$ - 63.2396
€ - 73.7247

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возвращение белого теплохода

Русский язык на все сто

И новый асфальт, и вода - не помеха

Не в ауте

Ресурс особых дошколят


Ресурс особых дошколят

В Уфе работает проект, направленный на адаптацию дошкольников с расстройствами аутистического спектра, - ресурсная группа в детском саду №233.

Это первый опыт не только для Уфы, но и республики. Ресурсную группу открыли еще 25 сентября прошлого года, но организаторы - Управление образования города и автономная некоммерческая общественная организация "Рассвет" - не спешили заявлять во всеуслышание о достижениях. И вот, спустя полгода корреспонденты "Вечерней Уфы" приглашены в гости к особым воспитанникам детского сада.
- Максимум, на который могут рассчитывать дошкольники с аутизмом, - это коррекционный детский сад. Тех, у кого значительные проблемы с социализацией, нарушена или отсутствует речь, как правило, в детские сады вообще не принимают. Между тем есть замечательные примеры инклюзии детей с РАС. В Москве, Воронеже действуют ресурсные группы в садиках, ресурсные классы в школах. Решили и мы попробовать. В декабре 2016 года обратились с предложением в Управление образования Уфы. Нашу идею приняли, - рассказывает Юлия Кожевникова, исполнительный директор "Рассвета", который объединяет родителей, воспитывающих детей с РАС.
Но ведь инклюзия в нашей стране поддерживается на государственном уровне. Приняты программы, выделяются средства, по телевизору без конца идут сюжеты о положительном опыте. Все так. Делается многое. И детские образовательные учреждения действительно обязаны предоставлять особым ребятам инклюзивные возможности. По рекомендации ПМКК с ними в садиках и детских центрах занимаются логопеды, дефектологи, психологи, другие специалисты. Зачем специальные ресурсные группы? Посмотрим в деле.
Ресурсная группа - это стандартный блок детского сада: раздевалка, туалетно-умывальная комната и основной зал с зонами для индивидуальной и групповой работы, сенсорной разгрузки и компьютеризованным уголком педагога. С восьми утра до половины первого здесь находятся 8 детей в возрасте от 5 до 8 лет. Вдоль стен расставлены столики, на стеллажах большие папки с документами и ящики с именами детей. Дети за столами увлечены своими делами. Внешне картина очень похожа на обычное утро в детском саду. Разве что воспитателей больше - возле каждого мальчики и девочки.
- Это тьюторы, - поясняет Юлия Геннадиевна. - Их восемь, как и детей. Четверых подготовил и оплачивает "Рассвет", остальных предоставил детский сад. Наши подопечные очень разные. У кого-то сильны академические навыки, кто-то общается посредством альтернативной коммуникации, но почти всех нужно учить играть с другими детьми, ориентироваться в социальных ситуациях, соблюдать правила поведения. Чтобы всё это освоить, детям с аутизмом постоянно (а не эпизодически) рядом нужен помощник - тьютор. У тьютора сложная задача: помогать ребенку стать самостоятельным. Он не нянька, не охранник, не подменяет педагога, психолога, воспитателя, у него своя функция. Он выстраивает дружелюбную среду вокруг ребенка, служит проводником между ним и окружающим миром. Его конечная цель - устраниться, сделать так, чтобы ребенок смог сам обходиться без его поддержки.
Ильмира Шамсутдинова - педагог-дефектолог. В прошлом году закончила БГПУ имени Акмуллы и сразу ухватилась за предложение стать тьютором. Не жалеет. Довольна и Анжелика Цветкова, магистрант БГПУ. Говорит, что два года не могла найти работу по специальности, а тут такая удача. Сложно? Конечно непросто. Перестраиваться приходилось на ходу. В вузовских учебниках многих подсказок не найти. Например, трудно было привыкнуть к непредсказуемой реакции воспитанников. Девушки сходятся во мнении, что теперь иначе общаются и с обычными ребятами, стали терпимее.
Наверное, нелегко было подобрать сотрудников? Не просто, соглашается Юлия Кожевникова. Тем более что проект основан на методе прикладного анализа поведения, который во всем мире признан эффективным при работе с РАС.
После тестирования для каждого ребенка разработали индивидуальную программу обучения и коррекционной работы, тьютор строго ее придерживается. Ежедневно составляются отчеты. Мы видели эти толстенные папки с инструкциями и протоколами, в которых прописан буквально каждый шаг. Использование АВА - ключевой момент ресурсной группы и самая внушительная статья расходов. Организация ресурсной группы на 8 человек оценивается в три с лишним миллиона рублей в год.
"Рассвет" закупил сенсорное оборудование, будоматы, батут, все необходимое для занятий по методике поведенческого анализа, подготовил специалистов АВА. Обучение стоит очень дорого. В группе работают два сертифицированных консультанта-методиста АВА, еженедельно результаты визирует поведенческий аналитик из Москвы.
Сейчас, спустя шесть месяцев после запуска проекта, ребята заметно изменились. Значит, пора делать следующий шаг - приглашать их в обычные группы. Сначала ненадолго. Искать то, что "зацепит" - рисование, лепка, игры, и постепенно увеличивать контакты. Ресурсная зона, где дети с особенностями могут "спрятаться", позволяет наиболее безболезненно включать их в нейротипичную среду.
- Не страшно было начинать? Ведь первые в республике, - спрашиваю у заведующей детским садом №233 Валерии Бойковой.
- Страшновато. Подобного опыта у нас не было. Но ведь детей с аутизмом становится все больше, образовательные учреждения должны уметь с ними работать. Я дважды ездила в Москву на семинары. Решили, что попробуем, вырастим своих специалистов. "Рассвет" взял на себя некоторые вопросы. Мы в этом проекте партнеры, решаем одну задачу.
Что дальше? В ближайших планах - открытие ресурсного класса в общеобразовательной школе. Это следующий совместный проект Управления образования администрации Уфы и АНО "Рассвет".

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 23-02-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 512     Номер: 16(13196)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


22 июня 2018 г. №50(13230)


«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Как вы оцениваете состояние дорожного покрытия в нашем городе?

В целом удовлетворительно, но есть немало мест, где необходим ремонт
Не все конечно гладко, но на фоне других городов дороги хорошие
Все прекрасно. Дороги у нас отличного качества

 
© 2011-2018, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.
За месяц 59482
Сейчас на сайте 1