Разве эта техника не заслужила круг почета совершить по льду!
Отрадно, что в Уфе ныне идет не только большое строительство новых и реконструкция действующих спортивных сооружений, но и оснащение их современной и эффективной техникой. На днях на стадион "Строитель" прямо с заводского конвейера пригнали новейший льдоуборочный комбайн на базе ГАЗ-33081. Это подарок от главы Администрации городского округа город Уфа РБ Ирека Ялалова. Официальное его вручение стадиону запланировано на завтра - во время торжественного открытия чемпионата Европы по мотогонкам на льду.
Собственно, под это престижное международное соревнование город и выделил деньги на то, чтобы улучшить качество льда на подведомственном стадионе и намного облегчить труд рабочих. В самом деле, ледоварам приходится порой трудиться до 2-3 часов ночи, чтобы менее чем за сутки подготовить лед для следующих гонок. По нашей просьбе водитель Владимир Николаев вывел свою новенькую льдоуборочную машину на центральную спортивную арену стадиона и потихоньку проехал по четырехсотметровой дорожке, будто бы совершил круг почета. Владимир Михайлович в молодости был хорошим гонщиком, мастером спорта - раньше ему приходилось с ветерком ездить по этому треку на спортивном мотоцикле, а сейчас Николаев ежедневно делает десятки кругов на спецтехнике. В своем деле он настоящий ас, показал нам все функциональные возможности новенькой машины. Та, кстати, может качественно срезать лед с одновременным удалением крошки с обработанной поверхности, вести заливку водой, полировку гладкой поверхности, производить уборку свежевыпавшего снега...
Мы убедились в том, что льдоуборочная техника не только красива на вид, но и очень умна, неприхотлива в обслуживании и выполняет много сложных работ. Владимир Михайлович счастлив, что парк стадиона "Строитель" пополнился таким комбайном. Если вам когда-нибудь приходилось близко увидеть ледяную дорожку, испытавшую двадцать с лишним заездов, то вы, конечно, знаете, как она выглядит после гонок. Спортсмены острыми и длинными шипами своих мотоциклов так вгрызаются в лед, что потом на "трассе" остаются страшные раны - ямы глубиной до пятнадцати сантиметров. Особенно это касается обоих поворотов - лед превращается в мелкую крошку, но таковую не выбрасывают, а используют для ремонта дорожки. Вот и приходится ледоварам менее чем за сутки приводить растерзанный шипами лед в порядок, добиваясь его идеального состояния.
...Зрители и гонщики после соревнований расходятся по домам, а у заливщиков льда Владимира Буланцева и Михаила Семенюка в это время начинается горячая пора. Они работают столько, сколько потребуется. Мы спросили у Михаила Семенюка, а есть ли у них с Владимиром Буланцевым какие-нибудь фирменные секреты, позволяющие готовить лучший в России лед для мотогонок. Михаил Петрович невозмутимо ответил: "Никаких секретов нет. Просто надо иметь большое желание работать на льду".
Ледовар, конечно же, поскромничал. Буланцев, например, съездил для обмена опытом в подмосковную Коломну, где тренировалась сборная СССР по конькобежному спорту. Но на самом-то деле не ему пришлось учиться у своих коллег заливать лед, а, напротив, им показывать, как надо работать. Или еще один интересный пример. Как-то в марте перед чемпионатом мира по мотогонкам на льду дневная температура поднялась до двух градусов тепла. Чтобы не сорвать ответственные международные соревнования, Буланцев и Семенюк в течение ночи изрядно поколдовали над льдом, показав все свое искусство. Правда, о таких героях спорта мало кто знает, но сами гонщики ценят их труд. Владимир Буланцев заливкой льда на "Строителе" занимается почти всю свою жизнь - с 1968 года. У Семенюка стаж поменьше, поскольку он уходил на другую работу. Но знаний у Михаила Петровича ничуть не меньше, чем у его напарника. Не случайно в начале века, когда в Уфе возродили мотогонки на льду, Михаил Семенюк по просьбе Рифа Саитгареева вернулся на родной стадион - с немалой, кстати, должности тогда ушел. Ведь работал он директором базы отдыха "Башкирская Рица".
Михаил Семенюк и Владимир Буланцев - прирожденные ледовары, трудяги, настоящие мастера своего дела. Оба получают огромное удовольствие от такого труда. Машина машиной, а ведь ручной работы при подготовке льда очень и очень много. Нет пока в мире техники, которая смогла бы качественно "залечить" все раны, нанесенные льду мотогонками. Это титанический труд. Ледовары "Строителя" готовы поделиться опытом и секретами, но, думаю, мало кто из молодых согласится встать на их место...
...В конце прошлого века, когда иностранные гонщики и журналисты приехали в Уфу на чемпионат мира и увидели, как наши ледовары работают, они пришли в неописуемый восторг. Ну а такую чудо-заливочную машину они и вовсе нигде не могли увидеть! Потому-то и снимали ее во всех ракурсах. Наши льдоуборочные машины, может быть, по дизайну и оформлению чуть-чуть уступают иностранным аналогам, кажутся европейцам какими-то диковинками. Но по своим качественным и функциональным характеристикам они ничуть не уступают, например, шведским или финским собратьям. Российский ледовый комбайн по большому счету - настоящий трудоголик, который за зиму перелопачивает тонны снега, работая при этом под открытым небом, а не во дворцах спорта...
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: вот он - новый льдоуборочный комбайн; Михаил Семенюк демонстрирует нам особенности работы заливщика.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: вот он - новый льдоуборочный комбайн; Михаил Семенюк демонстрирует нам особенности работы заливщика.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
22-02-2013 (0) Просмотров: 2 191 Номер: 35(12183) Версия для печати