$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Уфаведение

На взлёт!

О воздушных воротах столицы Башкортостана


На взлёт!

Чуть более полувека назад, 14 января 1966 года, под Уфой состоялось торжественное открытие нового двухэтажного здания аэровокзала, построенного по проекту Ленинградского филиала института "Аэрофлотпроект" из железобетона, мрамора и стекла. По этому приятному случаю прямо на улице перед входом в аэровокзал состоялся торжественный митинг, в котором участвовали первый секретарь Башкирского обкома КПСС Зия Нуриев, первый секретарь Уфимского горкома КПСС Мидхат Шакиров, председатель Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Сергей Воронинский, председатель государственной комиссии, первый заместитель министра гражданской авиации СССР генерал-полковник авиации Георгий Счетчиков и управляющий трестом "Уфимтрансстрой" Закир Фаткуллин.
На митинге выступил глава республики Зия Нуриев. Он подчеркнул: "Год от года растут задачи перед коллективом Уфимского аэропорта. Для их успешного выполнения сюда ежегодно приходят специалисты, он оснащается новой материальной частью и наземными сооружениями, а теперь получил новый аэровокзал. Так создаются условия для безаварийной и рентабельной работы, для резкого повышения культуры обслуживания пассажиров". После окончания митинга Зия Нуриевич разрезал алую ленточку при входе в аэровокзал.
Что из себя тогда представляла новостройка? Она была длиной 125 метров. По тем временам казалось, что это очень большое здание. Заходишь, бывало, внутрь и теряешься. В вестибюле было очень просторно, на первом этаже размещался операционный зал, где пассажиры перед вылетом в пункт назначения регистрировались и сдавали багаж. Здесь же размещались кассы и справочная служба. На втором этаже были огромный холл для отдыха пассажиров, буфеты, ресторан, почта, телеграф, комната матери и ребенка, камера хранения и депутатская комната (теперь это называется ВИП-зал).
Мы гордились своим аэровокзалом, это была одна из главных достопримечательностей столицы республики. Не зря же фотографии аэровокзала размещалась в книгах, журналах и на открытках. Представьте себе, что тогда еще не было Дворца спорта, Госцирка, ипподрома "Акбузат", Дворцов культуры "Юбилейный", моторостроителей, заводов синтетического спирта, резиновых технических изделий, нефтяников, универмага "Уфа", торгового центра "Башкирия", нового здания железнодорожного вокзала (предшествующего нынешнему) и многих, многих других примечательных объектов прошлого века. Наш аэровокзал стал одним из крупнейших в Советском Союзе по объему перевозок пассажиров, почты и грузов.
Территория, которую сейчас занимает аэропорт, включена в черту столицы республики 22 ноября 1962 года по Указу Президиума Верховного Совета Башкирской АССР и стала называться "Аэропорт "Уфа". Ее отчуждали у пригородного сельского района. Именно в это время произошла сдача первой очереди аэропорта (взлетно-посадочной полосы, радиотехнических средств захода самолетов на посадку при сложных метеоусловиях), установлены радиолокаторы для помощи летчикам в выборе курса при заходе на посадку. Кстати, летная полоса длиной в несколько километров, стоянки самолетов, рулежные дорожки - все это дело рук рабочих строительного управления № 820 треста "Уфимтрансстрой".
Площадка под аэропорт с ее наземными сооружениями выбиралась очень тщательно. С небольших самолетов совершался облет, изучалась местность вокруг Уфы с южной стороны, учитывалась безопасность полета над городом, роза ветров, потому что очень важно было определить, с какой стороны и с какой силой будут дуть ветры при взлете и посадке самолетов. Конечно же учитывалось и такое немаловажное обстоятельство, как способ быстро добраться до аэропорта из центра города. Откровенно говоря, особого выбора не было, потому что в 1956 году ввели в эксплуатацию единственный в Уфе автодорожный мост через реку Белую. На самом же Уфимском полуострове строить было уже негде - с севера город подпирали нефтеперерабатывающие, нефтехимическое предприятия и моторостроительное производственное объединение, а над этими стратегическими объектами никто бы не разрешил летать.
