Герой дня
Ребята, давайте делиться!
или почему не стоит ругать отечественную медицину
Тропический врач Виктория Валикова, за жизнью которой в Южной Америке читатели пристально следили больше пяти месяцев ("Вечерняя Уфа" публиковала отрывки из ее блога в пятничных выпусках), вернулась домой. Узнав, что Вика в Уфе и уже трудится в приемном отделении родной четвертой инфекционки, параллельно решая вопросы занятости в одной из частных клиник, "Вечерка" тут же обратилась к ней с просьбой о встрече.
- Возвращение было неожиданным?
- Да. Я решила поступать в интернатуру по реаниматологии, хотя с этим вообще-то можно было подождать до августа. Главное, очень соскучилась по родным, по друзьям. Отца не видела год! И возникли проблемы со здоровьем. Нужно пройти обследование.
- Насколько Ваш опыт врача тропической медицины востребован в Башкортостане?
- Тот, кто хочет найти работу, ее найдет. Сегодня люди много путешествуют, и во всех развитых странах работают врачи медицины путешествий. Прежде чем отправиться в поездку, человек приходит на прием и выясняет, какие нужно пройти обследования, сделать прививки, к чему нужно быть готовым в другой стране. Следующий этап - когда туристы возвращаются. Не каждый доктор ориентируется в нехарактерных для его региона, для его специализации болезнях. Вот, например, три наших иностранных студента съездили домой на каникулы и привезли малярию. Моего приятеля, также заболевшего малярией, участковый врач лечила от ОРЗ. Так что медицина путешествий - очень интересный и перспективный профиль. Ко всему прочему нужно хорошо знать медицинскую географию.
- А почему именно инфекционные болезни стали Вашей специализацией?
- Я собиралась стать психиатром. Или наркологом. Мама врач-невролог, и о неврологии я тоже подумывала. При этом всегда хотела работать не только в России. И, казалось бы, нет проблем - языки-то знаю. Но психиатру мало просто знать язык, надо владеть им очень хорошо, на синхронном, что ли, уровне, чтобы в общении с пациентом улавливать все тонкости. Я подумала: что мне нравится, кроме психиатрии? Инфекции! Это моя слабость. Они очень красивые - сыпь, воспаления. Пациенты экстренные, температурящие. Надо быстро соображать. Чтобы поставить правильный диагноз, нужно много знать из сопредельных областей медицины. И вообще много думать, анализировать, а мне это нравится. Я выбрала специализацию не потому, что с инфекциями работать легче, а ради собственного душевного равновесия. Тут сразу видно: врач умный или дурак. Результаты тут же налицо. В онкологии, например, только года через три выяснится, правильная ли схема лечения выбрана. Ну а тропический раздел - самый интересный в инфекциях.
- Проведя больше года в Южной Америке, Вы, наверное, другими глазами взглянули на отечественную систему здравоохранения?
- Стала относиться к нашей медицине менее критично. Нам всем сильно повезло - у нас лечат бесплатно, и условия в российских больницах колоссально высоки в сравнении с теми странами, в которых я работала. У нас никто не выкинет пациента на улицу, у нас выделяются квоты на высокотехнологичную помощь, делаются сложнейшие операции. Врачи - да, они могут жаловаться. Чтобы прожить, работать приходится много и за гроши. Причем неважно, в государственной клинике или частной, платят мало. У врачей ответственная, очень сложная, даже опасная работа, и оплачиваться она должна соответственно.
- Не слышат вас, Виктория, сейчас недовольные очередями в поликлиниках..
- И бомжи, и алкоголики, и мамочки, ругающие педиатров... А на Гаити вся медицина платная! Система здравоохранения построена так, чтобы выкачать из нищей страны последнее. Там умирают, потому что нет денег пойти к врачу, купить таблетки. У них нет выбора - дешевый антибиотик или подороже, потому что покупать не на что. И аптек нет. Они чаще всего лекарства покупают поштучно на рынке. Мои друзья, читая блог, писали: скажи, что прислать, мы отправим посылки. Это бесполезно делать. Местные гуманитарную помощь тут же разделят и продадут.
Или вот приводят ко мне на прием детей, а очереди всегда были огромные, потому что я принимала бесплатно, и я понимаю - без нормального питания они не поправятся. Их просто нужно хорошо кормить. Дети предоставлены сами себе, едят что найдется, в лучшем случае - голый рис. Гуманитарные врачебные миссии для них - это единственное спасение, это шанс выжить.
В Гватемале чуть лучше. Страна тоже бедная, но там работают клиники, своеобразные центры здоровья. Обслуживание платное, но это очень недорого и местным по карману. Проблема другая - большая разбросанность амбулаторий и отвратительные дороги. Там часто нереально добраться до доктора. От нашей клинике в Похоме до госпиталя машина ехала семь часов, на автобусе получалось восемнадцать. Поэтому я мечтаю построить в отдаленном районе Гватемалы клинику.
- Это только мечта или есть конкретный план?
- Купить землю, построить здание, найти персонал. Думаю, будем сотрудничать с молодыми врачами, с теми, кто живет такими же идеалами, как я.
В нашей стране волонтерство пока только набирает обороты, а по всему миру обычным считается поехать туда, где твоя помощь нужнее. Не нужно много денег, и в Африку или Южную Америку, собственно, ехать не обязательно - в Узбекистане или Таджикистане тоже куча проблем. Хочешь, чтобы тебе платили - работай через "Врачи без границ". Один мой приятель сказал: то, что ты делаешь в тропиках, не имеет смысла. Эти люди никчемны, никто из них не станет нобелевским лауреатом, и в глобальном смысле масса людей, которыми ты занимаешься, ничтожна. Твоя работа поднимает от состояния "очень плохо" до "плохо". А в России это было бы от "нормально" до "очень хорошо".
Россия - огромная и сильная страна. И мы должны помогать маленьким и слабым. Говорят: зачем ехать в тропические страны, в России тоже есть, где приложить свои силы. Но это несравнимые позиции. Это как небо и земля. Я думаю, никто не должен страдать только потому, что ему не повезло с местом рождения. Чем гватемальские дети хуже?
Это особое чувство абсолютного счастья, когда понимаешь - ты помог. Кому-то не больно, потому что ты оказался рядом, кто-то не умер, потому что ты знал, что делать. Нельзя помочь всем и сразу. Но это совсем не значит, что помогать бесполезно. Не нужно иметь много, чтобы отдавать. Надо делиться. Мне повезло, и мне не жаль отдать чуточку той любви и везения, которыми я обязана своей стране и своим родителям.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
27-06-2015 (0) Просмотров: 2 095 Номер: 123(12771) Версия для печати