бодро, по-молодому, не кряхтя и не хватаясь за спину, как многие мои не достигшие и шестидесяти лет сверстники, поднялся, объял руку по-мусульмански, двумя ладонями. И тут же, строго блеснув ясными глазами, попросил предъявить документы. Сразу видно человека из прежнего времени! Сталинское воспитание - оно на всю жизнь.
У Кашфуллы Газизуллиновича зрение для столетнего мужчины - приличное, но есть проблемы со слухом. Общение наше потому несколько затруднено, но когда вопрос доходит-таки до адресата, ответ получается четким и ясным. Помогали нам общаться Асхат-абый и супруга его Рузалия, и вот какую мы восстановили картину...

В серой шинели рядового


В 1936 году Кашфулла был призван в армию. Попал на первую свою войну (тогдашнюю “горячую точку”) - на озеро Хасан, где Советский Союз сражался с японской Квантунской армией. Отслужил, и тут же опять беда - финская. В том “конфликте” Хамидуллин был ранен, 22 февраля 1940 года получил осколочное, и один кусочек металла до сих пор сидит в его ноге. Два месяца лечил раны в Ленинградском военном госпитале.
Он уже тогда заимел привычку время от времени фиксировать текущие события: температуру воздуха, деревенские новости - кто умер, кто родился, как кого назвали и почем колхозный трудодень, дебет, кредит. Должность-то до армии занимал ответственную, состоял счетоводом в колхозе имени Калинина Базгиевского сельсовета Бакалинского района (потом перевели в Шаранский), позже стал бухгалтером.
Только вернулся домой и освоился “на гражданке”, как началась Великая Отечественная. Короче, 1 сентября 1941 года Кашфуллу призвали, и через три недели он уже был под городком Бологое - том самом, что где-то между Ленинградом и Москвой, в составе 529-го пехотного полка. Пули Кашфуллу находили, жалили, но жалели - насовсем не убивали.
Лечили нашего героя сначала в Казани, потом в Пензе. Подучили в военном лагере и отправили вслед за продвигавшимся на Запад фронтом. Оказался он в Курской области и держал там оборону с января 1942 года до июля. А потом фашисты прорвали фронт, и часть, в которой служил Хамидуллин, оказалась в окружении. Разброд, сумятица, паника. Кашфулла и трое его товарищей решили самостоятельно прорваться к своим, но угодили в лапы эсэсовцев. Он и эту дату хорошо запомнил - 26 июня.
Увезли его, как и тысячи таких же бедолаг, в порт Николаев. Потом на пароме в Румынию. Там рядовой Хамидуллин добывал в шахтах слюду для Третьего рейха. Потом нашему земляку и нескольким десяткам заключенных повезло: в концлагерь приехал богатый румын, набрал пленных покрепче - для работы на своем заводишке, производящем примитивные брички. По тысяче бричек в день производили. И в каждой - два колеса. Колеса Кашфулла и делал.
Продолжалась эта работа на румынского буржуя до прихода наших войск. Буржуй смылся куда-то - наверное, в Германию, - а Кашфуллу и его товарищей энкавэдэшники профильтровали, подлечили, переодели и отправили на фронт, ту же Румынию от фашистов освобождать.
Кашфулла-агай медали свои не сохранил. Давал детям и внукам поиграть, а те растеряли... Но документы у него в полном порядке. Вот, например, красноармейская книжка. Получил он ее уже ближе к концу войны. Значится в ней, что бойцу Хамидуллину выданы пилотка, гимнастерка, галифе, нательное белье, шаровары сатиновые, ботинки и обмотки. Не сапоги! Кирзачей хватало не на всех.
Участвовал Хамидуллин в составе 7-й батареи 130-го артиллерийского полка 3-й дивизии в Яссо-Кишиневской операции, сбросил фашистов с берегов Днестра и пошел дальше на Запад. Награжден медалями за освобождение нескольких европейских городов, за уничтожение немецкого танкового батальона, а также за победу над Германией. Орден Отечественной войны II степени заслужил. Юбилейных медалей - множество. День Победы встретил в Венгрии, на маленькой железнодорожной станции.
Домой победителя отправили 2 июня 1945 года. Добавлю: 19 августа эшелон добрался до Каменец-Подольска, и только 27 октября обнял Кашфулла супругу свою и дочь, которую он до того и не видел - родилась после его мобилизации. Пять месяцев до дома добирался.

“Секретов у меня нет...”


