Актуально
Трамвай ещё скажет веское слово
Транспортный вопрос для крупных городов всегда был краеугольным. Было время, когда в Уфе 70 процентов пассажиров перевозились электротранспортом. Сейчас большая их часть едет на автобусах и маршрутках. Но и теперь, хотя прошло уже 80 лет, как на улицы Уфы вышел первый трамвай, электротранспорт по-прежнему остается самым доступным, не говоря уже о том, что он самый экологичный и безопасный.
Официально регулярное трамвайное движение было открыто в Уфе 1 февраля 1937 года. Парк Управления городской железной дороги насчитывал тогда 5 моторных и 3 прицепных вагона. Длина трамвайных линий составила 6 километров.
Первый маршрут был проложен по улице Ленина от здания Почтамта до улицы Пермской. В 1938-1940 годах трасса дошла до Черниковска, где уже работали моторно-производственный, нефтеперерабатывающий и другие заводы.
В 1937 году на городской железной дороге было 187 рабочих, более 40 инженерно-технических работников и служащих. С первых дней строительства трамвайных путей был рабочим, вагоновожатым будущий Герой Советского Союза Сергей Иванович Зорин, который после войны возглавил депо № 1, носящее сегодня его имя. Значение пуска трамвая трудно переоценить, особенно для военных лет, когда он стал почти единственным транспортом для тысячи рабочих завода № 26 (ныне УМПО), выпускавшего оружие для Победы.
К 1961 году трамвай значительно увеличил зону своего влияния, особенно на севере столицы, где открылись новые линии путей, оборотные кольца и конечные остановки "Стекловолокно", "Ново-Александровка", "Загородная", "Космонавтов", "Гастелло". На юге Уфы трамвайная ветка уходит от вокзала железной дороги до Товарного двора (ныне "Дзержинского"). Общая протяженность путей подбиралась к отметке 100 километров, а число маршрутов уже равнялось 12.
В 1960 году в Уфе было 2 трамвайных депо и 198 вагонов. Год спустя начали поступать вагоны рижского завода РВЗ-6, которые долгое время составляли основу подвижного состава, а последний из них был списан лишь в 2009 году.
Пика развития трамвайная сеть Уфы достигла в 1986-м, когда общая протяженность путей составила 156 километров. Менялся и подвижной состав. С 1968 года в столичные депо начали поступать чешские трамваи "Татра", приятно удивившие уфимцев своим современным дизайном и удобством.
В начале 1990-х уфимский трамвай занимал ведущую роль в системе городских перевозок. В 1995 году им воспользовались свыше 90 миллионов человек.
Однако уже через год было закрыто движение по улице Инициативной и на участке между "НУНПЗ" и "Станцией Загородной". В 2004-м были демонтированы линии на проспекте Октября между Госцирком и Аграрным университетом. В 2007-м рельсы убрали с улицы Ленина на участке от Революционной до бульвара Ибрагимова. Наконец, в 2008 году, пути были сняты на проспекте Октября от Госцирка до въезда в Черниковку. Тем самым система трамвайного сообщения была разорвана на северную и южную, что не могло не сказаться на пассажиропотоке.
- Когда был пик развития, в городе работали 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, - говорит генеральный директор МУЭТ Аскар Фазлыев. - Сегодня в Уфе работают 2 трамвайных и 2 троллейбусных депо. Парк трамваев и троллейбусов сократился почти в два раза. Общая протяженность маршрутных сетей - 329 километров, хотя раньше была почти 1000 километров. В лучшие времена мы перевозили свыше 100 миллионов пассажиров в год. В 2015-м были перевезены 32 миллиона пассажиров, в 2016-м - 24 миллиона. Тем не менее это тоже большая цифра.
Для Уфы, которая входит в тройку российских городов с самыми длинными перегонами за счет большой протяженности города с севера на юг - 53 километра и с запада на восток - 28 километров, линейный транспорт просто необходим. О метро уфимцам по целому ряду объективных причин можно даже не мечтать. Соответственно, реальная альтернатива метро - трамвай, желательно, чтобы он был по стандарту скоростным.