При всех обстоятельствах и равных условиях все равно пришлось выбрать южное направление дислокации аэропорта. Был еще один существенный момент: по генеральному плану предусматривалось строительство огромного речного вокзала на Троицкой площади (у монумента Дружбы), откуда части пассажиров удобно было добираться до места своего жительства по Белой и Уфимке на скоростных пассажирских теплоходах типа "Ракета" и "Заря" - до ДОКа, Нагаево, Кабаково, Шипово, Павловки, Красного Ключа, Красной Горки, Охлебинино, Ахлыстино, Благовещенска, Бирска, Дюртюлей, Кушнаренково и т.д. Уникальный проект речного вокзала был неподражаемым, но его не реализовали из-за карстовых образований в этом районе.
Бюро Башкирского обкома КПСС рассматривало несколько вариантов проекта аэровокзала. Обращали самое серьезное внимание на его пропускную способность, потому что считали, что он будет служить не только в ближайшие годы, но как минимум лет 40-50. Первоначально, до строительства международного терминала и двух реконструкций старого здания, аэровокзал имел пропускную мощность 400 пассажиров в час. Тогда это было очень много. Но разве руководители республики и города на рубеже 1950-1960-х годов могли предполагать, что "Аэрофлот" в конце двадцатого века и начала нового тысячелетия будет развиваться такими высокими темпами. Увеличению пассажироперевозок способствовали многие факторы, которые в середине прошлого века невозможно было даже и предположить. В СССР неожиданно мощно начал развиваться внутренний туризм, конечно, во многом за счет профсоюзов и комсомола. Многие покупали льготные туристические путевки, а с ним и удешевленные групповые авиабилеты. Студенты в осенне-зимнее время тоже имели скидки. С другой стороны, сами по себе билеты были доступны многим слоям населения, так как авиатопливо стоило дешево за счет солидной дотации отрасли из союзного бюджета.
В Уфе от нефтепрерабатывающего завода протянули до аэропорта трубопровод протяженностью несколько десятков километров, по которому перекачивался авиационный бензин. Наличие в городе производства топлива, естественно, сыграло большую роль при определении маршрутов полетов самолетов по стране, так как многие транзитные самолеты, выполнявшие рейсы из Азии в Европу или наоборот, садились в Уфе, чтобы пополнить баки топливом.
И еще один существенный момент: Уфимский авиаотряд двадцать лет (с 27 августа 1963 года по 1983-й) возглавлял заслуженный пилот СССР, отличник Аэрофлота Фуат Утяшев, который имел большой политический вес и авторитет как в Приволжском управлении, так и в Министерстве гражданской авиации СССР. Наш аэропорт благодаря его усилиям и стараниям и большой поддержке руководства Башкирского обкома КПСС постоянно получал новые пассажирские самолеты и возможность открыть новые рейсы. Утяшев был одним из знаковых первых руководителей республики: избирался депутатом Уфимского горсовета и награжден шестью орденами СССР - Ленина (1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1954, 1976), Дружбы народов (1981), "Знак Почёта" (1953). Такого количества государственных наград удостоены только самые знатные люди Уфы.
Строительство аэропорта началось в 1957 году. Первоначально планировали сдать его в 1965 году. Однако, учитывая политическую, экономическую и социальную значимость развития авиаперевозок по Советскому Союзу, а также подъем всего народного хозяйства республики, установили новый срок завершения строительства - 7 ноября 1962 года, то есть к 45-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. К этому всенародному празднику строители не успели отрапортовать о своем новом трудовом успехе. Это жилые дома и промышленные объекты могли сдать с недоделками, а здесь исключались любые ошибки, потому что от состояния взлетно-посадочной полосы зависела безопасность полетов.
