$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Особые дети

У них просто другая прошивка


На прошлой неделе мой сынишка в лагере дневного пребывания попал в одну группу с ребенком-аутистом. Узнала об этом случайно, когда сын пожаловался, что один мальчик бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я бы спустила ситуацию на тормозах (мой тоже не образец), но сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.

Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал:
- Этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить.
- Не имею ничего против особых детей. Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт в группе, - ответила я.
После чего, оставив администрацию лагеря решать проблему на своем уровне, задумалась: что могу сделать, чтобы максимально сгладить общение сына с особым ребенком. Я благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли советами. В итоге удалось составить что-то вроде инструкции - как обычному ребенку вести себя с детьми с РАС.
К сожалению, наш первый опыт общения был отрицательным. При столкновении с людьми с непредсказуемым поведением у детей может возникнуть желание объявить всех непохожих неадекватами, “больными” и дальше по тексту. По-моему, первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
В нашем случае оказалось достаточно информации о том, что у многих известных ученых наблюдались расстройства аутистического спектра. Для сына важнее биографических подробностей был вопрос: “Почему?”
Я объяснила: “Разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (при аутизме это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий”. Соглашусь, это примитивно и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетнего ребенка вполне подойдет.
Сын воскликнул: “Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!”
Теперь, когда снят негатив, можно подавать следующий тезис: “Многие из людей с аутизмом при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться”. В пример приведите действие, которое вашему ребенку дается с усилием. Я использовала общение на английском языке. Даже школьник может говорить на иностранном, но все же прикладывая существенно больше усилий, чем на родном. И людям с аутизмом нужны специальные усилия для выполнения естественных для нас действий. Тут можно заодно вспомнить о пандусах, говорящих светофорах, которые помогают создать доступную среду людям с ограниченными возможностями здоровья.
Если разговор развивается правильно и ваш юный собеседник переключился в режим “я готов помогать”, переходите к конкретным советам по общению.
Во-первых, нужно проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка до того, как что-то сделаешь. То есть не взять за руку, а сказать: “Я возьму тебя за руку. Можно?” Не кинуть мячик, а предложить: “Я кину мячик, а ты его лови и кидай обратно. Хочешь?”
Во-вторых, четко объяснять правила игры и не менять их в процессе.
Нужно помнить, что такие дети спокойнее чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай.
Объясните: эти ребята часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. У нас в семье есть понятие “бульбашка” (аналог “домика”), которое описывает границы личного пространства. Я сказала сыну, что заводя разговор, нужно помнить про “бульбашку”.
Далее: они быстрое устают от общения, им нужны паузы.
Наконец, предупредите ребенка, что соблюдение этих правил не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с особым сверстником. Припомните, с кем у ребенка в школе или дворе был достаточно долгий конфликт и спросите его: “Если бы человек, с которым ты поссорился, вдруг стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или выждал: вдруг это ловушка?” Добавьте, что аутисту намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.
Не скажу, что после всех этих инструкций контакты сына с тем мальчиком пошли как по маслу. В общем-то, никто этого и не ожидал. Но до конца смены они добрались без серьезных конфликтов. А в какой-то из дней даже получилось что-то вроде приятельского общения.

Ольга ВОРОНОВА.


В тему
Завтра, то есть в среду, 26 июля, общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра “РАСсвет” проводит в парке Лесоводов Башкирии семейный пикник. Подходите к 18 часам в зону мангалов. Запланированы экоквест, мастер-классы, разукрашки-антистресс, конкурсы, песни, хороводы. Приедут спасатели-кинологи со своими верными питомцами, также инструкторы научат оказывать первую медицинскую помощь. Советуем захватить с собой покрывала.

Дата создание новости 25-07-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 165     Номер: 59(13135)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.