К 75-летию Победы
Как на фронте дорог был каждый коробок!..
Уфимская спичечная фабрика имени 1 Мая Главспичпрома Наркомата лесной промышленности РСФСР, наряду с другими предприятиями Башкирской АССР, внесла свой весомый вклад в победу советского народа над фашизмом в 1941-1945 годах.
Я утверждаю это без тени улыбки на лице. Спички в то время были поистине стратегическим товаром, наряду с хлебом и солью. Не случайно все спички, выпускаемые в первые годы войны, отправлялись на фронт, в тыловые воинские части, диверсионные группы и партизанские отряды. Не стоит объснять, что без спичек солдаты, матросы и офицеры не могли развести костер в лесу и на привале, разжечь печку, использовать керосиновую лампу, керогаз, приготовить пищу, вскипятить воду и прикурить папиросу, в конце концов.
Введение ограничения на продажу спичек населению было обусловленно тем, что их в войсках хронически не хватало, потому что не все оборудование союзных предприятий, находившихся очень близко к фронту - в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, успели демонтировать и вывезти в тыл. По данным Чрезвычайной Государственной комисии, гитлеровцы разрушили четырнадцать спичечных предприятий СССР общей мощностью четыре миллиона ящиков в год. Из-за этого в стране образовался большой дефицит спичек. Отметим, что в первую очередь под эвакуацию на Урал, Дальний Восток и в Сибирь попали предприятия базовых отраслей промышленности СССР, использовавшихся для разведки и добычи нефти, производства металла, боевой техники (танков, самолетов, двигателей для них), нефтепродуктов, взрывчатых веществ, боеприпасов, стрелкового оружия и самоходных орудий.
Одну из эвакуированных спичечных фабрик, а конкретно — калужский «Гигант», перебазировали на производственные площади уфимского родственного предприятия. Между прочим, «Гигант» вполне оправдывал свое название: действительно, в предвоенное время был одним из крупнейших в Советском Союзе: на его долю приходилось 10 процентов всего объема производства спичек в СССР. Слияние двух фабрик в Уфе только положительно повлияло на изготовление продукции, потому что вместе с технологическим оборудованием из Калуги прибыли в эвакуацию высококвалифицированые рабочие и инженерно-технический персонал.
В 1941-1945 годах фабрика имени 1 Мая бесперебойно выпускала продукцию, изготавливала спички с этикетками, призывающими советских воинов уничтожать врага. На этикетках были сделаны надписи агитационно-пропагандистского характера: «Все силы фронту! Все силы — на разгром врага!», «Проклятие и смерть немецким захватчикам!», «Смерть немецким оккупантам!», «Вперед, на разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!», «Не верь провакационным слухам, разоблачай шептунов и болтунов!».
Немало работников уфимской фабрики в начале войны ушли на фронт защищать Родину. Одним из них был токарь механического цеха в 1933-1940 годах Иван Иванович Новоженов. Он командовал батареей 27-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады (8-я пушечная артиллерийская дивизия 51-й армии Первого Прибалтийского фронта). Гвардии капитан Иван Новоженов погиб 20 августа 1944 года в возрасте 29 лет при освобождении Латвии. Кстати, он участвовал и в советско-финской войне. После окончания Великой Отечественной войны именем Ивана Новоженова названа одна из улиц в Черниковке, на которой расположена спичечная фабрика имени 1 Мая.
Напомним, что фабрика имени 1 Мая — второе по счету промышленное предприятие нашего города, построенное в период социалистической индустриализации, введена в эксплуатацию в 1932-м, спустя год после ввода паротурбинной ЦЭС (Центральной электрической станции), от которой получала электроэнергию и технологический пар для производства продукции. Фабрика располагалась в 12 километрах от исторической части нашего города, сюда можно было легко и экономично доставлять сырье по железной дороге и реке Уфимке (в ее верховьях и притоках располагались большие лесные массивы). Лес-кругляк сплавляли молевым способом и плотами, а на реке для приема сырья находилась пристань. Подъездные железнодорожные пути до станции Черниковка составляли 4 километра, а до берега Уфимки была дорога протяженностью 2 километра.
Следует отметить, что в период индустриализации в рамках Черниковского (Уфимского) промышленного комбината возведена не только спичечная фабрика, а еще три предприятия, тесно связанные с технологической переработкой леса: лесопильный завод (1933), лесофанерный комбинат (1934) и дубильно-экстрактный завод «Дубитель» (1934). Все они использовали одно и то же сырье, но только в Уфе происходила сортировка леса: береза и липа использовались для производства фанеры, осина — для изготовления спичек, отходы липы — для склейки спичечных коробок, хвойная древесина шла на пиломатериалы и тару, кора дуба — на выработку экстракта, используемого для переработки кожи. Энергетики, в свою очередь, как, собственно, и задумывалось при проектировании и строительстве промышленного комбината, отходы древесины сжигали в топках нагревательных котлов ЦЭС.
Фабрика представляла собой современное предприятие, оснащалась самым передовым на то время технологическим оборудованием отечественного производства (рыбинского завода «Металлист»), тогда как два других черниковских завода (крекинговый, или нефтеперерабатывающий, и моторный) получили импортное оборудование из США. В 1934 году в журнале «Социалистическое хозяйство Башкирии» отмечалось, что фабрика имени 1 Мая «представляет собой образец одной из пяти лучших и новейших по оборудованию спичечных фабрик СССР, точный прототип Калужской фабрики, вдвое превосходящей Уфимскую по объему (производства)».