Сдача первой очереди аэропорта состоялась 28 декабря 1962 года, то есть на три года раньше первоначального срока ввода объекта. В этот памятный день на новый аэродром приземлились Ли-2. Что же касается здания аэровокзала, технической базы, командно-диспетчерского пункта, ангара для ремонта самолетов, строительство этих объектов продолжалось еще три года в основном силами "Уфимтрансстроя", рабочими и специалистами московского "Метростроя". Аэропорт, располагавшийся с 1933 года в Восточной слободе (в Глумилино), полвека назад переехал на новое место дислокации. Чтобы молодежь себе хорошо представляла, где располагался прежний аэродром, скажем, что это была вся левая часть проспекта Октября, включая, конечно, и улицу Рихарда Зорге от улицы Степана Халтурина до улицы Шафиева, которая прежде называлась Курской. На всей этой огромной площади были только два объекта: дачи купца первой гильдии и лесопромышленника Павла Костерина ("Петушок" возле гостиницы АМАКС"Турист-отель") и правительства республики (она и сейчас находится в зеленой зоне на южной границе Центрального парка культуры и отдыха имени Мажита Гафури).
Между прочим, на этой даче летом 1964 года обедал первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев, но он прибыл в Уфу по железной дороге, так как совершал рабочую поездку по стране и останавливался в каждом центре области и республики. Отметим, что до 1966 года в Уфе не было ни одного аэродрома с твердым покрытием, то бишь железобетонным. Естественно, это тормозило развитие гражданской авиации столицы республики, потому что тяжелые современные самолеты не могли приземляться на грунт, особенно в распутицу. Следовательно, в буран или дождливую осень удобнее было добираться в Первопрестольную и другие города поездом. Кстати, пассажирский фирменный поезд "Уфа - Москва - Уфа" тоже курсирует между двумя столицами 50 лет. Железнодорожники старались ни в чем не отставать от авиаторов и поэтому, опережая события, 30 октября 1965-го запустили свой фирменный скоростной поезд "Башкирия".
Наличие бетонной взлетно-посадочной полосы способствовало бурному развитию гражданской авиации в столице республики. Пассажирские лайнеры Ан-10, Ту-124, Ил-18 совершали регулярные рейсы в Москву, на курорты Северного Кавказа и Крыма. Им на смену пришли многоместные и более комфортабельные Ту-134 и Ту-154. В июне 1966 года открылись рейсы Уфа - Симферополь, Уфа - Харьков - Одесса. Увеличилось также количество рейсов на Москву, Свердловск (Екатеринбург). В последующие годы все новые и новые модификации и типы пассажирских самолетов стали поступать в Уфимский авиаотряд. Это добавляло удобства многочисленным пассажирам, потому что с увеличением парка самолетов открывались новые рейсы, увеличивалась частота их вылета, и жителям Башкирии не нужно было летать в самые отдаленные уголки страны с пересадками.
Авиация стала шире использоваться для доставки почты в отдаленные города и сельские районы республики, перевозки различных грузов, доставки воздушным путем к месту работы нефтяников-вахтовиков на промыслы Западной Сибири. В разные годы авиасообщением с Уфой были связаны десятки городов и районных центров Башкирии: Баймак, Белорецк, Дюртюли, Ишимбай, Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Стерлитамак, Учалы, Янаул, Акъяр, Архангельское, Аскино, Бакалы, Большеустьикинское, Бураево, Верхнеяркеево, Верхние Татышлы, Дуван, Зилаир, Исянгулово, Калтасы, Караидель, Красноусольск, Николо-Березовка, Ново-Белокатай, Старобалтачево, Федоровка, Чекмагуш и Юмагузино. В свою очередь развивались авиалинии между городами республики: Стерлитамак - Белорецк, Стерлитамак - Учалы, Стерлитамак - Федоровка, Нефтекамск - Уфа - Стерлитамак. Из Сибая самолеты летали в Орск и Оренбург. Между прочим, аэропорт Магнитогорска находится на территории Абзелиловского района Башкортостана.
О темпах развития гражданской авиации Башкирии можно судить по такой статистике. В 1939 году она перевезла 3,3 тысячи человек,
в 1955 году - 8000,
в 1960 году - 143000,
в 1965 году - 453000,
в 1970 году - 940000,
в 1980 году - 1 миллион 425 тысяч, в 1990 году - 1 миллион 752,6 тысячи. Это, наверное, был пик авиапассажиропотока в советское время. С 1945 по 1957 год перевозки грузов воздушным транспортом в Уфе возросли в четырнадцать раз, пассажиров - почти в шестнадцать. В 1972 году впервые из Уфимского аэропорта перевезли самолетами более 1 миллиона пассажиров, по объему перевозок Уфа вошла в число 15 крупных аэропортов Советского Союза. В то время наш город имел прямые авиасообщения с более чем 100 городами страны, аэропорт работал круглые сутки, постоянно принимал и отправлял самолеты.