Несмотря на то, что сейчас электротранспорт находится в тяжелой ситуации, в Уфе думают о дальнейшем развитии трамвайной сети.
Аскар Фазлыев сообщил, что вопрос о строительстве трамвайной линии, которая вновь соединит северную и южную части города, решен окончательно. Причем проект получил поддержку не только на республиканском, но и на федеральном уровне.
- Есть предварительная договоренность с Министерством транспорта России и Министерством промышленной политики, - сказал Аскар Асхатович. - В 2017 году должны быть подписаны соответствующие документы, и после этого начнется непосредственно техническое проектирование. Сейчас идет обсуждение нескольких вариантов маршрута трамвайной линии, которая вновь соединит юг и север Уфы. Наиболее вероятным кажется вариант по улице Российской.
Новые трамвайные линии будут укладываться по бесшумной технологии, как на улице Зорге. Если мы хотим создавать современную систему транспорта, то мы должны делать все по этим стандартам.
На реализацию данного проекта требуется около 1,2 миллиарда рублей, и уже есть компании, выразившие готовность стать инвесторами.
- О нашем проекте знают, высоко его оценивают, и мы надеемся, что получим федеральное софинансирование, - отметил руководитель МУЭТ. - На сегодня продуманную концепцию развития трамвайной сети пока предлагали только 2 города - Санкт-Петербург и Уфа. Наш проект считается хорошим.
Помимо задачи по соединению севера с югом, параллельно мы пытаемся закольцевать Черниковку, то есть в рамках проекта выработать решение, которое позволит и из западной части Черниковки выйти на новую линию, - показывает на схеме Аскар Фазлыев. - Линия, которая будет строиться в районе Глумилино, должна соединиться с линией, следующей с улицы Зорге, и той, что дойдет до Чайной фабрики. Тем самым будет решена проблема того, как разгрузить активно застраиваемый микрорайон Глумилино, соединить между собой крупные торговые центры и, соответственно, дать другой коридор для тех, кто едет из Зеленой Рощи и обратно. Также это позволит закольцевать трамвайные линии в южной части столицы. Фактически у нас получится большое кольцо, которое будет замыкаться в районе Госцирка с северной стороны, а с южной оно проходит по существующим линиям до Телецентра.
Если в Уфе будет восстановлена единая трамвайная сеть, соединяющая север и юг, то на трамвае снова можно будет недорого и без пересадок пересечь всю Уфу за 45 минут. Восстановленная единая сеть поможет увеличить пассажиропоток на электротранспорте и сделать его менее затратным.
Износ трамваев в Уфе очень большой, он составляет 92 процента, троллейбусов - 76, необходима замена парка. На первом этапе, исходя из имеющихся финансовых возможностей МУЭТ будет проводить капитально-восстановительный ремонт подвижного состава, потому что это в несколько раз дешевле, чем закупка нового.
В прошлом году собственными силами в МУЭТ собрали 4 новых троллейбуса, они уже ходят по городу.
Трамвайное депо на ГДК полностью укомплектовано трамваями "Татра", которым по 40 лет. Соответственно, их нужно капитально восстановить. Сегодня уже тележку получили, кузов сварили, фактически мы получим новый трамвай. В МУЭТ хотят отладить это производство.
Сейчас реализуется совместный проект с "НефАЗом" по сборке троллейбусов. Завод предоставляет электротранспортникам кузов, шасси, а они на месте, в Уфе, собирают новые троллейбусы. В апреле в Москве пройдет выставка электротранспорта, там будет представлен этот новый среднепольный троллейбус. Также уже заложен и низкопольный.
Несмотря на имеющиеся трудности, электротранспортники полны надежд на то, что ситуация изменится в лучшую сторону, что трамваи и троллейбусы еще скажут свое веское слово в городских пассажирских перевозках.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото автора
Фото автора
3-02-2017 (0) Просмотров: 2 615 Номер: 10(13086) Версия для печати