ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Под сенью “трёх шурупов”
В столице вновь развернулась дискуссия о “трех шурупах”. Последний день фестиваля “Уфа будущего” был посвящен брендингу городов, и графический символ столицы Башкортостана, воспринимаемый уфимцами весьма неоднозначно, конечно же, оказался в центре внимания привлеченных экспертов и заинтересованных жителей.
Сначала слушали мэтра. Обсуждение открыла лекция москвича Эркена Кагарова, арт-директора студии Артемия Лебедева. Громкое имя привлекло немало архитекторов, дизайнеров среды и студентов профильных отделений вузов. Московский гость прошелся по мировым примерам успешного территориального маркетинга, рассказал, как бренд воплощается в элементах городского дизайна, коснулся вопросов целесообразности дресс-кода мегаполисов. Впрочем, большую часть преподносимых им сведений можно было почерпнуть из открытых источников. Гораздо интереснее была глава, касающаяся личного опыта Кагарова, в частности разработок, сделанных для Перми, Калужской области и Ярославля.
После краткого перерыва собрался “круглый стол” на тему “Каким должен быть бренд Уфы”.
Пока Уфа собственного знака, который сделал бы ее узнаваемой, не имеет. Но необходимость его появления признана. Здесь позиция уфимских специалистов совпадает с политикой большинства российских городов - брендирование становится не только модным трендом, но и популярной практикой. Хотя далеко не все мэры, давая команду заняться брендом территории, до конца понимают: зачем это нужно и какие цели преследуются.
Вообще фирменный городской стиль может быть направлен на поддержание инвестиционной привлекательности субъекта, на привлечение туристов или создание комфортной среды для жителей.
Качественный состоятельный бренд - и это аксиома - всегда существенно влияет на социальные, экономические и культурные процессы. Разумеется, не стоит ждать, что появись бренд, и в город тут же хлынет поток туристов и инвесторов, а товары автоматически станут лучше продаваться. Бренд - это лишь один из коммуникационных инструментов развития территории, один из ингредиентов успеха.
Маркетолог Тимур Файзуллин (кстати сказать, именно по его инициативе были организованы дебаты) горячо убеждал собравшихся: чтобы проект состоялся, необходима маркетинговая стратегия:
- Часто слышишь: край курая, меда и даже чак-чака. Но является ли такое позиционирование выгодным для Уфы? Нужно осознать, что это за город, каким мы мечтаем его видеть, куда он движется. Как мы его воспринимаем, что хотим рассказать о нем другим? Почему в него надо вкладывать деньги? Почему сюда стоит приехать и почему не стоит отсюда уезжать?
Пыл оратора остудил Аскар Фазлыев, напомнивший о “трех шурупах”. Руководитель Управления электротранспорта Уфы полагает, что нечего изобретать велосипед - название города на башкирском языке, графически оформленное в виде трех шурупов, устоялось в сознании уфимцев. Это уникальный знак, имеющий симметрию. Можно разместить арт-объект на скале при въезде в Уфу, предложил Фазлыев. Его поддержал заместитель начальника Главархитектуры Уфы по вопросам благоустройства и дизайна городской среды Ришат Шакирьянов, представивший несколько вариантов визуализации “трех шурупов”.
Собрание такой поворот дискуссии распалил. Шурупы мало чьи души греют. Подход, при котором сначала создается знак, а потом к нему привязывается позиционирование, сочли весьма странным. Опять вспоминали про Пермь, где логотип в виде большой красной буквы П, используемый повсюду - от урн и скамеек до афиш и бланков, помог решить кардинальную задачу - отток населения из города уменьшился. А ведь пермяки бренд поначалу встретили в штыки! И ситуация эта для иных до сих пор не рассосалась. Оглянулись на Ярославль - там, разрабатывая символ, ориентировались не на туристов (хотя “Золотое кольцо”), а на молодежь, и идея опять-таки сработала.
Эркен Кагаров рассудил по-третейски:
- Редкое везение, когда название уже выглядит, как готовый логотип. Мало какой город может этим похвастаться. Не стоит этим разбрасываться. С другой стороны, что “три шурупа” скажут про Уфу, например, москвичу или британцу? Наверное, ничего. Что мы поймем про столицу Башкортостана? В чем ее привлекательность? Едва ли англоязычный мир прочтет, что написано именно “Уфа”. Возможно, существующий логотип стоит включить в новые коммуникации.
Арт-директор студии “Paradox Box” Ильшат Байбурин признался, что испытывает состояние дежавю - брендом родного города их компания занималась еще десять лет назад. Уфа могла в этом вопросе стать первой. А воз и ныне там.
- Ситуация достигла той точки, когда кто-то должен взять ответственность на себя. Одни будут ругать, другие - останутся довольны. Пора от слов переходить к действиям, - высказался в финале встречи Аскар Фазлыев.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фотоэтюд Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фотоэтюд Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
10-06-2015 (0) Просмотров: 1 413 Номер: 111(12759) Версия для печати