Правда, к концу двадцатого века жители Башкирии летать стали меньше, так как сложная экономическая ситуация этого уже не позволяла (цены на авиатопливо отпустили в свободное плавание, связав со стоимостью американского доллара).
В 2000 году объем перевозок составил всего 315 тысяч человек,
в 2005 году - 421900,
в 2008 году - 1180000,
в 2010 году - 1460000,
в 2011 году - 1690000,
в 2012 году - 1920000,
в 2013 году - 1218000,
в 2014 году - 2380000,
в 2015 году - 2310000.
Новый всплеск пассажиропотока в нынешнем веке во многом объясняется тем, что сотни тысяч жителей Башкирии, став обладателями заграничных паспортов, получили возможность свободно выезжать за границу на отдых. К примеру, летом 2012 года Уфимский аэропорт обслуживал международные рейсы в Анталью, Баку, Барселону, Бургас, Даламан, Дубай, Ираклион, Киев, Ларнака, Монастир, Прага, Стамбул (Ататюрк), Ташкент, Тель-Авив, Худжанд, Хургаду и Шарм-Эль-Шейх.
Вот некоторые вехи развития гражданской авиации Башкортостана:
15 июля 1933 года открыта первая авиалиния по кольцевому маршруту Уфа - Толбазы - Стерлитамак - Ишимбаево - Мраково - Баймак - Тукан - Архангельское - Белорецк - Магнитогорск - Уфа. Самолетом управлял Меркулов. Трудность полета заключалась в том, что летчику приходилось 2,5 часа лететь над сплошными горами, покрытыми лесом. Аэрофлот взял на себя часть перевозок, ранее выполнявшихся гужевым, железнодорожным и речным транспортом.
15 мая 1936 года введен в эксплуатацию шестиместный пассажирский самолет "Сталь-3". В предвоенные годы основными республиканскими линиями были Уфа - Янаул (длина трассы - 200 километров), Уфа - Белорецк (230) и Уфа - Исянгулово (360).
В 1954 году на грунтовый аэродром впервые сел двенадцатиместный самолет Ан-2. Он работал на местных линиях и использовался для перевозки пассажиров и грузов.
В 1955 году впервые открыта воздушная линия Уфа - Молотов (Пермь).
1 июня 1959 года открыта новая авиалиния Уфа - Куйбышев (Самара) - Саратов - Сталинград (Волгоград) - Минеральные Воды. Обслуживал этот рейс самолет Ли-2.
6 февраля 1962 года на Ил-18 совершен первый прямой рейс Ленинград - Уфа.
14 апреля 1964 года в Уфе приземлился 50-местный реактивный самолет Ту-124. Это был технический рейс Куйбышев - Уфа - Куйбышев. Затем этот самолет эксплуатировался для полетов в Минеральные Воды.
В 1964 году агентство Аэрофлота в Уфе находилось по адресу: улица Ленина, 56, а его филиал размещался в Черниковске (улица Толстого, 1).
15 мая 1965 года открыты новые авиалинии Уфа - Адлер (теперь без пересадки), Уфа - Красноярск - Владивосток.
В 1967 году Уфа получила первые турбовинтовые Ан-24. Это был замечательный скоростной самолет, вмещающий около 50 пассажиров.
В начале 1967 года в Белорецке началась установка оборудования для приема и выпуска самолетов в ночное время. Затем такое же оснащение получили Сибай и Николо-Березовка.
В 1970 году возле аэровокзала Уфы открыта пятиэтажная гостиница на 300 мест для транзитных пассажиров и отдыха экипажей самолетов.
В 1972 году в Уфимском авиаотряде начала работать эскадрилья самолетов Ту-134.
