Подводя итоги
Площадей больше, культура обслуживания - выше
Торговля и бытовые услуги входят в число ведущих отраслей экономики столицы и стабильно функционируют как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства столицы, развиваются в соответствии с городскими целевыми проектами, а также Программой развития торговой отрасли городского округа город Уфа РБ на 2011-2015 годы и Программой развития сферы бытового обслуживания населения столицы на 2011-2014 годы.
В прошедшем году сохранилась тенденция поступательного развития отрасли, что способствовало повышению уровня товарного насыщения, развитию сети и качественному улучшению ее инфраструктуры.
Сегодня в инфраструктуре предприятий розничной торговли 3255 стационарных объектов (магазины, торговые центры и комплексы, рынки) и 1462 нестационарных (павильоны, киоски). Работают 1262 предприятия общественного питания, из них 605 общедоступной сети и 2228 предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению.
За 2012-й год введено 139 новых объектов торговли и общественного питания общей площадью более 80 тысяч квадратных метров, создано свыше 2000 новых рабочих мест. Среди предприятий общедоступной сети открылось 12 ресторанов и 22 кафе, в результате на 3000 увеличилось количество посадочных мест.
Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тысячу жителей на начало текущего года составила 1033 кв. метров, это на 130 кв.м выше установленного Правительством РБ норматива минимальной обеспеченности населения.
Становится всё более востребованной сфера услуг. За 2012 год открыто 47 новых предприятий бытового обслуживания населения. Увеличилась доля предприятий эконом-класса с большим спектром бытовых услуг, таких как услуги косметологических салонов, центров красоты, химической чистки и крашения дубленок, шуб и других изделий из меха и кожи. В два раза возросло количество предприятий, оказывающих клининговые услуги.
В рамках подготовки к чемпионатам мира по биатлону, хоккею и VI зимним Международным детским играм более 670 предприятий сферы товаров и услуг в установленные сроки провели работы по благоустройству фасадов, прилегающих территорий, световому оформлению.
Всё это позволяет говорить о том, что улучшилось качество предоставляемых услуг, совершенствуется торговое оборудование, применяются современные технологии и, как следствие, растет качество обслуживания, в полном объеме удовлетворяются потребности горожан, что подтверждают ежегодные опросы населения.
Так, опрос жителей города, проведенный в 2012 году центром исследований “Социомаркет”, говорит о том, что подавляющее большинство уфимцев высоко оценивают уровень обеспеченности торговыми площадями своего микрорайона: 96,6% респондентов (в 2011-м - 95,3%) удовлетворены наличием продовольственных магазинов и 76,6% респондентов (в 2011-м - 70,8%) - наличием непродовольственных магазинов.
Растут обороты розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, доля Уфы достигает в республиканском обороте 60 процентов. По абсолютным показателям оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг наша столица занимает II-III места среди городов-миллионников.
Согласно программе развития торговой отрасли на 2011-2015 годы планируется открыть более 25 торговых объектов общей площадью 473 тыс.кв.м, из них в 2013 году ввести такие крупные, как многофункциональный ТРЦ по улице Губайдуллина (80 тыс.кв.м), центр ООО “Финанс Меркурий Маркет Групп” (31 тыс. кв.м), гипермаркеты “О’Кей” (18 тыс. кв.м), “Лента” (12 тыс. кв.м), “Магнит” (10 тыс.кв.м) и другие.
В ближайшее время продолжат преимущественное развитие Дема, Инорс и Затон-Восточный. В целом же есть понимание, что крупные торговые комплексы и центры необходимо строить за пределами центральных и жилых микрорайонов.
В настоящее время состояние розничной торговли Уфы в основном определяется деятельностью торговых сетей различной специализации, представленных как местными торговыми сетями “Байрам”, “Полушка”, “Матрица”, “Ярмарка”, “Лукошко” и другими, так и сетевыми ритейлерами регионального и федерального уровня “Магнит”, “Ашан”, “О’Кей”, “Мега”, “Июнь”.
Доля торговых сетей в розничном товарообороте растёт и по итогам 2012 года составила 19 процентов. Согласно стратегическому плану развития отрасли к 2015 году доля сетевой торговли должна достичь 35-45 процентов товарооборота, а к 2020 году - 50.