Всю эту вереницу дат Кашфулла Хамидуллин помнит, как хороший школьник таблицу умножения. Потому, наверное, что всю жизнь, когда не воевал, работал учетчиком, счетоводом, бухгалтером. Стремление все фиксировать привело Кашфуллу-агая к тому, что завел он календарь-ежедневник - по-татарски “Кенделек”, в котором фиксировал всякие жизненные подробности. Первая запись относится к январю 1967 года: “Сдал годовой отчет (для бухгалтера - событие. - Ф.Ш.). На улице сильный ветер”. Листаем поистрепавшиеся от времени страницы “первого тома” (календарей, заполненных бисерным почерком, несколько). “4 мая 1967 года. +25... 6 мая +29-30... Взошли в огороде первые ростки. Земля прогрелась, скоро сажать картошку... Был в Уфе в больнице...”
Конечно, не мог я не поинтересоваться погодой в легендарную новогоднюю ночь, побившую все рекорды. У Хамидуллина записано (градусник во дворе): “30 декабря 1978 года. В Москве минус 45 градусов днем. У нас минус 56”. “1 января 1979 года у нас минус 51”. 2 января, однако, потеплело: всего-то минус 47 ночью, днем минус 38. Зафиксировал Кашфулла-агай и недавние наши уральские морозы. Записано у него, что 31 декабря 2013 года в Кир-Тлявли было минус 44 градуса. Лютые морозы раньше были чаще. Например, когда Кашфулла отправился на войну с финнами, было 56 градусов ниже ноля (1 января 1940 года).
На стене его избы установлена табличка, на которой значится, что в этом доме живет ветеран Великой Отечественной войны. Раньше в деревне таких табличек было несколько, теперь осталась одна. Да и во всем Шаранском районе ветеранов можно пересчитать по пальцам одной руки. Хамидуллину повезло - дожил даже до правнуков (с удовольствием фиксирую: у него десять внуков и одиннадцать правнуков). На вопрос о секрете долголетия Кашфулла Газизуллинович ответить затрудняется. Говорит, что никаких особых диет никогда не соблюдал, ел то, что и все, хотя обжорой не был. В хорошей физической форме держала крестьянская каждодневная работа. Сено заготавливать по лесным неудобьям он перестал, только когда ему стукнуло девяносто.
А вот бухгалтерское дело здоровья отнюдь не прибавляло. Асхат вспоминает, что в колхозной конторе дым всегда стоял коромыслом. Причем курили колхозные специалисты жесточайший самосад, и выпить были не дураки - самогоноварение здесь всегда было делом обычным.
“Завязал” Кашфулла и с питьем, и с куревом одним махом, когда в 1987 году умерла его супруга Магфура, с которой он счастливо прожил сорок восемь лет. Некоторые, наоборот, в таких случаях “с катушек слетают”, а тут вот такая неожиданная реакция на стресс.
На пенсию Хамидуллин вышел в 1974 году. Когда распался Союз и быть верующим стало незазорно, деревенские старики назначили его, как старшего по возрасту и благопристойного в быту, муллой. При нем появилась в Кир-Тлявли мечеть.
А память, удивительную для столетнего возраста, Кашфулла-агай сохранил, вероятно, благодаря профессии. Бухгалтерское дело - это вам не шухры-мухры. Особенно при Сталине, когда за здорово живешь можно было угодить на лесоповал.
Наверное, хорошо поддерживает ясность его мыслей и любовь к разгадыванию кроссвордов. Асхат Кашфуллович говорит, что газеты отец сначала все прочитывает сам, и только потом, с уже “расколотыми” кроссвордами, передает сыну. А газет Хамидуллины выписывают три. Время от времени вместе с прессой почтальон приносит в дом поздравительные письма от Администрации Шаранского района. Иногда даже ценные подарки. Словом, в районе ветеранов чтят.

Последыш


Тюпщек - по-татарски - младший ребенок. По-русски “последыш” звучит с пренебрежительным оттенком, а по-татарски - с любовью и юмором. Считается, что это дитя, любимое родителями более других, баловень. По мусульманским обычаям именно он должен ухаживать за престарелыми родителями. Обычаи Асхат Кашфуллович чтит.
Асхат и его супруга Рузалия тридцать семь лет живут душа в душу. Ни разу даже не ругались. У них четверо детей. Выросли, разъехались - кто в Кандрах теперь, кто в Октябрьском. Было время, Хамидуллины имели пять дойных коров. А у каждой еще был и теленок. Плюс три бычка, пять овец. Кур - без счета...
Старый, довоенной постройки дом раскатали уже давно, с 1986 года живут в просторной избе. В саду - яблони, смородина, овощи. Было и несколько ульев, да пчелы разлетелись. Картошки в последние годы стали сажать меньше, потому что замучились собирать колорадского жука. Да и сорняков стало больше. Возраст дает о себе знать. Не сто, конечно лет, но все же...
Все это немалое хозяйство всегда было под строгим приглядом Кашфуллы-агая. Дед не потерял чувства юмора и не уважает лентяев. По дороге в Кир-Тлявли я купил в Кушнаренково новые батарейки для фотоаппарата-”мыльницы”. Четырех батареек почему-то хватило только на один кадр. Видя, что я замешкался, Кашфулла не преминул подколоть заезжего корреспондента: “Что же это ты в лес пришел без топора?” Пришлось мне к коллегам из местной газеты за помощью обратиться...
Со слухом у бывшего артиллериста плоховато, но глаз по-прежнему острый. И теперь он скрупулезно ведет учет, подсчитывал дебет и кредит, фиксирует, сколько и чего выросло, какие цены на рынке. В том числе и на мировом.
С наступающим Днем защитника Отечества Вас, Кашфулла-агай, крепкого здоровья Вам и Вашим близким!
Фларит ШАКИРОВ.
Фото Ильшата СУНАГАТУЛЛИНА,
“Шаранские просторы”.

Дата создание новости 20-02-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 2 040     Номер: 33(12431)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.