С 26 июля 1980 года открыта новая линия Уфа - Новосибирск - Иркутск - Уфа (4 часа 40 минут лета на Ту-154).
В 1977 году в Уфимском аэропорту открыт Музей истории развития авиации в Башкирии.
В 1980 году впервые введен рейс Сочи - Уфа - Тюмень - Иркутск - Хабаровск.
В 1981 году открыто новое агентство Аэрофлота по улице Карла Маркса.
В 1985 году из Уфы можно было вылететь прямыми рейсами во многие столицы союзных республик СССР (Алма-Ата, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Душанбе, Киев, Минск, Рига, Ташкент, Тбилиси).
В 1991 году Уфимский авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации преобразован в самостоятельную авиакомпанию "Башкирские авиалинии".
В 1992 году аэропорт Уфы получил статус международного.
Большим спросом пользовались также билеты на внутренние рейсы в Западную, Восточную Сибирь и на Север (Когалым, Красноярск, Надым, Нарьян-Мар, Нижневартовск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Салехард, Тюмень, Ханты-Мансийск, Ямбург).
В 1994 году Уфа входила в число наиболее крупных (более 500 тысяч отправлений в год) транспортных узлов европейской части РФ наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Самарой, Екатеринбургом, Минеральными Водами и Сочи.
В 2012 году "Уфа" признана победителем конкурса за звание "Лучший аэропорт года стран СНГ за 2011 год" в номинации "За большой вклад в развитие производства", который проводила Ассоциация гражданской авиации. Он в 2011 году перевез 1 миллион 688570 пассажиров, что на 11,6 процента больше, чем в 2010 году.
Аэропорт и аэровокзал "Уфа" дважды прошли полномасштабные реконструкции, связанные с подготовкой к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России (2007) и проведением саммитов ШОС и БРИКС (2015), поэтому никаких признаков старых воздушных ворот почти не осталось. Уфа теперь имеет прекрасную воздушную гавань на уровне лучших городов РФ. Уфа - первый региональный аэропорт России, подтвердивший соответствие производственным стандартам ISAGO. Он имеет 26 стоек регистрации пассажиров, 40 кабин паспортного контроля, 7 телетрапов, 8 багажных грузовых лент, 14 пассажирских лифтов, 11 выходов на посадку в самолет. Аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами, причем одна из них имеет длину 3,7 километра. Она в советское время (в 1990-м) сооружена в качестве запасного аэродрома для приема космического корабля многоразового использования "Буран". Перед саммитами ШОС и БРИКС взлетно-посадочная полоса отремонтирована по всем международным стандартам и теперь может принимать такие суперсамолеты, как Ан-124 (один из тяжелых и крупнейших по габаритам транспортных самолётов в мире "Руслан"), "Боинг-747" и "Аэробус-330". Аэропорт "Уфа" сотрудничает с 43 авиакомпаниями и тремя крупнейшими авиационными альянсами: "Sky Team", "Star Alliance", "Oneworld".
Рашит АЮПОВ.


На взлёт! На взлёт!


И ЕЩЕ...
Уфимский аэропорт на фоне многих других таких же предприятий России процветает. На днях "Росийская газета" сообщила, что с карты нашей страны исчезло более 1 тысячи аэропортов. В начале 1990-х в России действовали 1450 аэродромов, из них на сегодня осталось только 282. К большому сожалению, прекратились полеты гражданских самолетов и в самом Башкортостане, особенно это касается Сибая, Белорецка и Нефтекамска - отдаленных городов республики. В прошлом десятилетии предпринималась некая попытка возродить рейс Уфа - Сибай - Уфа, но она не увенчалась успехом, потому что все упирается в цену на билеты.
"Российская газета" приводит список "Топ-15" самых загруженных аэропортов России за 2015 год. В нем есть и Уфа, наряду с Шереметьево, Домодедово, Внуково (все - Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Симферополь, Кольцово (Екатеринбург), Сочи, Толмачево (Новосибирск), Пашковский (Краснодар), Курумоч (Самара), Минеральные Воды, Новый (Хабаровск) и Емельяново (Красноярск).

Дата создание новости 3-02-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 2 425     Номер: 18(12916)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.