Помимо роста количественных показателей наблюдаются и качественные изменения: распространение передовых методов обслуживания, активное внедрение сетевого принципа организации бизнеса, появление комплекса дополнительных услуг для покупателей, проведение рекламных акций, сезонных скидок и распродаж.
В целях поддержки местных сельхозтоваропроизводителей и обеспечения горожан продукцией непосредственно от производителя организовывались сельхозярмарки; было предоставлено более 800 торговых мест на розничных рынках и торговых комплексах, работающих в формате розничных рынков; на улицах города выделено 7 оборудованных площадок, где более 200 торговых мест для реализации продукции, выращенной на приусадебных участках, также выделяются места на улицах города для торговли со специализированных машин товаропроизводителей.
Сельскохозяйственные ярмарки - одна из наиболее эффективных форм сотрудничества между городом и деревней. Об этом свидетельствует и опрос жителей Уфы. 64,7 процента респондентов отмечают, что ярмарки привлекают качеством представленной продукции, 63,2 процента - ценами. Их посещают более 60 процентов горожан, они оказывают определенное влияние на сдерживание цен на продукты. Это подтвердили 74,5 процента опрошенных горожан.
Ожидаются значительные изменения формата проведения ярмарок. В шести районах города планируется создать сельскохозяйственные мини-рынки. Для этого на средства городского бюджета будут приобретены павильоны шатрового типа для размещения в них до 100 торговых мест.
В связи с новыми требованиями федерального законодательства значительные перемены произошли и в функционировании нестационарных торговых объектов, количество которых по городу достигло 1462. Кроме того, в связи с введением запрета на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива, стали закрываться либо перепрофилироваться нестационарные торговые объекты. Имеются вопросы и по содержанию остановочных павильонов, функционировавших ранее в составе торговых павильонов.
С 1 января внесены изменения в Правила торговли. В частности, при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и так далее. Не допускается разносная торговля продовольственными товарами, за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара. Словом, торговля овощами, фруктами, хотдогами, как раньше - с лотков, прилавков, тележек, корзин не допускается. В настоящее время вносятся соответствующие изменения в нормативные акты, принятые Администрацией городского округа, в частности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Значительные изменения в последние годы произошли в организации школьного и социального питания.
Увеличился охват питанием учащихся - до 98 процентов, в том числе горячим питанием 83 процента. Ежегодно Администрацией городского округа пересматриваются размеры компенсационных выплат и адресной дотации для учащихся.
В рамках совершенствования школьного питания за три последних года в 44 школьных столовых был произведен капитальный ремонт с заменой инженерных коммуникаций на общую сумму свыше 150 млн рублей, заменено более 3000 единиц торгово-технологического оборудования на общую сумму 67 млн рублей.
Тем не менее в организации школьного и детского питания имеется ряд проблем, которые необходимо решать.
Продолжается внедрение автоматизации и безналичной формы расчетов за оказанные услуги при организации школьного питания, в рамках которой целенаправленно ведется работа по внедрению карты школьника в общеобразовательных учреждениях Уфы. В настоящее время уже 28 школ вошли в данный проект. Полностью закончено внедрение карты школьника в Кировском районе и в половине школ Октябрьского.
По поручению Президента Республики Башкортостан во всех районах действуют социальные столовые, которые оказались востребованы. За прошедший год были охвачены свыше 1800 человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, при столовых организованы консультативные пункты психолога и юриста.
С учетом сложившейся на потребительском рынке города ситуации главными направлениями развития предприятий сферы торговли и услуг должны стать: продолжение строительства новых гипер- и супермаркетов, торговых центров, совершенствование работы рынков и торговых комплексов, развитие оптовой торговли; поддержка местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на потребительский рынок; повышение эффективности производства, своевременная выплата заработной платы; обеспечение полноценным питанием учащихся общеобразовательных учреждений, совершенствование организации студенческого и рабочего питания, восстановление лечебно-профилактического и диетического питания; повышение уровня качества и культуры обслуживания населения; создание безопасных условий труда.
Марат ГАЛИУЛЛИН,
заместитель главы Администрации городского округа город Уфа РБ.
заместитель главы Администрации городского округа город Уфа РБ.
14-03-2013 (0) Просмотров: 2 644 Номер: 49(12197) Версия для печати