Открытое пространство
Солнышко детского сада
Такой вот радостный пример упорства любящих родителей
Три года назад перед Кристиной Костиной встала задача, которую приходится решать большинству молодых мам: ее Витюша дорос до детского сада. Особенность проблемы заключалась не в сложности добычи путевки. Сейчас в городе многое делается для того, чтобы всех дошколят обеспечить местами в садиках. У мальчика синдром Дауна и порок сердца.
Последнее обстоятельство послужило основанием попасть в льготную очередь. О том же, что у Вити лишняя хромосома, в отделе образования Калининского района не знали. И причины для лукавства у его родителей были. Предварительный визит в детский сад № 220, который Костины намеревались посещать, их расстроил. Заведующая разохалась: нет у нас возможности обслуживать особых детей, не бросать же воспитателям ради инвалида остальных.
Кристина была уверена, что ее мальчик адаптируется в новой среде. Она стремилась к тому, чтобы Витя оказался среди здоровых ребят, чтобы общался, тянулся за ними. Хотела видеть сына счастливым, нужным не только близким людям. Их семья многое делала для интеграции "солнечного ребенка" в общество. Ну да, у него есть некоторые проблемы с речью, какие-то действия даются ему с большим, чем ровесникам, трудом. Однако основными навыками Витенька владеет, умеет самостоятельно себя обслуживать, охотно идет на контакт. Не видела Кристина причин закрывать сына в четырех стенах, и перспектива посещения коррекционного дошкольного учреждения ее тоже не устраивала.
Уверенности женщине придавала программа СОБР. Это сертификат дополнительного образования ребенка с особыми образовательными потребностями. Он аналогичен родовому сертификату и действует в Уфе уже несколько лет. Суть в том, что особые дети могут в режиме полного дня посещать муниципальные садики, если там работают логопед, дефектолог, психолог и педагог по творчеству. Как вариант, разрешается приходить в ДОУ только на специальные занятия. Оплата идет сертификатом. То есть при сохранении нормативно-подушевого финансирования на каждого ребенка-инвалида государство выделяет дополнительные средства, которые расходуются с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Помощь адресная и целевая. Продвижением СОБРа в Уфе занималась Людмила Сахапова, тогда возглавлявшая "СоДействие" - региональную общественную организацию родителей детей с синдромом Дауна. И ее стараниями в 2011 году программу приняло около сотни уфимских садиков.
...Дождались путевки. В выбранном детском саду к тому времени сменилось руководство. Заведующая Елена Александровна Фатихова, выслушав маму нового воспитанника, несколько оторопела - не работало прежде вверенное ей учреждение с подопечными, имеющими так называемую сложную структуру дефекта. К чести Елены Александровны, Костиным она не отказала. Решила попробовать и зачислила Витю в младшую группу. Так же настороженно встретила новичка и воспитательница. Опасения быстро рассеялись. Витюша отлично влился в коллектив, в детский сад идет с радостью. И заведующая, и воспитатели, как рассказывает Кристина Костина, позже даже извинились перед ней: за свою настороженность и недоверие. Никаких особых проблем в уходе за мальчиком нет. Ребята Витю приняли легко, они просто считают, что "он маленький", и с удовольствием опекают нового друга.
Пример Костиных вселяет надежду в души родителей детей с синдромом Дауна, аутизмом, церебральным параличом, органическими поражениями нервной системы. Несмотря на "эру инклюзии", их по-прежнему признают "необучаемыми" и неохотно принимают в образовательные учреждения.
О СОБРе знают, к сожалению, не все. Специалисты, как показывает практика, об этой программе нередко умалчивают. А ведь интеграция таких дошколят, когда отставание в развитии не столь заметно, целесообразна и обоснованна. Здоровые малыши, общаясь с ними, постигают азы добра, сочувствия, толерантности. Руководство и сотрудники ДОУ, включившиеся в программу и убедившиеся, что не так страшен черт, как его малюют, тоже проявляют заинтересованность - они получают дополнительные деньги, появляется возможность укомплектовать штат специалистами узкого профиля (те могут на коммерческой основе заниматься с остальными воспитанниками).
Можно сказать, что Вите повезло? Его мама, благодарная администрации детского сада № 220, с такой постановкой вопроса не совсем согласна.
- Очень многое зависит от родителей. Колоссальное значение имеет состояние здоровья малыша, его психологическая готовность к переменам. С ребенком нужно заниматься с самого рождения. Потихоньку, аккуратно выводить его "в свет". Понадобится много терпения. Будут и неприятие, и непонимание, и даже агрессия со стороны людей, от которых зависит решение вашего вопроса. Не все выдерживают. Знаю маму, которая начала водить сына на занятия в детский сад, столкнулась со сложностями и отступила, перевела мальчика в коррекционное учреждение. Пробуйте, старайтесь, не закрывайте детей в стенах интернатов. Открывайте им двери большой мир!
Людмила
КОНДРАШОВА.
P.S. Как сообщили в "Содействии", в республике диагноз "синдром Дауна" поставлен 230 детям в возрасте от 3 до 8 лет, в Уфе их - около 60. Лишь 10 "солнечных" малышей посещают обычные уфимские детские сады.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
КОНДРАШОВА.
P.S. Как сообщили в "Содействии", в республике диагноз "синдром Дауна" поставлен 230 детям в возрасте от 3 до 8 лет, в Уфе их - около 60. Лишь 10 "солнечных" малышей посещают обычные уфимские детские сады.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
18-09-2014 (0) Просмотров: 2 210 Номер: 182(12580) Версия для печати