$ - 64.2101
€ - 70.6761

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Не платить за коммунальные услуги?..

Чей морс вкуснее?

Преступление и наказание

Впервые

Она кричит, но ей не больно

В клинике Башкирского государственного медицинского университета открылся симуляционный центр


Она кричит, но ей не больно

Вчера в клинике Башкирского государственного медицинского университета принимали роды. Обычный вроде бы процесс, в чем-то даже рутинный. Но посмотреть на него пришли... министр здравоохранения республики Георгий Шебаев, ректор БГМУ Валентин Павлов, директор клиники Олег Галимов и ректоры медицинских вузов, приехавшие в Уфу на празднование 80-летия университета. Дело в том, что роды, а точнее, их имитация, проходили в только что открывшемся обучающем симуляционном центре вуза, одном из четырех в стране, начавших работу в нынешнем году.

Главное его назначение - повышение профессиональной компетентности врачей и снижение перинатальной (младенческой и материнской) смертности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ на создание центра из федерального бюджета было выделено 37,5 миллиона рублей. Приобретено семнадцать единиц учебного и медицинского оборудования - компьютеризированные роботы-манекены, имитирующие пациентов (взрослого человека, роженицу с новорожденным, отдельно младенцев и новорожденного), для отработки конкретных врачебных манипуляций.
В составе центра три виртуальные операционные, две палаты реанимации и интенсивной терапии, две комнаты для отработки практических навыков, две учебные комнаты и лекционный зал на тридцать посадочных мест с экраном, позволяющим наблюдать за процессами, происходящими во всех этих помещениях.
Планируемое число специалистов, которые будут проходить обучение в центре, - около тысячи пятисот человек за учебный год. Это интерны, клинические ординаторы, врачи акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неонатологи. Центр обеспечен учебными пособиями, составленными учеными США и Германии.
Симуляционные центры начали создаваться в Российской Федерации в 2011 году. Тогда они открылись в Москве, Томске, Челябинске, Иваново. В нынешнем году кроме уфимского к ним добавились такие же в Краснодаре, Екатеринбурге и Ростове-на Дону.
...Корреспонденты "Вечерки" пришли в центр пораньше. Очень уж интересно было посмотреть, как здесь все устроено. Скажем сразу - все, как в настоящей больнице. Даже в раздевалке стоят обычные железные шкафчики для верхней одежды, как в рядовой клинике. А вот оборудование и аппаратура совсем не рядовые.
Заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии БГМУ профессор Марсель Садретдинов любезно согласился провести для нас экскурсию по центру. Он руководит объединенным центром симуляционного обучения университета, который состоит из трех подразделений: центра практических навыков для студентов, обучающего симуляционного центра для врачей, повышающих квалификацию, и вивария, где обучение идет на биологических моделях, то есть животных.
Вся суть, или, как выразился профессор, идеология центра состоит в том, что процесс обучения здесь максимально приближен к реальным условиям. Воссозданы реальная операционная, родильный зал с роженицей. Она, как живая, выполняя заданную программу, делает все, что происходит или может произойти в родильном доме. В общем, процесс родов идет почти что в натуральном виде.
На наш дилетантский взгляд, все происходило даже слишком натурально. Вот начинаются роды. "Роженица" кричит. Громко и протяжно - аж не по себе становится. Вот у нее началось кровотечение. Монитор показывает, что падает давление и нарастает тахикардия. Но доцент кафедры акушерства и гинекологии Индира Сахаутдинова, комментирующая процесс, совершенно спокойна: "Ясная картина геморрагического шока". Тут же подключаются стоящий наготове анестезиолог. Производится интубация трахеи. Начинается искусственная вентиляция легких. Несколько минут, и с шоком удается справиться, состояние "пациентки" нормализовалось.
В родовом зале можно имитировать различные акушерские осложнения. Есть дополнительные накладки, которые позволяют провести операцию кесарева сечения. Все показатели выводятся на монитор. Можно составлять программы и моделировать различные ситуации, клинические случаи, которые затем разбираются на занятиях. И, наконец, как это порой, к сожалению, происходит, "роженица" может "умереть", так же как, и "ребенок".
Но в нашем случае до этого не дошло. Кровотечение удалось остановить. К работе подключился неонатолог. "Новорожденного" поместили в инкубатор-трансформер. Самый современный, кстати. Подобных аппаратов всего несколько в республике. Врачи сделали все, что полагается в таких случаях, а умная аппаратура помогла и отследила все стадии процесса. "Пациенты" спасены, и в зале раздаются аплодисменты...
В следующей комнате на каталке лежит манекен. Но это только на первый взгляд. На самом деле это американский робот-симулятор - одна из "топовых" моделей на сегодня. На нем можно воспроизвести практически все: делать уколы, ставить капельницы, делать искусственное дыхание. А он будет на все это реагировать, как настоящий пациент. Здесь можно испытать все многообразие ситуаций, которые встречаются в реальной клинической практике. И "умирает" он тоже почти по-настоящему. Запрограммирован так, что, если помощь оказывается неадекватно, он перестает дышать, и сердце останавливается.
К приходу гостей на нем смонтировали оригинальное устройство для проведения сердечно-легочной реанимации "Люкас". В обычных условиях это тяжелая физическая работа, которая может длиться часами. Такого аппарата еще нет в клиниках, он на треть повышает эффективность реанимационных мероприятий и с его использованием больных выживает больше. Именно в том миссия учебного центра - здесь стартуют новые устройства, прежде чем уйти в больницы. А здесь происходит их освоение.
Вот этот дыхательный аппарат любезно предоставил его создатель профессор Павел Терек из Словакии. Это интеллектуальная система, которая позволяет подбирать режим для конкретного пациента, с учетом его особенностей, а не усредненно.
Следующий манекен изображает ребенка пяти месяцев, которому проводят реанимационные мероприятия. У него критическое состояние - остановка сердца и дыхания. Врач накладывает маску, устанавливает аппарат искусственной вентиляции легких, который может воспроизводить все имеющиеся на практике режимы. Монитор показывает частоту дыхания, сердечных сокращений и степень насыщения крови кислородом. Гости видят - все сделано правильно, ребенок дышит.
Затем нам показывают более простой манекен роженицы с массой комплектующих. Потом еще несколько новорожденных. На одном из них демонстрируют элементы сердечно-легочной реанимации. Ребенок, кожа которого только что имела синюшный оттенок, на глазах розовеет. Значит, все сделано правильно...
Все увиденное нами вчера в симуляционном центре впечатляет не по-детски. Настоящие интеллектуальные технологии будут помогать отрабатывать ситуации спасения детей и взрослых. Главное преимущество - все это можно проделывать неоднократно, и тогда при реальной угрозе жизни врач не задумываясь, "на автомате" применит спасительные навыки. Отличный подарок университету сделали на юбилей. На такое никаких миллионов не жалко.



Марат САДРЕТДИНОВ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 24-11-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2638     Номер: 226(12124)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.