Чтобы лучше понять, насколько высок был уровень механизации и автоматизации трудоемких процессов на «спичке», скажем, что там работали цех подготовки древесины, строгальное и пропиточное отделения, автоматическая линия, машины: щепальные, коробочные, этикетировальные, коробко-клейный, автоматный и коробко-набивной цехи, массотерка, бумагорезка, соломкорубка, очистительные, намазочные машины, ножеточный станок. Для транспортировки сырья и готовой продукции внутри фабрики использовались вагонетки. В 1936 году рядом с предприятием (на улице Кубанской) построили трехэтажный дом для рабочих и ИТР.
В 1932 году фабрика помимо основной продукции изготавливала еще ширпотреб: табуретки, сундуки, ящики, дощечки, стружку и древесную вату. В 1933 году уфимцы изготовили 174720 ящиков спичек, в январе 1934 года — 16251 ящик, в феврале — 15960, но до проектной мощности (486 тысяч, а по другим данным - 420 тысяч за 245 рабочих дней, или 1560 ящиков в сутки) было еще очень и очень далеко, так как фабрика продолжала строиться. На 1 января 1934 года готовность главного корпуса составляла всего около 60 процентов (были переделки, устанавливали новое перекрытие крыши, вентиляцию, отопление и изоляцию парильных камер). На март 1934 года работало 116 станков и агрегатов. Моторы имели мощность 380 и 220 вольт.
А 27 апреля 1934 года Совет Народных Комиссаров СССР за подписью главы правительства Вячеслава Молотова принял постановление, направленное на улучшение работы спичечных фабрик страны в целом. Он утвердил помесячный план производства спичек на второй квартал 1934-го, в том числе и по фабрике имени 1 Мая: в апреле — 32,1 тысячи ящиков, в мае — 38 тысяч и в июне — 32,1 тысячи. Отметим, что уфимское предприятие не было самым крупным в Советском Союзе. К примеру, тот же упоминавшийся «Гигант» имел производительность в два раза больше (65-68 тысяч ящиков в месяц). По мощности уфимское предприятие в середине 1930-х годов опережали также «Волна Революции» (станция Новозыбков Орловской области), «Пролетарское Знамя» (Чудов Новгородской области), «Ревпуть» (станция Злынка Брянской области), «Красная Звезда» (Киров), имени В.И. Ленина и «Демьян Бедный» (обе — Ленинградская область), а всего спички выпускали двадцать две фабрики. По постановлению Совнаркома СССР все их с 1 мая 1934 года перевели на трехсменную работу. В то же время принимались меры по обеспечению фабрик бертолетовой солью, фосфором, хромпиком, цинковыми белилами, парафином и серой. Для улучшения качества спичек ввели новую улучшенную рецептуру состава спичечной головки и намазки спичечной коробки - чтобы были увеличены размеры и прочность головки, обеспечена прочность намазки спичечной коробки до размеров, установленных стандартом.
Правительство утвердило и новые схемы управления фабриками. Главный инженер имел статус первого заместителя директора фабрики, осуществлял оперативное руководство всей производственно-технической деятельностью и полностью отвечал за техническое состояние производства. Для работы по нормированию и рационализации при главном инженере состояли нормировщики, работники по рационализации производства и порученцы для решения производственно-технических вопросов. Главный механик фабрики руководил ремонтно-технической мастерской, строительными работами, организовывал планово-предупредительный ремонт и оказывал постоянную техническую помощь цеховым механикам. В структуру фабрики также входили плановый отдел, помощник директора фабрики по рабочему снабжению, сектор снабжения и сбыта с функциями обеспечения фабрики сырьем и всеми остальными видами вспомогательных материалов, ведал материальными складами и отгрузкой; заведующий хозяйством (у него в подчинении находились транспорт, жилье, фабричный двор и так далее).
Реорганизация коснулась и цехов. Вместо ликвидированных подразделений ввели лесную биржу (сортировка древесины, её распиловка, распарка и ошкуровка); цехи: лущильный (нарезка ленты и рубка соломки, импрегнировка, сушка, полировка и укладка в кассеты), спичечный (приготовление зажигательной массы, изготовление спичек на автоматах), коробочный (склейка коробок и этикетировка) и сборочный (набивка коробок, смазка бочков, производство ящиков и упаковка спичек).
В начале января 1935 года председатель Башсовнаркома Зинатулла Булашев, выступая с докладом на IХ Всебашкирском съезде Советов, подчеркнул, что в Черниковке в основном завершено строительство крупнейшего лесопромышленного комбината, в состав которого входила и спичечная фабрика с объемом производства до пятисот тысяч ящиков спичек в год. Съезд поставил перед фабрикой задачу: в 1935 году форсировать строительство собственной котельной. До начала Великой Отечественной войны оставалось еще долгих 6 с половиной лет. За это время фабрика имени 1 Мая стала одним из передовых предприятий Башкирской АССР.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: Герой Советского Союза Иван Новоженов; «Спички подрывника».
12-11-2019 (0) Просмотров: 2 550 Номер: 82(13366) Версия для печати